Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Время от времени я обсуждаю процесс творчества с разными людьми, обладающими как бОльшим опытом, чем я, так и меньшим. И я заметила, что так или иначе в этих разговорах затрагивается несколько острых вопросов.
Есть мир, есть герой, а историю написать не могу, в чем дело?
Возможно, если вы внимательно читали предыдущие две части, то уже поняли, что не так. Дело в том, что герой и мир — это не история вообще. Вы можете написать многотомную энциклопедию о своем мире. Можете создать лирическую поэму, посвященную вашему герою и его страданиям. Но истории у вас не выйдет, потому что нет сюжета.
О личном. Когда мне было… кажется, десять, мы с младшей сестрой придумали мир. И придумывали его на протяжении нескольких лет. Он вышел настолько детально проработанным, что нравится мне до сих пор. В этом мире жили герои, и, честно говоря, я по-прежнему считаю их неплохими. Только когда я лет в четырнадцать села писать на основе этого мира книгу, вышла… кхм… редкостная ерунда. Я не сдалась, написала второй вариант. потом третий. Потом махнула рукой и убрала этот мир в дальний ящик. Сейчас я понимаю, что дело было даже не в возрасте и не в отсутствии опыта, а в том, что у меня не было сюжета. Я не знала, О ЧЕМ рассказывать, поэтому мои герои болтались в моем мире как известная субстанция в проруби. Если вдруг у вас похожая ситуация…
Совет: забудьте на время про мир. Придумайте историю. Кто, куда, почему, зачем, что из этого вышло. А потом уже помещайте историю в мир, а героя — в историю.
Я не знаю, о чем писать. Где взять идею?
Большая часть крутых идей окружает вас. Если вы не можете придумать историю, поищите ее.
Я люблю слушать рассказы других людей, обожаю исторические фильмы, хроники, книги (например, сюжет романа «Сколько стоит корона» я придумала, роясь в истории Войны Алой и Белой розы, а про «Изъян в сказке» подумала, когда случайно увидела пару знакомых кадров из «Трех мушкетеров»).
Неиссякаемый источник вдохновения — сообщества типа Reddit, «Пикабу», «Подслушано». Не кривитесь, там реальные люди рассказывают о том, что с ними произошло. Иногда какая-то фраза может дать толчок воображению. Хорошо помогает смотреть картины, арты, но не в поисках красивых лиц, а в поисках ответов на вопросы: «Что здесь происходит? Как герои здесь оказались? Что было раньше?»
Я стараюсь записывать идеи, даже бредовые, хотя бы парой фраз, и вам советую делать то же самое. У меня в телефоне уже целая копилка, как появляется время — постепенно расчехляю новую идею и начинаю с ней работать.
Даже сны могут помочь, главное (по секрету) НИКОГДА не выкладывайте сюжет, написанный на основе сна, в тот же день, как он вам приснился. Иначе потом есть шанс случайно разбить фейс палмом. Будет больно.
Совет: не держитесь за одну гениальную идею. Да, бывает, вы что-то придумали и вдруг встали в ступор. Вместо того, чтобы истерить по поводу своей бездарности, просто переключитесь на другую. Если первая — действительно та идея, которая вас может прославить, то позднее вы к ней вернетесь, ничего с ней за пару месяцев или лет не случится.
А если у меня не пишется история?
Такое тоже бывает, но здесь важно понять причину. Я выделяю несколько подвидов. Итак, не пишется, потому что…
… творческий кризис, вызванный внешними причинами. Если у вас пмс, стресс на работе, задерживают зарплату, вы простудились, расстались с любимым человеком (список можно продолжать и дальше), то было бы странно, если бы «писалось». В этой ситуации лучшее, что можно сделать — это позаботиться о себе, история подождет.
… творческий кризис длится третий год. А вот это уже (скорее всего) показатель того, что проблема именно в творчестве. Вам точно нравится ваша история? Может, стоит переключиться? Хорошо помогают конкурсы на заданную тему, марафоны, челленджи — форматы, которые заставят вас заняться написанием истории и отвлечься от страданий на тему того, что ваша гениальная задумка не пишется. Скорее всего, после того, как вы закончите другую историю, вас отпустит.
… история не идет. Я спотыкалась на этом неоднократно и поняла, что история не идет почти всегда потому что пропущены какие-то шаги построения сюжета. Если все ясно, продумано и прописано, не идти просто нечему. В этом случае моя рекомендация — прекратить страдать и вернуться к началу, к скелету истории.
… история надоела. Я с таким сталкивалась всего пару раз, это неприятно, но бывает. Вы придумали историю, все расписали, все круто, но… что-то произошло, и история перестала вас интересовать. У вас продуман сюжет, проработаны персонажи и мир, но проблематика вас больше не цепляет. Мой выход в этом случае — не терзать ни себя, ни читателей, и поставить статус «заморожено». Так произошло у меня с работой «Паззл. История продолжается». Она кажется мне детской и скучной, увы. И пока так случилось с «Вероятностью» — меня физически тошнит от сеттинга. Возможно, пройдет время, и я вернусь и к одной, и к другой истории, но для этого они снова должны меня заинтересовать.
… история слишком сложная. У меня сейчас таких две. С одной я знаю, как справиться — это «Победа в лабораторных условиях». Она очень масштабная и с геополитической, и с психологической точек зрения, там очень много сюжетных линий, сложнейший сеттинг и тьма героев. Но я знаю, что, стоит мне закончить «Изъян в сказке» и написать еще одну историю, которая связывает с точки зрения исторического контекста «Изъян» с «Победой» — и все встанет на свои места. А если мне повезет, то все наладится и раньше, после окончания «Изъяна». Вторая — труднее, это история кардинала Ришелье. Считайте, что это моя любимая «гениальная идея». Я к ней возвращаюсь раз в год, пишу главу, плачу в подушку — и откладываю обратно, потому что пока мне не хватает мастерства на такой масштаб и такой уровень исторической проработки, которые требуются. Со временем, когда приобрету побольше опыта, я однозначно эту историю продолжу. Но пока она лежит «в столе», а я набиваю руку на других работах.
… что-то поломалось. Да, такое бывает. Вы все придумали, вы пишете работу, и вдруг раз — и остановка. Затык. Скорее всего, что-то в вашей истории пошло не так, появилась фальшь, нелогичность, нестыковка. Так у меня было со «Сферами влияния», когда на середине третьей части я осознала, что к задуманному финалу просто не могу прийти с имеющимися данными. Мне тогда помог сторонний взгляд и подключение Гаммы. Вместе с человеком, ранее в историю никак не вовлеченным, я смогла понять, что же не так, и, немного пострадав, удалить пятнадцать глав. Вообще, мой совет — не стесняйтесь говорить о своих работах с другими людьми. Иногда это может быть больно и обидно, зато сильно помогает для избавления от таких ситуаций.
… меня раскритиковали, и у меня опустились руки. К счастью или к сожалению, мои литературные истории резко негативной критике ни разу не подвергались. Зато я прошла это как журналист — мой первый редактор обладала милейшей особенностью брать статью в одну руку, красную ручку в другую, и далее редактировать, вслух комментируя каждый пассаж. Эдакий профессор Снейп от мира журналистики, только в облике благообразной женщины восьмидесяти лет. Да и позднее я не раз работала с опытными редакторами с любовью к унижению людей. Так что я понимаю, как бывает больно и обидно. Причем обоснованная критика, что бы там ни говорили, ранит сильнее, чем придирки троллей. Ведь это больно — понимать, что работа, в которую вложено столько сил, на самом деле не стоит выеденного яйца. Выходов два. Можно гордо сказать, что, раз так, к тексту я больше не притронусь. А можно, слегка пострадав, все-таки сесть и разобрать каждую строку критики, каждый пункт, и понять, с чем вы согласны, а с чем нет. Только, пожалуйста, не бегите к подругам-друзьям за поддержкой, чтобы они сказали: «Да ладно, все отлично же!» Обратитесь, если сомневаетесь в объективности критики, к посторонним людям, отнесите историю на какой-нибудь обмен отзывами, а потом — садитесь за работу и редактируйте без жалости. Возможно, вас немного утешит, если я скажу, что одну из статей я переписывала семнадцать раз. Честно. А «Сколько стоит корона» даже без разгромной критики прошла у меня четыре этапа редактуры с переписыванием огромных кусков, глав и с вырезанием многих тысяч знаков текста.
Пожалуй, на этом я остановлюсь. Эта статья не претендует ни на полноту (про сюжеты пишут целые книги на 200 страниц), ни на истинность в последней инстанции. Тем не менее, я буду рада, если кому-то она поможет разобраться в создании сюжета. Если остались какие-то вопросы — пишите в комментариях или в личных сообщениях. Как знать, может, у этой статьи появится еще одна часть.
Avada_36автор
|
|
Iguanidae
Вы категорически правы, сейчас поправлю! Спасибо) |
Спасибо большое
1 |
Avada_36автор
|
|
HallowKey
по секрету, это я не отвлекалась, это я с фикбука перетащила наконец-то коллекцию статей. Они по большей части старые) А так, у Авады переезд, сравнимый с пожаром и апокалипсисом в отдельно взятой квартире) С воскресенья снова будет продолжение... Как только отмоюсь сама и отмою квартиру от строительной пыли))) 2 |
Avada_36автор
|
|
HallowKey
Короче, надеюсь на вдохновение)) 2 |
Avada_36автор
|
|
lrkis
Я всегда рекомендую «Историю на миллион долларов» на эту тему. 200р страниц, очень даже по делу. 2 |
Avada_36
Я всегда рекомендую «Историю на миллион долларов» на эту тему. 200р страниц, очень даже по делу. Спасибо :)2 |
Avada_36
«История на миллион долларов» Лол, забавно, что в английской версии название просто "История". И одно из открывающих предложений:All notions of paradigms and foolproof story models for commercial success are nonsense. 2 |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|