Повесть — это эпический прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом). Сюжет повести тяготеет более к хроникальному сюжету и композиции, воспроизводящим естественное течение жизни. Возможна стиховая форма. Повесть изображает ряд событий. Она аморфна, события нередко просто присоединяются друг к другу, большую самостоятельную роль играют внефабульные элементы. Не имеет сложного, напряженного и законченного сюжетного узла. Лишённый интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.
Повести чужды эпическая широта романа, законченная биография героя на социально-исторической основе, плавное, медленное развитие, осложненное значительным количеством действующих лиц. Можно принять сравнение немецкого критика Готшаля, заметившего, что повесть относится к роману, как стихотворный рассказ (роetische Erzahlung - идиллия, баллада) – к эпопее.
Предмет повести - отдельный эпизод из личной жизни; ограничиваясь незначительным кругом участвующих лиц, она не дает картины целого общественно-политического или морального строя; она проще, цельнее, однороднее, развивается быстрее и энергичнее романа и, приближаясь по силе движения к драме; напоминает последнюю и по большему единству действия. Иногда - и это характерно для структуры повести - в ней соблюдаются также единства времени и места. От близких к ней поэтических форм западноевропейской новеллы и нашего рассказа - повесть мало отличается по существу; можно сказать только, что она сложнее и больше рассказа.
В истории литературы повесть развивалась неразрывно с романом, предшествуя ему, подчас смешиваясь с ним и всегда питаясь теми же элементами. По форме, современная повесть ведет свое происхождение от столь популярных в средние века фантастических сборников, а иногда и бытовых рассказов, перешедших с Востока или созданных под его влиянием.