↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Так говорил Ищущий (джен)



Автор:
Бета:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Ангст, Драма, Мистика
Размер:
Мини | 40 711 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Сложно рассказать о том, что можно выразить лишь на языке символов. Этот ориджинал посвящен исканию смысла и, я бы даже сказал, трагедии этого искания. Я назвал своё произведение экзистенциальной драмой в 8 частях с прологом и эпилогом. Думаю, мало что можно к этому добавить.

На конкурс "С чистого листа-5. Стороны света", номинация "За гранью мира".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава

Часть вторая. Зло

Как можно быть злым? Добрые говорят, что быть злым легко — просто не быть добрым. Я говорю, что быть злым еще легче — надо просто не быть. Ибо если бы зло "было", как бывают люди, и звери, и птицы, то оно давно бы уже перестало быть, истребив себя самое. Поистине нет зла без искажения Добра, и поистине зла вовсе нет. Ибо не может существовать то, чьей сущностью является Ничто. Так говорил Ищущий.

Злой говорит: я покорю себе мир. Добрый говорит: я уступаю тебе его. Ибо если под маской зла таится тщеславие, то под маской доброты иногда таится бессилие. Если зло ничто, то каково стало твое добро, когда ты утратил радость души своей? Не стало ли оно тяжким грузом, срывающимся с высоты небес в бездну морей? Не стало ли оно маской твоего вечно улыбающегося лица? И если ты делаешь добро, смотри — не обретай от этого уверенность. Ибо нет никакой уверенности в том, что ты считаешь добром и что ты считаешь правильным и полезным совершить во имя его. И, обретая ложную уверенность, ты теряешь себя на пути добра, и всё добро твое становится ложью, а всякая улыбка твоя скрывает тайную горечь. Поистине тогда судящий находит тебя и делает твоим орудием, и вместе с ним вы судите мир и не можете насытиться вовек. Но судите Вы слепо, ибо двое — слепец и вождь слепца — пройдут мимо настоящего добра, как алчный проходит мимо золота, спрятанного в куче навоза. Так говорил Ищущий.

Зло иссушает души зрелых и извращает души неискушенных. Во всякую душу входит оно, и поистине нет никакой души, живущей на свете, в которой не обреталось бы зла, и в душу мира вошло оно чрез человека и отравило его ядом, и мир ниспал в бездну самоуничтожения, пребывая в ней до сих пор. Ибо так назову теперь я зло — оружием смертоносным его я назову. И это оружие становится стократ сильнее в руке искушенного, и гнездится зло его в его собственной воле, его собственном выборе, подчиняющем души других людей и извращающих их к своему благу. Тысячи правителей и тысячи тиранов бесплодно искали путь к оружию сему в пустынях своей гордыни, проливая кровь сотен и сотен тысяч подданных своих, искали они его и в болотах злата, обменивая злато на познание этого оружия, и на высокогорьях похотения искали они его, испытывая уловление женщин мужчинами и мужчин женщинами. И не могли они найти его, ибо оно не всякому открывается, и лишь обратили оружие сие внутрь себя, и оно сожрало их, и канули они в бездну, всеми презренные и презревшие всех. Но потом, в одном веке человеческого существования возникло нечто, что могло воплотить в себе зло. И было это нечто обманом из глубины, таким обманом, что люди приняли зло за Добро. Тогда воплотилось неназываемое, но люди не узрели его, ибо свершилось по слову пророка. Имеющий разум да поймет. Так говорил Ищущий.

Оружием назвал я зло и небытием, великим ничто. Чем еще нареку его? Поистине мельчайшей вещью и неслышимым звуком назову я его. И в этом оно подобно добру. Как семя растет оно в душе, но как ураган дает в ней свои всходы. Желающий бороться со злом борется с пустотой, а зло ускользает от него или наполняет его своей бессмысленной жаждой. Ибо зло стремится пожрать все бытие, захватить его место, имея великую пустоту в себе. Но не способно достичь своей цели. Посему мудрый, борясь со злом, просто не совершает его и не думает о нём, а глупый, борясь со злом, принимает его за некое существо и воздвигает ему вымышленное царство. Нет царства у зла, ибо поистине оно вождь без подвластных, король без королевства, плотник без молотка и рыбак без сети. Оно уловляет глупцов в свои силки, так как они всегда думают о себе, что велики. И, будучи велики в глазах Ничто, становятся видимыми для зла. Но не может оно уловить знающего уловки его в свои силки, ибо знающий становится еще более незнающим, встречая его. И, уподобляясь мельчайшей вещи, он становится вовсе ничем, и зло не примечает его. Так говорил Ищущий.

Некто молвил, что у зла нет обличья, ибо оно есть ничто. Но сотни обличий у зла, и все они фальшивы. Зло рядится в одежды любви, величия, верности, доблести, чести.... Разноцветны бывают одежды. Едина бывает их суть. И в конце земной жизни зло сбрасывает их и показывает своему носителю подлинную свою сущность в конце пути. Ведет же к концу оно его тропою пустынных ветров, и песок тщетных надежд засыпает глаза и нос ему. Так говорил Ищущий.

И тщетно искал Ищущий свободы от зла, и не избег его силков, как и всякий смертный. Но насколько зло исказило его замыслы — не знает даже оно само. И решил Ищущий испытать власть как оружие против зла и обратился к ней, к власти ушел он, упившись ядом иллюзий.

Глава опубликована: 23.07.2021
Обращение автора к читателям
Scaverius: Можете кидать тухлыми помидорами в своё удовольствие. Главное, оставьте коммент. :)
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
16 комментариев
Это нужно еще не раз перечитать и обдумать. Я таких серьезных историй, заполненных сплошь раздумьями и размышлениями, не читала еще. И с философией дело иметь приходилось, но она грузила мозг еще сильнее, так что внутри по итогу мало что оставалось. “Это слооожнаааа!” - вопит между ушами так, что их, уши, закладывает. Но ничего, я выловлю все скрытые смыслы! Буду Вылавливающим.
PS Какие помидоры! Никаких помидор! В них что, тоже скрытый смысл?
Scaveriusавтор
Мурkа
Это нужно еще не раз перечитать и обдумать. Я таких серьезных историй, заполненных сплошь раздумьями и размышлениями, не читала еще. И с философией дело иметь приходилось, но она грузила мозг еще сильнее, так что внутри по итогу мало что оставалось. “Это слооожнаааа!” - вопит между ушами так, что их, уши, закладывает. Но ничего, я выловлю все скрытые смыслы! Буду Вылавливающим.
PS Какие помидоры! Никаких помидор! В них что, тоже скрытый смысл?

Спасибо за отзыв! Не думал(а), что кто-то заинтересуется и прочтёт. В общем-то я давно написал(а) это и в какой-то мере всё это потом еще и переписывалось пару раз, дописывались новые главы. То, что писалось как философское эссе в духе "философии жизни" и "экзистенциализма" переросло в что-то более литературное, с своим сюжетом, прологом и эпилогом. Стиль Ницше оказался просто очень удобен - минимализм, афористичность. Скорее это даже не в духе Ницше написано, а в духе Л. Шестова (был такой русский религиозный философ-экзистенциалист).
Анонимный автор, повторить стиль, который некоторым и воспринимать трудно - это героизм!
Не читая комментов думала: Так говорил Заратустра)))) Оказалась не одинока в мыслях))) А знаете, это неплохо, и действительно стоит неспешного прочтения еще раз. Не то, чтобы уважаемый автор сразил меня и перевернул мое мировоззрение с ног на голову (не Ницше, и ничего обидного в этом нет))) - все, кто имеет свойство включать мозг и задумываться о причинно-следственных связях и смыслах приходили к разным идеям в этом духе, но мне очень понравилось, как вы собрали это воедино, в общее полотно, вдумчиво, но в то же время легко для понимания. И не хватает тут главы одной, но, думаю, написана она будет во время своё)))) Творческих успехов и примите восхищение этой неожиданно интересной работой)
Scaveriusавтор
Damaru
Не читая комментов думала: Так говорил Заратустра)))) Оказалась не одинока в мыслях))) А знаете, это неплохо, и действительно стоит неспешного прочтения еще раз. Не то, чтобы уважаемый автор сразил меня и перевернул мое мировоззрение с ног на голову (не Ницше, и ничего обидного в этом нет))) - все, кто имеет свойство включать мозг и задумываться о причинно-следственных связях и смыслах приходили к разным идеям в этом духе, но мне очень понравилось, как вы собрали это воедино, в общее полотно, вдумчиво, но в то же время легко для понимания. И не хватает тут главы одной, но, думаю, написана она будет во время своё)))) Творческих успехов и примите восхищение этой неожиданно интересной работой)

Спасибо большое за интересный и развёрнутый отзыв! Решил дописать, что во-первых, многое из того, что говорит персонаж книги - это не совсем мои мысли, это мысли Ищущего. Но это законченное произведение. Других глав тут не будет, их не может быть.
Понимаю ли я правильно, что душа раздвоилась, желая избежать возмездия за свои дела? Отрекаясь от них вместе с тем, что привело к этим поступкам, но тем самым отрекаясь от себя. Поэтому "спасение" не принесло сбежавшей части успокоения.

Мистическая история. Колдовская. Истинно потусторонняя. Читается на одном дыхании. Но кроме главы "Одиночество"...
Из-за того, что в нём и был корень всего?
Scaveriusавтор
Маль
Понимаю ли я правильно, что душа раздвоилась, желая избежать возмездия за свои дела? Отрекаясь от них вместе с тем, что привело к этим поступкам, но тем самым отрекаясь от себя. Поэтому "спасение" не принесло сбежавшей части успокоения.

Да. Именно поэтому разум отделился от души, назвал себя Ищущим. А душа была нема без разума, с одними только чувствами. И вся мудрость мира не спасла падший разум. Суть в том, что Ищущий мог даже всё правильно говорить. Но не в этом дело. А дело в том, что он отрёкся и оставил сам себя. Это не принесло ему искупления.


Мистическая история. Колдовская. Истинно потусторонняя. Читается на одном дыхании. Но кроме главы "Одиночество"...
Из-за того, что в нём и был корень всего?

Одиночество - это глава совершенно особая. Там происходит диалог оставленной души Ищущего со своим разумом. Ну или должен был происходить. И там же есть куски её прежней жизни, еще до описанного в Эпилоге.
Анонимный автор
М-м... как София и Логос в религиозной философии?

Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь
Scaveriusавтор
Маль
Анонимный автор
М-м... как София и Логос в религиозной философии?
Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь

Не совсем так, как София и Логос. Они-то как раз часто не разделяются (если вы про русскую религиозную философию), они объединены. Если вы про гностиков, то да, у них София - это душа мира, неразумно отделившаяся от Плиромы, а Христос должен её спасать. В христианстве София - это нетварная Энергия Божества или просто мудрость Божия. Она принадлежит Логосу (Христу), и никто её отделить от Него не может, они нераздельны, как сущность и атрибут. Проще говоря, представьте, что атрибут какого-то человека постоянен и присущ только ему. Представьте что есть "сущность" - человек, а атрибутом этой ипостаси человека, этого индивида является предикат "рыжий". Представьте что на Земле живёт только один человек с рыжими волосами (других просто нет). Тогда "рыжие волосы" будут нераздельно присущи только одному субъекту.
У меня происходит разрыв, утрата, разделение. Разум и чувства, душа и другая часть души. Нет, это если уподоблять христианской религии, то это как смерть человеческой природы Христа на кресте. Только вот Христос потом духовно сошёл в ад, освободил там души умерших, а тело своё воскресил. А тут воскресения не получилось. Или другой мотив - уже из язычества - бегство Сизифа, который многократно хотел избежать вечного заключения в Аиде (и не смог). Как известно именно Сизиф вдохновлял А. Камю (представителя философии абсурда, направления в экзистенциализме, согласно которому мир бессмыслен, а человек разумен, и от столкновения бессмысленности мира и разума человека возникает абсурд), намеки на "миф о Сизифе" (работа А. Камю) есть и тут, в моём тексте.

А вообще спасибо вам за отзыв.
Показать полностью
Анонимный автор
Я постараюсь это осмыслить.
Спасибо за "открытый урок"! :-)
Scaveriusавтор
Маль
Анонимный автор
Я постараюсь это осмыслить.
Спасибо за "открытый урок"! :-)

Извините, что "загрузил(а)" :)
Анонимный автор
Нет-нет, это полезно!
Но в моих конспектах было по-другому :-)
Значит, на госэкзамене мне повезло...
Scaveriusавтор
Маль
Анонимный автор
Нет-нет, это полезно!
Но в моих конспектах было по-другому :-)
Значит, на госэкзамене мне повезло...

София по-разному понимается разными религиозными философами. Я сказал, как её понимание выразил В.В. Зеньковский. А так да, Соловьев, Булгаков, путали Софию либо с душой мира, либо вообще с Ипостасью (Булгаков даже учил о ней как четвертой Ипостаси Бога) и проч. Но вообще так мыслить - это чистое язычество. Это как древние язычники чувствовали присутствие в природе Бога и поклонялись в простоте своей этому камню или этому дереву или этому зверьку. Они были правы в том, что внутри них - тоже Бог, ведь Бог везде. Но они были не правы, отождествляя Бога с данным существом и отграничивая его от всего остального. Бог у них распался на "функции", есть Бог-Создатель (но он далеко и больше ничем не интересуется), есть духи предков, а есть духи природные или духи помощники. Так Божественные функции созидания, попечения и родства (сыновства) были язычниками "поделены" между разными сущностями. Но они не по злобе это делали. Просто они "забыли". Кстати, многие первобытные племена совершенно искренне приняли христианство. Моральный кодекс их нисколько не смутил, а теория о том, что "Бога не надо делить на куски" была быстро осознана и принята как разумная. Правда, по привычке они Богу боялись молиться, чувствуя расстояние между ними и Творцом всего (это и был причиной "деления на куски", страх перед божественным и стремление "сделать его понятным". Все беды человечества скорее происходят не от злобы, а от страха и невежества. От попытки "сделать это понятным". Как в народной мифологии Христос стал безжалостным судьей, приказывающим кидать грешников прямо в ад, а Богородица "милостивой заступницей" перед грозным Сыном. Тут всё было понятно крестьянину, Бог - это вселенский "барин", а Богородица Его скромная и милостивая Матушка. Или мытарства. Чистый ведь апокриф. Бесы предъявляют на таможне счёт душе, а ангелы платят добрыми делами. У кого дел больше, те откупаются. Торговцам понятно и ремесленникам. Ясно, что это религиозная метафора, видение первоначально было глубже. Это ясно даже по тексту. Бесы скорее пытаются "искушать", "задержать" душу, не пустить к Богу, оставить рядом с собой ("ад это так круто, оставайся с нами"). И так это понималось богословами. А остальные видели "торговую поверхность" притчи.
Показать полностью
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню.
Scaveriusавтор
Маль
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню.

Ну да, это пересказ гностического мифа. Слово в слово. Это не Булгаков придумал. :)
Анонимный автор
Верю!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх