↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Так говорил Ищущий (джен)



Автор:
Бета:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Ангст, Драма, Мистика
Размер:
Мини | 40 711 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Сложно рассказать о том, что можно выразить лишь на языке символов. Этот ориджинал посвящен исканию смысла и, я бы даже сказал, трагедии этого искания. Я назвал своё произведение экзистенциальной драмой в 8 частях с прологом и эпилогом. Думаю, мало что можно к этому добавить.

На конкурс "С чистого листа-5. Стороны света", номинация "За гранью мира".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава

Часть первая. Одиночество

Речь одинокого к Ищущему: «Одиночество!» Воссылал к небу безумный философ свои вопли непросвещенного мраком отчаяния сознания декадента, излечившегося от декадентства, чтобы только заболеть еще сильнее — нигилизмом. «О, отчизна моя, одиночество!». Но иначе скажу я об одиночестве, я — одинокий. Я скажу о том, что одиночество — дурно и грязно. Я скажу, что одиночество — это яд, который Клавдий влил отцу Гамлета в ухо, чтобы тот помер как скотина. Я скажу… да многое я могу сказать тебе, но ты не услышишь. Ибо дневник одинокого не для твоих ушей, не для твоих глаз его откровение, не для души твоей его отчаяние. Нет, не винит одинокий никого в своих ошибках, нет, видит он все ясно. И ясное сознание сохранит до конца. Какого конца? Любого конца. Конца в одиночестве. Как некий книжный герой, сломавший ногу и оставленный ведьмой на дороге умирать, я могу сказать, что вижу ясно будущий путь. Неизбежная смерть. Что же, неужели ты, Ищущий, думал, что твое тело, плоть твоя, которую ты холил и лелеял — бессмертна? Нет, наверняка, ты так не думал и нет, наверняка, в это не верил. Тело твое смертно и превратится в прах, а душа твоя — уже наполовину труп и некому воскресить ее. Есть в одиночестве одна прелесть — упиваться горечью собственных обид, бесконечно растравляя свои раны его ядом. Есть — и это знал Достоевский, создавший подпольного человека, есть — и это знал Лермонтов, пошедший на смертельную для себя дуэль, играя со смертью. Есть — и это знали белые офицеры в конце пути, убивавшие и умиравшие потому, что хотели они вознести высоко над миром свою «честь» и «Россию», а до чести и России самих по себе им зачастую уже не было никакого дела. Бойтесь одиночества — оно обманет и оставит на дороге умирать, а после смерти будет вечным пристанищем ледяных пустынь без покаяния и прощения. Может ли человек измениться? Может ли действительно? Нет. Не может. Не может? Так говорит опыт одиночества. Не может — так говорят стены, в которых одиночество стережет свою добычу. Как вампир вгрызается оно в людскую плоть, как жалкий бродячий торговец вымаливает человек у одиночества свою душу за пару медяков. А пока медяки не превратились в серебряники, одиночество, смеясь, предлагает вместо души человеку — ее подобие. Вот они — дары одиночества: надежда — на то, чему не суждено свершиться, радость — от того, что ничего нельзя изменить и любовь — к самому себе. Первая — горька и, взирая на нее, можно потерять вкус к зрению. Вторая — сладка, как если бы ты упивался своей кровью, наслаждаясь, пальцами своими отправляя в рот огромные сгустки. Третья — не имеет вкуса, цвета и запаха. Как темное изваяние в углу стоит оно. Не та эта любовь, которая похожа на любовь к ближнему, нет, эта любовь похожа на смертельную ненависть. Ненависть к кому? К себе. Противоположности сходятся, любовь и ненависть живут на берегах реки одиночества, но пока не разольется река и не смешаются они, потеряв и вкус, и цвет, и запах… Так говорил одинокий.

Речь одинокого к Ищущему: для чего нужны эти излияния? Да и приличествуют ли они мне вовсе? Для чего писать то, что никто вовек не прочтёт? Со слабой надеждой, что некоторые прочтут? И что? И — пожалеют, как здоровый человек жалеет больного? Некие люди в одной книге, придуманной для развлечения, прочтя речи одинокого, ненавидящего одиночество свое, сказали: «Это работа извращенно-больного ума». Потом они пожалели того, узнав о его бесславной гибели. Это всё, чего следует ожидать от людей, Ищущий. Понять — они могут. Кажется, и я стал глубже понимать. Вечная смерть, вечный ад — это образы одиночества. Ранее я думал, что Бог позволяет каждому грешнику пребывать в аду, потому что это выбор грешника. Теперь я думаю, что, вдобавок, Бог позволяет грешнику пребывать в одиночестве, ибо это не просто «их выбор» — это их страсть, и их проклятье, и их сладость. О, гореть и мучиться ввиду Вечного Совершенства с совершенной Любовью… И лелеять тайную надежду, что никто не поймет и не оценит страдания и мучения отвергнутого, изгоя. Кто-то более глупый сказал бы, что это не ад. Что это все вымысел и сказки больного. Но ад и рай люди носят в себе. Познаваем ли ад? Бесконечное Сознание Бога может познать всё. Познаваем ли выбор? Да. Почему вечная смерть существует? Познаваемо ли желание отказаться от вечного блага? Да. Но не субъективно. Объективно оно познаваемо Богом. Субъективно познать что-то можно только изнутри. Может ли Бог понять грешника изнутри, взять его грех на себя изнутри? Лучше об этом не думать, Ищущий, а то до богохульства недалеко. Лучше не размышлять вечно о том, чего не понимаешь, чтобы душа изошла в ничто от мук познания, не в силах превзойти своего предела. Так говорил одинокий.

И сошёл тогда Ищущий со страниц дневника одинокого и обрёл словно бы новое, некоторое бытие от речей его, позабыв прежнее. В кривом зеркале бесплодных речей одинокого познавал он искаженный образ себя. И в бытии своём поистине был он сам одинок, одиноко скитался он, не ведая о своём одиночестве. Тогда, чтобы заполнить бездну, поглотившую думы его, стал он размышлять обо всём. И вот — мысли его, выношенные в одиночестве, взращенные его сухими почвами, напоенные его горькими снадобьями, увенчанные его зияющими провалами.

И такова была речь Ищущего к одинокому, породившему его. Вот — стены. Вот — стул. Вот — потолок. Вот — комната. Имя комнате — одиночество, имя стенам — абсурдное сознание, имя стулу — саможаление, имя потолку — гордыня. Все сводится к этому. Цвет комнаты — черный, цвет потолка — фиолетовый, цвет стен — серый, цвет стула — у стула нет цвета. Это если кратко. Если описывать честно, не лукавя, без обычной и привычной лжи. Расширь око разума, одинокий, загляни за стену. Но только не гляди слишком пристально и внимательно. Не то сойдешь с ума. Неужто можно сойти с ума от простой зрительной иллюзии? Можно. Сознание заключает в себе все. Религиозные люди, включая тебя, считают, что сознание — феномен, а душа — нумен. Нерелигиозные же отождествляют душу и сознание. И те, и другие иногда используют одинаковые слова. Так говорил Ищущий.

Быть одним не то же, что быть одиноким. Орел, парящий в небесах, чувствует себя царем мироздания и на крыльях своих могучих облетает всю поднебесную. Леопард в зарослях густых, ждущий добычу, чувствует, что живет — живет ожиданием крови и вкусом чужих созданий. Оба создания не чувствуют себя одинокими, они просто одни — перед лицом мира. О, стократно и тысячекратно счастлив один, и стократно и тысячекратно несчастен одинокий! Бог Един — и не одинок. Перед лицом высшего Единства одиночество отступает, как жалкая змея, лишенная жала. Но есть ли это Единство у вас, друзья мои? Обрели ли Вы путь к нему или уже стремитесь потерять? Так говорил Ищущий.

Глас одинокого к тебе — нуждаешься ли ты в обретении спасения от себя? Ибо торговцы предлагают его на всех углах улиц, и глупцы жаждут его! Ибо каждый телевизор продает его, и каждый сайт поистине раздает его даром — как панацею от скуки. И погрузись в виртуальность, чтобы уйти от себя, но погружаясь, двигайся к себе. И так, думая потерять себя, найдешь себя, но думая обрести спасение от себя — потеряешь его. Ибо наивно-радостен нашедший нежданное и ужасно-велик обретший негаданное на пути своем. Так говорил Ищущий.

Люди говорят — всякий, познавший одиночество, жалок. Глупцы говорят — всякий, познавший одиночество, велик. Я не они и не глупец, но все познавшие и вкусившие от терпкого плода одиночества — познали разное. Как можно сравнивать познания их и сводить их воедино? Ибо познается мудрый и разумный не по тому, как он судит всех людей, считая их недостойными себя, а по тому, сколь честен он перед самим собой. И одинокий познается не по тому, что он перенес в одиночестве, а по тому, что вынес он из него. И жалкая пустота, вынесенная из него многими, не равняется тому богатству, что вынесли из него немногие высокие. Но быть высоким не значит судить всех, кто не похож на тебя. Поистине, лишь низкий судит всех по одной мерке. Так говорил Ищущий.

Раньше люди бежали в одиночество, чтобы вынести из него что-то, сегодня же кидаются они в него, как в обрыв, чтобы забыть себя. И никто, пошедший в одиночество ради одиночества, не обрел в нем свой покой и не нашел в нем нечто великое. Скорее обрели они лишь пустоту и более пустоты — ничто. Ибо одиночество ради одиночества есть ничто. Ведь можно быть одиноким и вне толпы, пожираемой обыденностью, но можно быть одиноким и на шумной улице среди карнавала, скрывая маску отчаяния за веселой улыбкой. Так говорил Ищущий.

Вот однажды заблудился Ищущий в стенах своего бытия и там вновь встретил Ищущий одинокого, запертого в пустоте своего "Я". И жаль Ищущему стало его, безумца, и предлагал он ему выйти за грань своих стен. Но безумец рассмеялся ему в лицо своим безумным смехом и ответствовал ему: не упорствуй, называющий себя Ищущим, ибо мои стены находятся внутри меня самого и не могу я выйти за них. Мне мешает другая сущность, о да, другое существо, и не могу я вовек выйти вон. "Что же тебе мешает?" — с некоторым страхом вопросил Ищущий. "Ты" — отвечал одинокий. "Ибо твой призрак отнял у меня надежду". Так говорил Ищущий.

Так окончились встречи Ищущего с одиноким, но что вынес из них Ищущий, сохранил он в сердце своём. И наполнилось сердце его горечью, и стало оно злым. И ко злу обратил свой взор Ищущий, желая узнать его.

Глава опубликована: 23.07.2021
Обращение автора к читателям
Scaverius: Можете кидать тухлыми помидорами в своё удовольствие. Главное, оставьте коммент. :)
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
16 комментариев
Это нужно еще не раз перечитать и обдумать. Я таких серьезных историй, заполненных сплошь раздумьями и размышлениями, не читала еще. И с философией дело иметь приходилось, но она грузила мозг еще сильнее, так что внутри по итогу мало что оставалось. “Это слооожнаааа!” - вопит между ушами так, что их, уши, закладывает. Но ничего, я выловлю все скрытые смыслы! Буду Вылавливающим.
PS Какие помидоры! Никаких помидор! В них что, тоже скрытый смысл?
Scaveriusавтор
Мурkа
Это нужно еще не раз перечитать и обдумать. Я таких серьезных историй, заполненных сплошь раздумьями и размышлениями, не читала еще. И с философией дело иметь приходилось, но она грузила мозг еще сильнее, так что внутри по итогу мало что оставалось. “Это слооожнаааа!” - вопит между ушами так, что их, уши, закладывает. Но ничего, я выловлю все скрытые смыслы! Буду Вылавливающим.
PS Какие помидоры! Никаких помидор! В них что, тоже скрытый смысл?

Спасибо за отзыв! Не думал(а), что кто-то заинтересуется и прочтёт. В общем-то я давно написал(а) это и в какой-то мере всё это потом еще и переписывалось пару раз, дописывались новые главы. То, что писалось как философское эссе в духе "философии жизни" и "экзистенциализма" переросло в что-то более литературное, с своим сюжетом, прологом и эпилогом. Стиль Ницше оказался просто очень удобен - минимализм, афористичность. Скорее это даже не в духе Ницше написано, а в духе Л. Шестова (был такой русский религиозный философ-экзистенциалист).
Анонимный автор, повторить стиль, который некоторым и воспринимать трудно - это героизм!
Не читая комментов думала: Так говорил Заратустра)))) Оказалась не одинока в мыслях))) А знаете, это неплохо, и действительно стоит неспешного прочтения еще раз. Не то, чтобы уважаемый автор сразил меня и перевернул мое мировоззрение с ног на голову (не Ницше, и ничего обидного в этом нет))) - все, кто имеет свойство включать мозг и задумываться о причинно-следственных связях и смыслах приходили к разным идеям в этом духе, но мне очень понравилось, как вы собрали это воедино, в общее полотно, вдумчиво, но в то же время легко для понимания. И не хватает тут главы одной, но, думаю, написана она будет во время своё)))) Творческих успехов и примите восхищение этой неожиданно интересной работой)
Scaveriusавтор
Damaru
Не читая комментов думала: Так говорил Заратустра)))) Оказалась не одинока в мыслях))) А знаете, это неплохо, и действительно стоит неспешного прочтения еще раз. Не то, чтобы уважаемый автор сразил меня и перевернул мое мировоззрение с ног на голову (не Ницше, и ничего обидного в этом нет))) - все, кто имеет свойство включать мозг и задумываться о причинно-следственных связях и смыслах приходили к разным идеям в этом духе, но мне очень понравилось, как вы собрали это воедино, в общее полотно, вдумчиво, но в то же время легко для понимания. И не хватает тут главы одной, но, думаю, написана она будет во время своё)))) Творческих успехов и примите восхищение этой неожиданно интересной работой)

Спасибо большое за интересный и развёрнутый отзыв! Решил дописать, что во-первых, многое из того, что говорит персонаж книги - это не совсем мои мысли, это мысли Ищущего. Но это законченное произведение. Других глав тут не будет, их не может быть.
Понимаю ли я правильно, что душа раздвоилась, желая избежать возмездия за свои дела? Отрекаясь от них вместе с тем, что привело к этим поступкам, но тем самым отрекаясь от себя. Поэтому "спасение" не принесло сбежавшей части успокоения.

Мистическая история. Колдовская. Истинно потусторонняя. Читается на одном дыхании. Но кроме главы "Одиночество"...
Из-за того, что в нём и был корень всего?
Scaveriusавтор
Маль
Понимаю ли я правильно, что душа раздвоилась, желая избежать возмездия за свои дела? Отрекаясь от них вместе с тем, что привело к этим поступкам, но тем самым отрекаясь от себя. Поэтому "спасение" не принесло сбежавшей части успокоения.

Да. Именно поэтому разум отделился от души, назвал себя Ищущим. А душа была нема без разума, с одними только чувствами. И вся мудрость мира не спасла падший разум. Суть в том, что Ищущий мог даже всё правильно говорить. Но не в этом дело. А дело в том, что он отрёкся и оставил сам себя. Это не принесло ему искупления.


Мистическая история. Колдовская. Истинно потусторонняя. Читается на одном дыхании. Но кроме главы "Одиночество"...
Из-за того, что в нём и был корень всего?

Одиночество - это глава совершенно особая. Там происходит диалог оставленной души Ищущего со своим разумом. Ну или должен был происходить. И там же есть куски её прежней жизни, еще до описанного в Эпилоге.
Анонимный автор
М-м... как София и Логос в религиозной философии?

Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь
Scaveriusавтор
Маль
Анонимный автор
М-м... как София и Логос в религиозной философии?
Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь

Не совсем так, как София и Логос. Они-то как раз часто не разделяются (если вы про русскую религиозную философию), они объединены. Если вы про гностиков, то да, у них София - это душа мира, неразумно отделившаяся от Плиромы, а Христос должен её спасать. В христианстве София - это нетварная Энергия Божества или просто мудрость Божия. Она принадлежит Логосу (Христу), и никто её отделить от Него не может, они нераздельны, как сущность и атрибут. Проще говоря, представьте, что атрибут какого-то человека постоянен и присущ только ему. Представьте что есть "сущность" - человек, а атрибутом этой ипостаси человека, этого индивида является предикат "рыжий". Представьте что на Земле живёт только один человек с рыжими волосами (других просто нет). Тогда "рыжие волосы" будут нераздельно присущи только одному субъекту.
У меня происходит разрыв, утрата, разделение. Разум и чувства, душа и другая часть души. Нет, это если уподоблять христианской религии, то это как смерть человеческой природы Христа на кресте. Только вот Христос потом духовно сошёл в ад, освободил там души умерших, а тело своё воскресил. А тут воскресения не получилось. Или другой мотив - уже из язычества - бегство Сизифа, который многократно хотел избежать вечного заключения в Аиде (и не смог). Как известно именно Сизиф вдохновлял А. Камю (представителя философии абсурда, направления в экзистенциализме, согласно которому мир бессмыслен, а человек разумен, и от столкновения бессмысленности мира и разума человека возникает абсурд), намеки на "миф о Сизифе" (работа А. Камю) есть и тут, в моём тексте.

А вообще спасибо вам за отзыв.
Показать полностью
Анонимный автор
Я постараюсь это осмыслить.
Спасибо за "открытый урок"! :-)
Scaveriusавтор
Маль
Анонимный автор
Я постараюсь это осмыслить.
Спасибо за "открытый урок"! :-)

Извините, что "загрузил(а)" :)
Анонимный автор
Нет-нет, это полезно!
Но в моих конспектах было по-другому :-)
Значит, на госэкзамене мне повезло...
Scaveriusавтор
Маль
Анонимный автор
Нет-нет, это полезно!
Но в моих конспектах было по-другому :-)
Значит, на госэкзамене мне повезло...

София по-разному понимается разными религиозными философами. Я сказал, как её понимание выразил В.В. Зеньковский. А так да, Соловьев, Булгаков, путали Софию либо с душой мира, либо вообще с Ипостасью (Булгаков даже учил о ней как четвертой Ипостаси Бога) и проч. Но вообще так мыслить - это чистое язычество. Это как древние язычники чувствовали присутствие в природе Бога и поклонялись в простоте своей этому камню или этому дереву или этому зверьку. Они были правы в том, что внутри них - тоже Бог, ведь Бог везде. Но они были не правы, отождествляя Бога с данным существом и отграничивая его от всего остального. Бог у них распался на "функции", есть Бог-Создатель (но он далеко и больше ничем не интересуется), есть духи предков, а есть духи природные или духи помощники. Так Божественные функции созидания, попечения и родства (сыновства) были язычниками "поделены" между разными сущностями. Но они не по злобе это делали. Просто они "забыли". Кстати, многие первобытные племена совершенно искренне приняли христианство. Моральный кодекс их нисколько не смутил, а теория о том, что "Бога не надо делить на куски" была быстро осознана и принята как разумная. Правда, по привычке они Богу боялись молиться, чувствуя расстояние между ними и Творцом всего (это и был причиной "деления на куски", страх перед божественным и стремление "сделать его понятным". Все беды человечества скорее происходят не от злобы, а от страха и невежества. От попытки "сделать это понятным". Как в народной мифологии Христос стал безжалостным судьей, приказывающим кидать грешников прямо в ад, а Богородица "милостивой заступницей" перед грозным Сыном. Тут всё было понятно крестьянину, Бог - это вселенский "барин", а Богородица Его скромная и милостивая Матушка. Или мытарства. Чистый ведь апокриф. Бесы предъявляют на таможне счёт душе, а ангелы платят добрыми делами. У кого дел больше, те откупаются. Торговцам понятно и ремесленникам. Ясно, что это религиозная метафора, видение первоначально было глубже. Это ясно даже по тексту. Бесы скорее пытаются "искушать", "задержать" душу, не пустить к Богу, оставить рядом с собой ("ад это так круто, оставайся с нами"). И так это понималось богословами. А остальные видели "торговую поверхность" притчи.
Показать полностью
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню.
Scaveriusавтор
Маль
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню.

Ну да, это пересказ гностического мифа. Слово в слово. Это не Булгаков придумал. :)
Анонимный автор
Верю!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх