↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Amalia_Vilson
7 января в 14:52
Aa Aa
#книги

"Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир."

Прочитала книгу Илья Ильфа и Евгения Петрова "Золотой теленок".

Остап Бендер выдает себя за сына лейтенанта Шмидта и просит денег у председателя. В это время в кабинет заходит ещё один "сын лейтенанта Шмидта" — Шура Балаганов с двумя судимостями за этот год. Они делают вид, что являются родными братьями.

Шура указывает Бендеру на настоящего сына лейтенанта Шмидта, который шел неподалеку.

"Заметьте себе, Остап Бендер никогда никого не убивал. Его убивали — это было. Но сам он чист перед законом."

"Вторая стадия кражи гуся, — холодно заметил Остап. — Третья стадия начнется после поимки виновного. Она сопровождается чувствительными побоями."

Остап Бендер притворяется участником автопробега и бесплатно получает обед и горючее. На дороге он встречает Американцев и тут же зарабатывает продав им рецепты самогона и механизм самогонного аппарата.

В какой-то момент участники автопробега предупреждают о лишней машине и Остапу с командой приходится спрятаться.

Остап покупает жёлтую краску и машину перекрашивают.

Корейко грабят. Остап Бендер забирает награбленное и под видом милиционера приходит к Корейко, чтобы сообщить, что грабители пойманы. Корейко отрицает ограбление.

Остап Бендер организует фирму "Рога и копыта". Потом все уезжают, но машина попадает в аварию.

Остап Бендер организовывает представление и получает задаток, но Паниковский попадается на попытке кражи гуся, и план рушится. Паниковский умирает. Его хоронят под плитой.

Бендер оставляет двум участникам предприятия 15 рублей и уезжает на поезде, где съедает чужую курицу целиком.

За 25 рублей Остап Бендер продает набор комбинаций для стихов и прозы.

"Солнце встало над холмистой пустыней в 5 часов 02 минуты 46 секунд. Остап поднялся на минуту позже."

Остап Бендер встречается с Корейко
"Кстати, совсем забыл вам сказать: может быть, вы собираетесь меня зарезать? Так знайте — я против. И потом меня уже один раз убивали.
Был такой взбалмошный старик, из хорошей семьи, бывший предводитель дворянства, он же регистратор загса, Киса Воробьянинов.
Мы с ним на паях искали счастья на сумму в сто пятьдесят тысяч рублей. И вот перед самым размежеванием добытой суммы глупый предводитель полоснул меня бритвой по шее. Ах, как это было пошло, Корейко! Пошло и больно! Хирурги еле-еле спасли мою молодую жизнь, за что я им глубоко признателен."

Корейко отдает Остапу Бендеру деньги.
"— Девяносто девять пачек, — сказал Корейко грустно, — по десять тысяч в каждой. Бумажками по двадцать пять червонцев. Можете не проверять, у меня — как в банке.
— А где же сотая пачка? — спросил Остап с энтузиазмом.
— Десять тысяч я вычел. В счет ограбления на морском берегу.
— Ну, это уже свинство. Деньги истрачены на вас же. Не занимайтесь формалистикой."

Бендера высаживают с поезда, потому что у него нет билета. Бендер покупает двух верблюдов и вместе с Корейко едет дальше на них.

"Обидно было и то, что правительство не обращает никакого внимания на бедственное положение миллионеров и распределяет жизненные блага в плановом порядке."

Балаганов машинально пытается украсть сумочку и его задерживают. Бендер делает вид, что не знает его.

В вагоне Бендер хвастает перед студентами, что он миллионер.

Бендер приезжает к Адаму Козлевичу и сообщает, что не может купить машину, так как является частным лицом. Бендер бросает чемодан с миллионом, но забирает обратно и отправляет в Москву народному комиссару финансов. Передумав, Бендер забирает посылку обратно.

На эти деньги Остап Бендер закупает часы и драгоценности. Остап Бендер пытается пересечь границу, но пограничники грабят его.

"Через десять минут на советский берег вышел странный человек без шапки и в одном сапоге. Ни к кому не обращаясь, он громко сказал:
— Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы."

Остап Бендер вновь остался ни с чем...
7 января в 14:52
15 комментариев
Arandomork Онлайн
А как впечатления при сравнении двух книг?
Меня вторая книга зацепила меньше. Только после фильма оценила
Arandomork
Они каждая хороши по своему)
Бендер так вообще интересная личность. Такие таланты бы да в законных целях...
Макса
Фильмы хочу посмотреть
Scaverius Онлайн
(Внимание спойлеры в комменте к книгам Ильфа и Петрова)

Остап Бендер для меня лично да и для других читателей интересен, потому что он - классический авантюрист-приключенец, "благородный разбойник". Как там в одной песне пелось: "В пещере и в таверне, в десятках разных мест
Маньякам-приключенцам всегда найдётся квест." А еще он интересен потому, что он приключенец в антагонистичной для себя среде. То есть в среде, где всё дышит коллективизмом. И он хочет убежать в Рио-де-Жанейро, где все погловно ходят в белых штанах. У него есть мечта стать свободным индивидуалистом за пределами Родины. Вот только за пределами Родины его не ждёт сбыча мечт, а ждёт полуголодное, страшное существование. Потому что паразитировать и изящно манипулировать Остап Бендер мог наивными советскимм гражданами и вообще русскими. В среде же таких индивидуалистов как он сам - он быстро получил бы пулю в лоб. Собственно, трагедия Остапа Бендера не в том, что он никак не может обрести богатство и выбраться из страны. А в том, что он не осознаёт того простого факта, что вне страны, вне Родины он никому не нужен. Кстати интересна трансформация этого героя:

1. Сюжет первой книги ("Двенадцать стульев") Остап Бендер ищет богатство, чтобы уйти из страны, но не находит богатство. Вместо этого он внушает идею поиска богатства и так одержимому этим человеку и чуть не гибнет от его руки.
2. Сюжет второй книги ("Золотой теленок") - Остап Бендер находит богатство, но теряет и любовь, и друзей и даже самоуважение. И всё равно пытается перейти границу, но его грабят, избивают до полусмерти и почти силой вышвыривают назад.

В общем, как это ни странно, но Остап Бендер - это благородный разбойник. Персонаж достаточно старый в литературе. Таковыми были еще Робин Гуд, Черная Стрела, Джим из "Острова Сокровищ", граф Монте-Кристо. Благородные разбойники одержимы великой миссией, великой целью. Это может быть месть, восстановление справедливости, это может быть просто желание исследовать мир (как у Джима) и это может быть даже "желание быть богатым" как у Бендера. В процессе получения цели благородный разбойник всегда или карает зло или обнажает перед другими персонажами злые цели злых людей.

Так в "Двенадцати стульев", О. Бендер играючи создаёт подпольную антисоветскую организацию из людей, которые уже готовы её создать, но в процессе так запугивает членов этой организации, что они сами идут сдаваться в в уголовный розыск и тем самым становятся обычными советскими гражданами, излечиваясь от идей насильственной реставрации старого. О. Бендер даёт немолодой и никому в сущности не нужной вдове С. Грицацуевой романтическую идею мечты, принца на белом коне и совершает этим доброе дело.
В "Золотом теленке" он спасает Балаганова, Козлевича и даже Паниковского от бессмысленного существования и даёт им цель в жизни и что характерно, "отпуская" их от себя на волю он видит как они превращаются в такое же или даже худшее подобие самих себя до встречи с ним.

Бендер - это почти злодей. Он чем-то похож на Мефистофеля, но только такого, который не лгал бы, произнося:
"Часть вечной силы я
Всегда хотящей зла, творящей лишь благое".

Вот и Бендер "хочет зла", а творит по ходу сюжета лишь благо. Да он даже несчастным жителям села Васюки подарил мечту о шахматной столице мира. И можно сказать .что вряд ли их шахматный клуб теперь зачахнет, теперь они будут строить "светлое шахматное будущее" назло "мошеннику-гроссмейстеру".

В общем, Бендера очень жалко. Он может быть зол, бездушен и беспощаден (как беспощаден он к покойному Паниковскому). Но он одержим мечтой, грёзой, несбывшимся. Он как Фрези Грант из романа "Бегущая по волнам" только вот "темную дорогу" он выбрал себе сам и если Фрези Грант бежит к мечте по волнам. то Бендер бежит по чужим головам.

Я кстати, вполне себе способен представить продолжение и третий роман, рассказывающий Бендера в роли управдома в 30-е годы, который поднимает коммунальное жилье на невиданную высоту, а в 30е годы еле спасается от репрессий, при этом сумев наказать доносчиков и выгородить некоторых жильцов дома. При этом он по прежнему одержим желанием разбогатеть и иногда устраивает шалости в своем духе, но только уже осторожнее. А в 40-е годы, когда начинается война, он идёт на фронт и устраивается там интендантом. И никогда еще не было на фронте такого хитрого, пронырливого, полезного интенданта. В итоге ему становится скучно и он переходит в разведку, становясь блестящим разведчиком и гибнет по собственной глупости, забыв во время обрезать стропы у парашюта. Или еще какой-то нелепой на вид смертью, но очень характерной для такого беспросветного романтика и безнадежного мечтателя, каким он на деле является.

То что Бендер от войны не убежит и что с нацистами ему не по пути - это абсолютно несомненно. Он даже будет произносить речи вроде : "Какие пошлые эти люди, какие пошлые мысли! Ну зачем убивать и грабить целые народы, если можно добровольно убеждать людей расстаться с частью имущества?" В общем, для Бендера слово "Гитлер" будет просто нарицательным синонимом злобного неудачника и возможно он даже произнесет афоризм в стиле "От Корейко до Гитлера - всего шаг". Он вообще будет считать, что воображение у нацистов плоское и узкое, потому что грубое насилие ему отвратительно.

Самый страшный Бендер - это Бендер России 90х годов. Если бы можно было написать роман про то, как Бендер попал в 90-е это было бы страшно. Это Бендер пил бы горькую, жаловался бы на жизнь и маневрировал бы между группировками братвы, бизнесменов в малиновых пиджаках и продажных ментов. Конец у такого Бендера - в петле или пистолете, прижатом к виску. Потому что там не было мечты и надежды. А за границу бы он съездил, убедившись, что "там такое же г...но, господа и мне кажется, что в жизни не ел столько г...на".
Показать полностью
Scaverius
Хорошо сказали!

Любовь-то авторы хотели ему вернуть, чтоб Зося его дождалась. Емнип, им порекомендовали оставить его у разбитого корыта. А может, это байка о страшной советской цензуре, и они сами так решили. Но вариант хэппи энда с Зосей в черновиках есть.
Scaverius Онлайн
Viola ambigua
И правильно порекомендовали. Зося - это такая же мечта. Чего у Зоси общего с Бендером? Такие как Бендер и не женятся никогда. Более того, они даже редко с женщинами-то собственно спят. Всё в их постоянный бег к своей цели уходит.
Scaverius
Да я тоже думаю, что авторы сами отказались от нее ради цельности характера Остапа.
Scaverius Онлайн
Viola ambigua
Кстати, книги с Бендером - это сами по себе зеркало НЭПа. Более правдивое, чем даже другие книги о НЭПе, возможно даже документальные. Потому что отражают быт именно НЭПа ну и ранней индустриализации вообще. Общество без корней. на переходе. Издевательство над священнослужителями, издевательство над "старорежимниками", вроде старого госслужащего, который мечтает об ушедшей монархии или вроде старого ребусника, которому буквально есть нечего, т.к. его цензура не пропускает. Причем такое, недоброе издевательство, учитывая то, что сами подобные люди как раз лишены всего.
Ближе здесь к быту этого времени только Андрей Платонов, но Платонов - это уже разгар коллективизации и индустриализации. Кстати, эту эпоху он не одной только черной краской рисовал.
Scaverius
Интересное)
Жаль, что Ильф и Петров не написали другую концовку - как Бендера, выбравшегося-таки за границу, сожрали живьем, вместе с его "миллионом без какой-то мелочи", более крупные хищники.
Kairan1979
Жаль, что Ильф и Петров не написали другую концовку - как Бендера, выбравшегося-таки за границу, сожрали живьем, вместе с его "миллионом без какой-то мелочи", более крупные хищники.
Авторы хорошо относились к своему герою. Они написали максимально возможный хороший
конец для него. Бендер же глубоко внутри с хорошим потенциалом. Авторы дали Бендеру возможность все осознать и начать с начала.
Scaverius Онлайн
Kairan1979
Жаль, что Ильф и Петров не написали другую концовку - как Бендера, выбравшегося-таки за границу, сожрали живьем, вместе с его "миллионом без какой-то мелочи", более крупные хищники.

Ну он всё же не полный идиот, Бендер. Думаю, что ему миллиона бы хватило, чтобы для начала осторожно жить как рантье и только потом начать "чудить". Но да, со скуки он там бы повесился, конечно. Ему и Корейко был невыносимо скучен с его жадностью и ограниченностью. А уж за границей-то...
Scaverius
. Думаю, что ему миллиона бы хватило, чтобы для начала осторожно жить как рантье и только потом начать "чудить".[/q]
Осторожно, сразу нет. Это не про Бендера. Авантюрист же
Мне понравилась экранизация Золотого теленка с Меньшиковым именно тем, что там Остап уже изменившийся со времён 12 стульев. Битый жизнью, уставший, изо всех сил цепляющийся за мечту о Рио. Ведь не может человек вечно скакать козликом.
Макса
Хорошая возможность, так-то)
Viola ambigua
Не может. А экранизации у меня впереди)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть