Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
И помрачилось зрение Ищущего, и слух его притупился, и пошел он по просторам мироздания искать утраченное собой. И спрашивал он у звезд, не найдут ли они доселе скрытое, не отыщут ли утраченное им? И отвечали ему звезды — то, что потерял ты, ищи скорее. Ибо время твоё на исходе. Так искал Ищущий утраченное своё и — не находил. Но, бесплодно скитаясь, длил он муки свои, умножая скорбь.
И обессилели руки Ищущего, и ноги его покачнулись, и ушел он из долин спокойного самосозерцания к высокогорьям презрения и ненависти к себе. Тогда открылся ему мир небывалый, мир, в котором смешались живые и призраки некогда живущих. И спрашивал он живых и уже умерших людей всех веков и столетий, бывших прежде него — не найдут ли они доселе скрытое, не отыщут ли утраченное им? И отвечали ему живущие и призраки ушедших — то, что потерял ты, ищи скорее. Ибо немного осталось у тебя времени. Так искал Ищущий утраченное своё и — не находил. Но, бесплодно скитаясь, длил он муки свои, умножая скорбь.
И лишился Ищущий обоняния, и зрение покинуло его, от чего упал он навзничь и пополз. И обступили его ангелы, и демоны приблизились к нему, вопросил тогда их Ищущий слабеющим голосом — не найдут ли они доселе скрытое, не отыщут ли утраченное им? И не отвечали ему ангелы, но демоны, засмеявшись злым и коротким смехом, эхом собственного бессилия ответствовали ему — то, что потерял ты, ищи скорее. Ибо смотри, совсем нет у тебя времени и мы отнимем остаток его у тебя, если не ускоришь ты поиски. И отвернулся Ищущий от суетности речей их, но, бесплодно скитаясь, как червь, длил он муки свои, умножая скорбь.
И лишился Ищущий чувств своих, испытанных судьбой — покинули его навеки радость, смех, любовь и надежда, доброта и милосердие. И, изнемогши от усталости, воззвал он наконец к своей душе, из бездны своего себялюбия воззвал он, и — чудо! — отозвалась она, сказав: «Покажу тебе доселе скрытое, отыщу утраченное тобой, но помни, что обратная дорога тяжела, и не будет у тебя пути назад». И отвечал Ищущий душе своей, чтобы не беспокоилась та, но что решение его твердо. Тогда разверзлась земля и поглотила Ищущего. И имя его стерлось из памяти всех живущих, и умершие некоторые забыли его навсегда. Так начался Переход.
Вот очнулся Ищущий и обрел утраченное зрение, и слух, и обоняние, и подвижность. Но чувства, кои он утратил, ушли от него и не вернулись, ибо обратной дороги не было по слову души его. Взглянул Ищущий налево и направо кинул свой беспокойный взор он, и вот — перед ним огромная пустыня, а в ней — странные люди, непрестанно бредущие взад и вперед. И казалось воспаленному взору его, что каждый из них говорил лишь с собой и не обращал внимание на другого. Жар пустыни опалил им очи, и иссохли языки их, но они не замечали сего, ведя странную беседу сами с собой, не видя, не слыша, не осознавая того, где пребывали. И дивился Ищущий поведению их. Так продолжился Переход.
Долго бродил Ищущий среди людей сих, но молчали они в ответ на самые исступленные мольбы о помощи и глухи были к его самым громким просьбам, ибо всякое сочувствие к другим покинуло их навеки. Но вот увидел он некое место вдали пустыни, отделенное от остальных, и кольнуло его в сердце, словно бы почувствовал он, как оживает душа его. И приблизился он — и узрел, вот — источник иссохший посреди пустыни, и покрытое черным саваном создание играет горючим песком. И песок сыплется в развёрстый рот источника, но, где некогда была вода, ядовитые скорпионы и черви странного вида пожирали песок сей. Так продолжился Переход.
Вдруг неведомая доселе жалость пробудилась в душе Ищущего, и, прикоснувшись к черной фигуре, сбросил он с неё саван, и задрожал, и с криком отпрянул. А фигура распрямилась, увидев его, потянулась вперед и стала подле — с лицом, обращенным к его лицу. И стояли они в молчании друг напротив друга, не способные произнести ни слова, пожираемые сомнением и страхом. Наконец Ищущий широко распахнул ладони и обнял другую часть себя, ту, что искал он доселе втуне, и слились они воедино. И была эта темная фигура в саване второй частью души, забытой им, души проклятого, ибо проклял давным-давно Ищущий сам себя за дела, творимые им некогда под солнцем. Так закончился Переход.
И поведала ему оставленная часть души его забытое, и выслушал некогда Ищущий и ныне Обретший правду о себе. Ибо некогда жил в мире человек, и умер, и предстал на Суд Божий, и определил тот Суд ему пойти в место вековечного презрения и отчаяния, отчего и раздвоилась его душа. Тогда прокляла отделённая часть души проклятого сама себя, и нарекла себя Ищущим, и ускользнула, и принялась искать причин мироздания, не видя, и начал бытия, не слыша. Так совершился Суд, и пришёл конец путешествию.
Scaveriusавтор
|
|
Мурkа
Это нужно еще не раз перечитать и обдумать. Я таких серьезных историй, заполненных сплошь раздумьями и размышлениями, не читала еще. И с философией дело иметь приходилось, но она грузила мозг еще сильнее, так что внутри по итогу мало что оставалось. “Это слооожнаааа!” - вопит между ушами так, что их, уши, закладывает. Но ничего, я выловлю все скрытые смыслы! Буду Вылавливающим. PS Какие помидоры! Никаких помидор! В них что, тоже скрытый смысл? Спасибо за отзыв! Не думал(а), что кто-то заинтересуется и прочтёт. В общем-то я давно написал(а) это и в какой-то мере всё это потом еще и переписывалось пару раз, дописывались новые главы. То, что писалось как философское эссе в духе "философии жизни" и "экзистенциализма" переросло в что-то более литературное, с своим сюжетом, прологом и эпилогом. Стиль Ницше оказался просто очень удобен - минимализм, афористичность. Скорее это даже не в духе Ницше написано, а в духе Л. Шестова (был такой русский религиозный философ-экзистенциалист). 1 |
Анонимный автор, повторить стиль, который некоторым и воспринимать трудно - это героизм!
|
Scaveriusавтор
|
|
Damaru
Не читая комментов думала: Так говорил Заратустра)))) Оказалась не одинока в мыслях))) А знаете, это неплохо, и действительно стоит неспешного прочтения еще раз. Не то, чтобы уважаемый автор сразил меня и перевернул мое мировоззрение с ног на голову (не Ницше, и ничего обидного в этом нет))) - все, кто имеет свойство включать мозг и задумываться о причинно-следственных связях и смыслах приходили к разным идеям в этом духе, но мне очень понравилось, как вы собрали это воедино, в общее полотно, вдумчиво, но в то же время легко для понимания. И не хватает тут главы одной, но, думаю, написана она будет во время своё)))) Творческих успехов и примите восхищение этой неожиданно интересной работой) Спасибо большое за интересный и развёрнутый отзыв! Решил дописать, что во-первых, многое из того, что говорит персонаж книги - это не совсем мои мысли, это мысли Ищущего. Но это законченное произведение. Других глав тут не будет, их не может быть. |
Scaveriusавтор
|
|
Маль
Понимаю ли я правильно, что душа раздвоилась, желая избежать возмездия за свои дела? Отрекаясь от них вместе с тем, что привело к этим поступкам, но тем самым отрекаясь от себя. Поэтому "спасение" не принесло сбежавшей части успокоения. Да. Именно поэтому разум отделился от души, назвал себя Ищущим. А душа была нема без разума, с одними только чувствами. И вся мудрость мира не спасла падший разум. Суть в том, что Ищущий мог даже всё правильно говорить. Но не в этом дело. А дело в том, что он отрёкся и оставил сам себя. Это не принесло ему искупления. Мистическая история. Колдовская. Истинно потусторонняя. Читается на одном дыхании. Но кроме главы "Одиночество"... Из-за того, что в нём и был корень всего? Одиночество - это глава совершенно особая. Там происходит диалог оставленной души Ищущего со своим разумом. Ну или должен был происходить. И там же есть куски её прежней жизни, еще до описанного в Эпилоге. 1 |
Анонимный автор
М-м... как София и Логос в религиозной философии? Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь |
Scaveriusавтор
|
|
Маль
Показать полностью
Анонимный автор М-м... как София и Логос в религиозной философии? Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь Не совсем так, как София и Логос. Они-то как раз часто не разделяются (если вы про русскую религиозную философию), они объединены. Если вы про гностиков, то да, у них София - это душа мира, неразумно отделившаяся от Плиромы, а Христос должен её спасать. В христианстве София - это нетварная Энергия Божества или просто мудрость Божия. Она принадлежит Логосу (Христу), и никто её отделить от Него не может, они нераздельны, как сущность и атрибут. Проще говоря, представьте, что атрибут какого-то человека постоянен и присущ только ему. Представьте что есть "сущность" - человек, а атрибутом этой ипостаси человека, этого индивида является предикат "рыжий". Представьте что на Земле живёт только один человек с рыжими волосами (других просто нет). Тогда "рыжие волосы" будут нераздельно присущи только одному субъекту. У меня происходит разрыв, утрата, разделение. Разум и чувства, душа и другая часть души. Нет, это если уподоблять христианской религии, то это как смерть человеческой природы Христа на кресте. Только вот Христос потом духовно сошёл в ад, освободил там души умерших, а тело своё воскресил. А тут воскресения не получилось. Или другой мотив - уже из язычества - бегство Сизифа, который многократно хотел избежать вечного заключения в Аиде (и не смог). Как известно именно Сизиф вдохновлял А. Камю (представителя философии абсурда, направления в экзистенциализме, согласно которому мир бессмыслен, а человек разумен, и от столкновения бессмысленности мира и разума человека возникает абсурд), намеки на "миф о Сизифе" (работа А. Камю) есть и тут, в моём тексте. А вообще спасибо вам за отзыв. |
Анонимный автор
Я постараюсь это осмыслить. Спасибо за "открытый урок"! :-) |
Scaveriusавтор
|
|
Маль
Анонимный автор Я постараюсь это осмыслить. Спасибо за "открытый урок"! :-) Извините, что "загрузил(а)" :) |
Анонимный автор
Нет-нет, это полезно! Но в моих конспектах было по-другому :-) Значит, на госэкзамене мне повезло... |
Scaveriusавтор
|
|
Маль
Показать полностью
Анонимный автор Нет-нет, это полезно! Но в моих конспектах было по-другому :-) Значит, на госэкзамене мне повезло... София по-разному понимается разными религиозными философами. Я сказал, как её понимание выразил В.В. Зеньковский. А так да, Соловьев, Булгаков, путали Софию либо с душой мира, либо вообще с Ипостасью (Булгаков даже учил о ней как четвертой Ипостаси Бога) и проч. Но вообще так мыслить - это чистое язычество. Это как древние язычники чувствовали присутствие в природе Бога и поклонялись в простоте своей этому камню или этому дереву или этому зверьку. Они были правы в том, что внутри них - тоже Бог, ведь Бог везде. Но они были не правы, отождествляя Бога с данным существом и отграничивая его от всего остального. Бог у них распался на "функции", есть Бог-Создатель (но он далеко и больше ничем не интересуется), есть духи предков, а есть духи природные или духи помощники. Так Божественные функции созидания, попечения и родства (сыновства) были язычниками "поделены" между разными сущностями. Но они не по злобе это делали. Просто они "забыли". Кстати, многие первобытные племена совершенно искренне приняли христианство. Моральный кодекс их нисколько не смутил, а теория о том, что "Бога не надо делить на куски" была быстро осознана и принята как разумная. Правда, по привычке они Богу боялись молиться, чувствуя расстояние между ними и Творцом всего (это и был причиной "деления на куски", страх перед божественным и стремление "сделать его понятным". Все беды человечества скорее происходят не от злобы, а от страха и невежества. От попытки "сделать это понятным". Как в народной мифологии Христос стал безжалостным судьей, приказывающим кидать грешников прямо в ад, а Богородица "милостивой заступницей" перед грозным Сыном. Тут всё было понятно крестьянину, Бог - это вселенский "барин", а Богородица Его скромная и милостивая Матушка. Или мытарства. Чистый ведь апокриф. Бесы предъявляют на таможне счёт душе, а ангелы платят добрыми делами. У кого дел больше, те откупаются. Торговцам понятно и ремесленникам. Ясно, что это религиозная метафора, видение первоначально было глубже. Это ясно даже по тексту. Бесы скорее пытаются "искушать", "задержать" душу, не пустить к Богу, оставить рядом с собой ("ад это так круто, оставайся с нами"). И так это понималось богословами. А остальные видели "торговую поверхность" притчи. |
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню.
|
Scaveriusавтор
|
|
Маль
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню. Ну да, это пересказ гностического мифа. Слово в слово. Это не Булгаков придумал. :) |
Анонимный автор
Верю! |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |