↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Алая смерть(1) застигла маленьких крестоносцев у ворот Ротвайля, так и оставшихся закрытыми для них. Быстрая, тихая, как притаившаяся среди высокой травы змея — именно таким неуловимо смертоносным врагом стала эта болезнь. Дети слегли мгновенно, один за другим. Вот ещё накануне они бегали, сновали кругом, как неутомимые странники; даже вопреки вечному недоеданию и усталости не знающих отдыха ног. Ещё бы: пройти пешими путь от Кёльна до Ротвайля сумели только выносливые. Но даже кто-то из самых крепеньких на вид оказался бессилен перед лихорадкой.
Дженне алая смерть представлялась тенью, только не красной, как зловещие пятна на лицах детей, а чёрной, как олицетворение скорби. Никем не видимая, бесшумно перемещалась она по рядам крестоносцев, выбирая, кого наделить своей отметиной. От одного шла к другому, и те, кого касалась она своей тёмной, высохшей, как у покойника, рукой, неизменно пали бы. Не в силах выстоять.
Дженна корила себя за такие мысли, за то, что теряла веру, на которой держался весь их священный поход. Корила и за то, что не распознала вовремя болезнь у Марии. Стоило задуматься ещё в тот миг, когда девочка свалилась замертво на подходе к городу. Никогда раньше такого с ней не случалось, как бы ни было тяжело идти.
Их маленькому сплочённому отряду, где предводительствовали Дольф и Дженна, и вовсе было грех жаловаться: они не голодали, имели собственного ослика, которого всеми силами берегли от кражи (только зазеваешься — здесь мигом найдётся кому его зажарить и съесть) и даже повозку. Большинство малолетних участников крестового похода и близко таким похвастаться не могли. Весь путь переносили на ногах, ели что Бог пошлёт, спали где придётся, а за душой только и имели, что самодельный крест на шее, грубо слаженный из перемотанных бечёвкой веточек.
* * *
С появлением Дольфа, конечно, стало лучше. Каким-то чудом лидеры похода прислушались к его советам. Теперь место для лагеря выбирали куда тщательнее, чтобы не спать на голой холодной земле; усилилась охрана, и дети перестали пропадать по ночам, а отряды, составленные из самых метких стрелков, всегда могли добыть дичи в попадавшихся по пути лесах. Но даже все старания не могли сотворить невозможное для восьми тысяч крестоносцев. Их было слишком много, чтобы помочь сразу всем.
Хорошо, что Дольф держался рядом. С ним было как-то спокойнее, и именно сейчас Дженна больше всего поражалась его умению сохранять холодный рассудок. Дольф помог понять, что в болезни Марии нет никакой вины Дженны. Даже забей она сразу тревогу, что могло измениться? У них не было под рукой ни лекарств, ни уж тем более опытных целителей. Только несколько девочек-травниц, которые умели не больше самой Дженны. А что могла она? Залечить мазью несерьёзные раны да приготовить какой-никакой отвар от простуды, совсем бесполезный против алой смерти.
— Ничего, справимся, — уверенно утешал её Дольф, — хорошо, что это не проказа и не чума.
«И слава Богу», — с содроганием думала Дженна, не забыв тут же прочесть молитву.
Обращаться к Нему — вот что было главным её знанием, главной заповедью каждого крестоносца. Молитва — это ведь не кусок сдобного хлеба и не пфенниг(2) в кармане, который сегодня есть, завтра — нет. Молитва — она всегда с тобой, и в горе, и в радости. Так учили Дженну с рождения, так проповедовали в церкви, и она следовала этому учению с горячечной искренностью. В этот раз даже Дольф, вопреки своему обычному неверию, которое так раздражало Дженну, лишь понимающе молчал, глядя, как она взывает к Богу. Видел всю глубину её отчаяния, за что она была ему благодарна.
И не только за это. Именно благодаря Дольфу они сейчас ухаживали за больными детьми в просторном шатре господ, где было сухо и чисто. Сама бы Дженна точно не осмелилась проявить такую дерзость — не просто заявиться сюда без спроса, а занять чужое место, уложив заболевших во всех доступных уголках. В первый раз, когда Дольф пришёл сюда на переговоры, взяв с собой и Дженну, она потерялась от невиданной для себя роскоши. Длинный стол, уставленный всевозможными лакомствами, и сидящие за ним знатные господа, со спокойным благородством взирающие на незваных гостей. Дженна, обычно бойкая и храбрая, тогда не смела лишний раз поднять головы, осознавая всю глубину пропасти, разделявшей их и её, простолюдинку в скромнейших одеждах.
Дольф потом допытывался у неё, почему она взирала на Николаса как на короля. Что в нём такого, чем он и его приближённые лучше них? Чем они заслужили есть лучшую еду и спать в лучшем месте? Голубая кровь у них, что ли?
Про кровь Дженна совершенно не поняла, а Дольф отмахнулся, что так говорят у них в Голландии про всех феодалов. На остальные вопросы она ему ответить не смогла. Не сумела объяснить. Для неё это была данность, сама собой разумеющаяся: кто-то рождается лордом, кто-то — крестьянином, так им и положено всю жизнь жить. Как этого можно не понимать? И как это может быть неизвестно Дольфу, если он сам — сын герцога? Неужели в Голландии какие-то другие законы?
Во многом Рудольф Роттердамский оставался для неё неразгаданной загадкой.
— Отец Ансельм и Николас со своей свитой заночевали в городе. Пока их нет, обустроим тут всё, а как вернутся, я разберусь, — решительно заявил Дольф.
И шатёр господ превратился в лазарет для больных. Дженна согласилась с таким раскладом быстрее, чем предполагала: вопреки всему ей хотелось спокойно ухаживать здесь за Марией, к тому времени окончательно впавшей в забытьё. Сон её был лихорадочным, беспокойным, а если она и просыпалась ненадолго, то никого не узнавала. Дженна ненадолго отвлекалась на то, чтобы помочь другим детям, но остальное время проводила у лежанки Марии, то вливая ей в рот травяной отвар, то утирая тряпицей испарину с пылающего жаром лба. Багряные пятна поцелуем алой смерти цвели на белом, как мука, лице Марии. И Дженне казалось, что они становятся всё ярче, крича о злом роке, нависшем над ребёнком.
* * *
Каждый раз, когда из шатра уносили грузить на повозку новое тело, Дженна не могла избавиться от мысли, что следующей станет Мария.
«Она обязательно поправится», — говорил ей Дольф, но Дженна слышала в его словах только слабую попытку утешения, а не обещание, которому можно верить.
Но Дольф ведь и не Господь Бог, чтобы знать всё на свете. Разве могла она требовать с него подобные обещания?
«На всё воля Божья», — без конца твердила себе Дженна, а сама смотрела на угасающую Марию и никак не желала смириться с её возможной смертью.
Не должна, не должна была погибать эта девочка, так и не увидев Иерусалима, так и не вкусив немыслимого счастья пребывать в священном для христиан городе. Кто угодно, только не она, думала Дженна. И тут же стыдила себя за эту донельзя крамольную мысль. Каждая чистая детская душа их крестового похода грезила об Иерусалиме.
«А скоро ли покажется море? А это уже Иерусалим или ещё нет? А долго ли ещё идти?» — без конца раздавались эти вопросы от измождённых долгим переходом маленьких крестоносцев.
И многие из них уже не увидят никогда ни моря, ни святой земли. Те, что пали от истощения в дороге, бесследно сгинули под покровом ночи, отстали от шествия, не в силах идти дальше. Да, их было немало, но тысячи продолжали этот нелёгкий поход — вот что было важнее всего.
Дженна шла дольше многих, почти от самого Кёльна. Дженна своими глазами видела, как высшие духовные чины благословляли этот поход, как выступало из города внушительное шествие с крестами на знамёнах, разнося песнопениями добрую славу крестоносцев на всю округу. Тогда, захваченная величественностью этого зрелища, она внушила себе, что не отбывает повинность, наложенную отцом в наказание, а получает истинное благословение. Тогда же она и пообещала себе, что будет среди тех, кто войдёт в Иерусалим, чего бы оно ни стоило. Там ни ей, ни Марии не придётся больше знать тягот и лишений, и там же воздастся им за стойкость и терпение.
Только бы дойти.
Дженна и правда готова была пойти на многое во имя цели, поэтому без раздумий решилась на свою маленькую подлость. Да и против кого — против Ансельма, самого духовного отца похода! Дольф объяснил ей, как невидимые маленькие демоны, которых он называл странным словом «микробы», легко переносят алую смерть от одного человека к другому. Поэтому Дженна не сомневалась, что достаточно подлить в вино священнику немного отвара, что пили больные дети. Тогда всё решится само собой.
Так, к её удаче, и случилось. Стоило Ансельму почувствовать недомогание, как поход тотчас же остановили. Теперь никто не гнал крестоносцев вперёд, и, с великодушного дозволения Николаса, можно было вновь занять шатёр и продолжать лечить больных. Дженна только Дольфу созналась в своей хитрости, и он одобрил: невозможно было детям выздороветь при постоянной тряске в телегах и кое-как сделанных подвесных койках. Они нуждались в покое, нормальном сне и постоянном присмотре.
Всё сложилось благодатно, вот только Марии лучше не становилось.
Не помогали отвары, не помогали молитвы. Ослабевшая девчушка оставалась словно подвешенной между жизнью и смертью: не выздоравливала, но и душу Богу отдавать не спешила. В отличие от других детей, она была нема и не могла пожаловаться на боль даже в те мгновения, когда её сознание ненадолго прояснялось. Но Дженна по глазам видела, как ей плохо, и тогда решила отвлекать Марию рассказом, на разные лады передававшимся из уст в уста. О Николасе Кёльнском, некогда простом пастухе, которому явились архангелы и передали Божью волю — собрать и возглавить армию чистых душ в мирном походе к вратам Иерусалима. О чуде, которое ждёт их в Генуе, когда перед Николасом расступится море, как давным-давно — перед Моисеем.
«Когда мы придём туда, нашими молитвами в священном городе наступит мир. А что может быть более угодным Богу?»
Так заканчивала Дженна множество раз рассказанную, но никогда не надоедавшую историю.
Так казалось почему-то правильнее: говорить пусть о бесконечно далёком, но земном Иерусалиме, а не успокаивать вечной жизнью в раю, обещанной на небесах всем умирающим детям.
Дженна боялась этих слов. Потому и не произносила. Гладила по волосам Марию, убирая прилипшие ко лбу пряди, и отмечая про себя, как он по-прежнему горяч.
Мария молчала, но взгляд говорил за неё: пока алая смерть цвела на её хрупком теле, в душе с той же силой расцветала надежда.
Вера маленьких крестоносцев была сильна.
Поздним вечером Дженну против воли начало клонить ко сну. Навалившаяся за день усталость брала своё, но отдыхать было боязно. Металась в голове беспокойная мысль: что, если Мария не доживёт до утра? Надо будет звать священника, если ей станет совсем худо. Засыпать никак было нельзя. И Дженна с трудом заставляла себя поднимать отяжелевшие веки, прислушиваясь к дыханию Марии. Лагерь крестоносцев меж тем погружался в тишину ночи: стихли голоса и шум вокруг, лишь раздавались иногда покашливания больных да фырканье привязанных неподалёку коней.
— Хочешь, я помолюсь за неё?
Дженна вздрогнула, услышав над собой этот преисполненный спокойного благородства голос. Она не ожидала увидеть рядом самого Николаса, да ещё и говорящего с простолюдинкой. Для крестоносцев он считался почти что небожителем, на которого глазели издалека и почитали как посредника между Господом и людьми.
И вот сейчас он стоял перед ней: как и всегда, в своём чистейше-белом одеянии, так резко выделяющем его среди толпы, с неизменным символом духовной власти — красивым резным посохом, украшенным камнями. Смотрел своим проникновенным, не по годам мудрым взглядом: не как на крестьянку, а как на равную себе. А Дженна не знала, что и сказать.
Удивительно, как что-то встрепенулось в душе от одного простого осознания, что Николас, которого мирские заботы, казалось, не волновали вообще, вдруг обратил внимание именно на Марию, одну из множества незнакомых ему болеющих детей. Что ему до них?
Дженна мысленно одёрнула себя: нет же, вот хотя бы Кароль — знатнее всех знатных, сын короля, а их, простолюдинов, не чурался, ходил среди чумазых мальчишек, что и в замок-то не ступали ни разу, и поклонов не требовал. С чего тогда и Николасу не поступить так же?
Её сил хватило лишь на обречённый кивок, хотя следовало бы проявить больше почтения.
Отставив посох, Николас присел рядом.
— Как её зовут?
— Мария, — тихо ответила Дженна, всё ещё не до конца веря, что он так просто разговаривал с ней.
Николас одобрительно кивнул.
— Сильное имя, священное для всех христиан, верю, что Господь её не оставит. Помолимся вместе?
Дженна охотно согласилась и почему-то не смогла сдержать улыбки. На душе стало легко, будто одним своим присутствием Николас вселил в неё крепкую веру, что Мария должна пережить эту ночь.
Он жил одними молитвами, он избранник Божий, не мог же он остаться неуслышанным. Он особенный, это точно. У него даже голос звучал иначе, чем у остальных смертных, а в синих глазах отражалось само небо. И неспроста он подошёл именно к Марии — это добрый знак.
* * *
Утром Дженна встретила Дольфа радостной вестью.
— Сегодня никто не умер.
Настоящий праздник для маленьких пилигримов — алая смерть отступала, пропадали её отметины на детских лицах, выздоравливал и отец Ансельм, готовый продолжать поход. А значит, пора сворачивать шатры и вновь отправляться в трудный и долгий путь. Впереди ждали неприступные Альпы.
И шествие крестоносцев, не ведая отдыха, несло свои знамёна, истово веря, что обещанное чудо свершится. И раздавался бодро хор тысяч детских голосов:
«Возблагодарим Господа Бога нашего,
Ибо достойно это и праведно».(3)
До Иерусалима было ещё далеко.
1) Так в каноне крестоносцы называли скарлатину.
2) Мелкая старогерманская монета.
3) Из молитвенного диалога «Sursum Corda» (Вознесём сердца), исполнявшегося в фильме и также выступающего саундтреком к нему.
De La Soulавтор
|
|
Яросса
Спасибо вам за отзыв! 1 |
De La Soulавтор
|
|
kot_Ka
Аааа, я встретила тут человека, который тоже читал эту прекрасную книгу! Вот так приятный сюрприз 😊 Хотя эта работа написана больше по фильму, я рада, что вы оценили) Да, тут не планировались резкие повороты, всё таким и задумывалось, для меня это как тягучая, печальная песня о большой трагедии, которую нельзя забывать и спустя 800 лет. Спасибо за отзыв! Sviss Да, ваша тревожность не зря возникла. За этой историей скрыто много боли на самом деле. И хотя в книге и фильме как раз благодаря попаданцу всё закончилось куда лучше, чем в реальности, трагичных событий там тоже хватило с лихвой. Спасибо вам за отклик! 2 |
Мряу Пушистая Онлайн
|
|
#фидбэк_лиги_фанфикса
Столкновение религии и реальности обычно заканчивается больно. Читаешь историю — и понимаешь, что хорошей концовки здесь быть не может. Почему-то отступление скарлатины в конце даже слегка разочаровывает, но после «До Иерусалима было ещё далеко» всё встаёт на свои места. Без знания канона читается вполне понятно. Тут, наверное, для нормального восприятия хватит и знания просто о том, что такое этот крестовый поход детей. Атмосфера у текста душная, неприятная. Но за неё хочется сказать спасибо. На самом деле довольно трудно даже светлые моменты описать так, чтобы они красиво потонули в безрадостной серой реальности. 1 |
De La Soulавтор
|
|
Крон
Очень рада, что незнание канона не мешает читать, как раз волновалась по этому поводу) Всё же канон очень редкий. Спасибо большое за вдумчивый отзыв! Мряу Пушистая Ох, как красиво вы описали свои впечатления! Здорово, что вы правильно поняли задумку, особенно финальную фразу. Боялась, что многие не поймут, что именно я хотела донести. Благодарю вас! NAD Огромное спасибо за похвалу и рекомендацию! Вот уж успокоение для моей души. Приятно, что вы прониклись этой работой и заинтересовалась каноном, я и правда очень многое вложила в неё, из своего, внутреннего, для меня очень много значит этот текст. И отклик безумно важен. 1 |
flamarina Онлайн
|
|
#фидбэк_лиги_фанфикса
Показать полностью
Не знаю канон, зато знаю историю, как говорится. История крестовых походов сама по себе мрачная, но "Детский поход" (кажется, он был даже без номера) – одна из самых мрачных. Вероятно, потому, что это единственные "крестоносцы", прочтения о которых испытаешь сочувствие и огорчение, а не подумаешь "так им и надо", как было с рыцарями походов настоящих. И плюс вашей истории в том, что мрачность чувствуется. Мне всё равно, закладывалось ли это в канон, или попаданец всё красиво решил, но главное, что в текст это попало. Повествование грамотное, огрехов беттинга, которые бы прямо мешали читать, – мной незамечено. Минус... не знаю, это очень субъективный минус, но по сюжету важный. Мне не понравилось, что девочке стало легче после молитвы Николаса. Да и вообще эпидемия пошла на спад именно после этого. Это как будто легитимизирует всё происходящее, даёт некую "обратную связь" от высших сил, да и самого Николаса, как "посланника воли Г-спода" легитимизирует тоже. Я гораздо больше рукоплескала тому, как главгероиня "нейтрализовала" отца Ансельма. Подчеркну, что я Б-га не отрицаю, даже наоборот. Но вот "мне не нравится его фанклуб". Надеюсь, вы пишете и в других фандомах по другим темам. Я бы прочла - у вас хороший баланс чувств и действия. А если нет: непременно напишите! 1 |
De La Soulавтор
|
|
flamarina
Канон интересен тем, что там отличный такой баланс мрачных и светлых моментов. Попаданец во многом помог детям, но и он не всесилен, и он не способен предотвратить абсолютно все беды и смерти. Увы, это не безоблачная добрая сказка( Для меня это очень грустная, невероятной глубины история, которая вызвала сильнейшие эмоции. Что до молитвы... тут была цель показать скорее момент человеческой поддержки. Но в той форме, которая была доступна и понятна людям того времени, особенно крестоносцам. Просто история показана с точки зрения участницы похода, и без таких вот моментов не обойтись. Хотелось погрузиться в чувства героини, приоткрыть её душу, но без попыток к чему-то призывать или давить на читателя. Хотелось вызвать то сострадание к персонажам, которое вызвали книга и фильм у меня. Спасибо большое за ваш отклик, такие вдумчивые отзывы для меня, как для автора, дороже золота 💔 1 |
Melis Ash Онлайн
|
|
#фидбэк_лиги_фанфикса
Неплохая зарисовка, понятная в целом, и без знания канона, статей из энциклопедии вполне достаточно, но показалось, что тексту не хватает некой кульминации, что довольно странно - простора для сильных переживаний вроде бы вполне достаточно, Дженна переживает за Марию, да и вокруг неё постоянно кто-то умирает, но в итоге фик идет как-то ровненько. Вот есть мысли героини по поводу этого и того, описания происходящего, но там где логично было бы сделать полноценный кульминационный момент, в ночь, когда Дженна не спит, опасаясь за Марию, его как-то не ощущается. Возможно, таковым моментом по задумке автора должно являться появление Николаса с благословением, но для меня она в таком ключе не сработала. Не знаю, может подразумевался эффект плацебо, что Мария поверила в то, что выздоровеет и выздоровела? Вобщем, немного странный для меня текст, есть интересная задумка, но имхо недожато. Автору спасибо, что напомнили про давно забытый канон (я его когда-то начинала читать, но полностью так и не осилила) и успехов в творчестве. 1 |
De La Soulавтор
|
|
NAD
Показать полностью
Как я рада, что есть человек, которого моя работа сподвигла посмотреть этот фильм, вы не представляете! Да, снят фильм по детской книге, поэтому он не жёсткий, но для меня грустный. Моментами даже душераздирающий. Тисса да, мне тоже было жаль :( Вообще невозможно не жалеть всех этих деток. Если ко мне придёт вдохновение, обязательно напишу что-то ещё. Дольф - лапочка, полностью согласна) По поводу укуса собаки: из-за того нападения у него развилась фобия собак и, соответственно, волков. В фильме был намёк ещё до попадания в прошлое, когда рядом с Дольфом проходил сотрудник лаборатории со служебной собакой, Дольф жался к стене от страха. И оттого ещё эпичнее выглядит его преодоление себя, когда он в одиночку бросился спасать Тисса от волков. Понятно, что их и так любой испугается, а у Дольфа ещё и фобия в придачу. А шрам, опять же, показывает вот эту двоякость и разницу менталитета. Для кого-то - просто шрам, для кого-то - святой знак, символ того, что Дольф помечен самим Богом. В фильме отец Дольфа умер ещё до всех этих событий. А вот в книге он вполне себе живой, работает в лаборатории над той самой машиной времени. Вообще книга и фильм очень разные, в экранизации многое изменили. И новые персонажи появились, и живы некоторые персонажи, умершие в книге (как и наоборот, кстати). Но лично мне фильм нравится ничуть не меньше. Не сравниваю их, просто наслаждаюсь по отдельности) Спасибо огромное, что поделились своими впечатлениями! Это бесценно для меня. 1 |
De La Soulавтор
|
|
Melis Ash
Да, понимаю, что со стороны работа может неоднозначно восприниматься. Я очень сильно прониклась каноном и писала просто в каком-то порыве, эйфории, не знаю, в общем, писала, как Бог на душу положит)) И уже ни убавить, ни добавить чего-то я тут не могу. Наверное, мне сложно трезво оценивать этот текст, не считаю плохим, не считаю шедевром, он просто есть, потому что должен быть. Я не могла держать это в себе) Спасибо вам за честный и доброжелательный отзыв! 1 |
Мурkа Онлайн
|
|
Помню фильм и помню ощущение, что мне очень нравятся герои, не нравятся обстоятельства сами по себе и не нравятся вдвойне, потому что в них оказались симпатичные герои. Они слишком юны, слишком чисты и добры, чтобы на них это все валилось… а может, они такие именно вопреки обстоятельствам, может, именно болезни и вечная усталость и боль помогли им стать теми, кем мы их видим. Спасибо за эту историю и за возможность вернуться к этим симпатичным ребятам!
|
De La Soulавтор
|
|
Мурkа
Ещё один человек смотрел этот чудесный фильм, как я рада) У меня абсолютно те же мысли были про персонажей 💔 Больно это. Спасибо вам! 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Мне очень понравился текст и очень понравилось, какие проиворечивые ощущения он оставляет (особенно после гугления про поход, дабы освежить знания...)
Показать полностью
Даже не слышала про книгу и фильм. Не представляю, как можно было бы сбалансировать реальные события и подачу на детствую аудиторию, чтобы было без попсовых соплей, при этом отдавая дань реализму. Мне очень понравилось, как через текст видно несколько линз: автора и героини. Мы с автором видим одно, но одновременно через Дженну можем понять, что ощущали участники, что ими двигало, где они также останавливались, не в силах закрыть глаза на противоречия, как страдания и проблемы в моменте отодвигали на второй план "исторический масштаб". Меня с одной стороны накрывал ужас от бессмысленности происходящего (особенно почитав, чем все закончилось для большинства участников), но с другой... "кто мы такие, чтобы судить". Это сложная тема, которую удалось очень художественно и изящно преподнести. Хорошо переданы эмоции, и очень качественно написан текст. Мне нравится, когда пишут по делу, без перегруза, а получается красиво. В общем, промытые мозги и манипуляции - это страшно, но человечность будет появляться всегда, даже среди беспросветной мглы. Спасибо за историю! Очень круто. 1 |
Pauli Bal
На самом деле фильм ориентирован на детскую аудиторию, как мне показалось. Многие углы сглажены и утрированы. Не всё так мрачно. Хотя, я полностью согласна с твоими тезисами про манипуляцию. И про то, что история крутая. 2 |
De La Soulавтор
|
|
Pauli Bal
Спасибо огромное за этот великолепный отзыв 💔 Ты прямо прочувствовала то, что я хотела передать этим текстом. Мне очень-очень ценно, когда читатель так вдумчиво относится к прочитанному. А учитывая важность этой истории для меня - вдвойне. Мне стало лучше благодаря твоему отклику, ещё раз спасибо тебе! 🙏 1 |
De La Soulавтор
|
|
NAD
А какие моменты фильма тебе показались сильно сглаженными? Можешь в лс поделиться, я буду очень рада, потому что фактически не с кем обсуждать это кино, о его существовании знают очень немногие 🥲 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|