↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Кесак, или Танец огня (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Драма
Размер:
Мини | 43 798 знаков
Статус:
Закончен
Предупреждения:
От первого лица (POV)
 
Проверено на грамотность
На конкурс «С Чистого Листа 5: Стороны света», номинация "Жара в тропиках".

Есть на земле один маленький, удивительный остров, где люди живут в ладу с духами, где человеческие существа еще не забыли, что на самом деле они всего лишь снимают угол в принадлежащей духам Вселенной. На практике это выглядит так: в каждом доме, в каждой гостинице, магазине или столовой треть пространства занимают храмы духов, куда каждое утро и вечер процессии принаряженных женщин приносят фрукты, печенье, цветы и тонкие зажженные ароматические палочки. И официальным законом запрещается строить здания выше самой высокой кокосовой пальмы, что составляет примерно вышину в 4 этажа.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Глава 4. Кесак

Черное южное небо с непривычными созвездиями опрокинулось над городом. Тихо летел вверх почти неразличимый на темном фоне дым от факелов: огни — настоящие, дышащие на ветру — стояли вдоль длинной извилистой дороги. В неверном свете факелов с трудом можно было различить старые, потрескавшиеся ступени, ведущие к храму. Круглые свечи живым пламенем дрожали в пухлых ладонях статуй духов и чудовищ. Между собравшимися зрителями настойчиво бродил спотыкающийся торговец пивом с тележкой, полной бутылок и льда.

От собравшегося народа становилось довольно тесно. Множество людей гудело, толпилось под крышей театра без стен. Прихрамовые духи с любопытством выглядывали из-за колонн и весело переглядывались друг с другом. Иногда их озорные взгляды падали и на меня. И тогда они мне подмигивали. И я подмигивал им тоже. Из вежливости. Хотя никого из знакомых духов среди них не было.

«Староваты мы уже для всех этих представлений. Ты иди — наслаждайся, а мы дома посидим», — сказал мне старый дух, затягиваясь крепкой сигаретой.

Поэтому я пошел только с мамой.

Постепенно суета начала нарастать, людские волны ходили взад-вперед, колебалось пламя огней, старичок с тележкой бродил как заведенный. Выяснилось, что билетов продали намного больше, чем мест под крышей. И тогда всех зрителей попросили перейти на другую площадку, под открытое небо. Мама явно оказалась не готова к таким внезапным переменам. Она медленно встала, и нас с ней чуть не сшибла с ног толпа туристов, жаждущих зрелищ. Они понеслись, как стадо бегемотов, и как навозные мухи облепили сцену, усевшись вплотную к краю утоптанной площадки посреди храмового двора. Даже странно иногда, как легко люди забывают о правилах поведения. О вежливости. О внимании к другим. Тонкий-тонкий слой воспитания слетает с них в один миг, как слабый свет от свечи мгновенно растворяется в черной южной ночи. Тьма над нами так близка оказалась тьме внутри всех этих людей. И вот уже они бежали, расталкивая друг друга, пихаясь локтями, отвоёвывая себе место у сцены — в самом-самом первом ряду, — как дикие крестьяне или обезьяны, не понимая, что действие надо видеть издалека и в порядочном театре должна быть видна вся сцена.

Мы ходили как-то со Стивом и мамой в оперу. И сидели там в царской ложе. И хоть это и были лучшие места, но располагались они на порядочном расстоянии от всего действия. И мне уже стало очень грустно, потому что из-за плотного первого ряда диких зрителей, почти вылезших на сцену, остальным людям оказалось совершенно ничего не видно, и даже пришедшим актерам пришлось тесниться друг у друга на пятках. А потом ещё с неба начали падать тяжелые холодные капли дождя.

И я решил, что все уже испорчено, но тут на середину сцены вышел кривой старичок, замотанный в какие-то шкуры. Он просто стоял несколько минут посредине свободного пространства. Тяжело опирался на свою сучковатую палку и с сожалением и каким-то разочарованием оглядывал собравшихся людей. Потом взглянул чуть выше, туда, где из-за колонн и пальмовых лохматых ветвей выглядывали любопытные духи. Созерцание их длинных, высунувшихся языков, толстых губ и выпученных глаз принесло старичку, по-видимому, больше удовлетворения, потому что он заулыбался. Как-то залихватски тряхнул спутанными седыми волосами и принялся осторожно и медленно махать одной рукой. Я только потом уже понял, что у него в руке была метелка и ею он как будто кропил воздух. Вторая рука старичка оставалась на палке, но постепенно тоже приходила в движение, отчего прямо из-под ног у него начал разрастаться тихий ритмичный стук, похожий на биение сердца. Постепенно звук становился все громче, а движения старика все быстрее, и вдруг я понял, что это стучит уже не палка, а множество полуголых собравшихся вокруг сцены мужчин, больше похожих на воинов. Они прижались спиной к спине и оттеснили одичавших зрителей. А сами непрерывно хлопали в ладоши, продолжая раскачиваться в такт ударам трости старика. Взмахи сотен ладоней были похожи на языки пламени. И тепло и беззащитность человеческого тела казались просто пугающими на фоне черноты ночи, безграничного океана, крепко обнявшего маленький остров, разрушительной силы и боли, таящейся в глубине пылающих факелов.

А потом я вдруг понял, что дождь давно прошел. А старик уже не размахивал руками, а просто обводил взглядом толпу притихших зрителей. А потом он посмотрел прямо на меня и улыбнулся. Секунду-другую его легкий, теплый взгляд черных глаз ощущался как физическое прикосновение. А потом — легкий полупоклон, и старик исчез со сцены, но этого, кажется, уже никто не заметил, потому что представление началось.

Общее действо было довольно запутанным — войско обезьян, войско духов, войско людей, потерянная и найденная принцесса; все хотели чего-то своего: духи постоянно пытались украсть принцессу, слуга духов шутил со зрителями по-английски на какие-то совершенно отвлеченные темы..

Те полуголые мужчины, в каком-то подобии не то юбок, не то повязок на бедрах, что сидели плотным кольцом вокруг сцены, по-прежнему периодически начинали хлопать в ладоши или одновременно потрясать руками, взлетающих как пламя в ночной растопленной вязкой тьме.

Время от времени они начинали петь, а ещё меня совершенно завораживали их ритмичные движения. Смуглые волосатые кисти с длинными трепещущими пальцами так были похожи на огонь, что я порою забывал вовсе о том, что, собственно, происходило на сцене, и не мог оторвать глаз от этого выпуклого дыхания жизни в голых спинах, в неспокойных грубых пальцах, в непритязательных и таких природных, изначальных ритмах и движениях.

Звуки и ритмы захватывали меня и уносили куда-то далеко-далеко. И я оказывался наедине с собой, и с огнем факелов, шелестом веток, и глубоким звездным небо над головой. Даже духи притихли и стали почти незаметны. Время же вовсе растворилось и пропало. И я вдруг понял, что мы сидим сейчас так же, как и тысячи лет назад: горстка людей, с надеждой и трепетом внемлющая тому, кто рассказывает историю. Нет никакого прогресса, техники, цивилизации. Есть только тело человека, огонь и воздух, и все они не сильно изменились за пару прошедших тысячелетий.

Мужские голоса продолжили военную песню, прекрасно обходясь без всяких музыкальных инструментов. Все эти уловки возникнут позже, а мы как бы оказались вдруг в пространстве до начала времен, задолго до появления большинства инструментов. Но война была всегда, и я отчетливо увидел: ритмичные движения вскинутых рук — это ненасытное пламя войны. Во время сражения на сцене погиб один из героев, и его душа, завернутая в белый саван простыни, унеслась на небо сквозь храмовый проход. Просто удивительно, как в мгновение изменилась пластика актера — глядя на движения, я сразу понял, что теперь это не человек из плоти и крови, а легковесная, дыханию подобная душа, и мимолетный ветер унес её вот в это вот огромное, наполненное звёздами, чёрное небо над нами.

Умирающему врагу отдали почести. Хор войны временно превратился в обезьян, безумно скачущих и подпрыгивающих. Некоторые зрители не выдерживали интенсивности происходящего. Они вставали, выходили покурить или попросту сматывались с представления. И я никак не мог взять в толк — зачем же они тогда с таким яростным боем брали свои самые первые места в самом первом ряду.

А потом вышел все тот же старичок, прекративший дождь, и на ломаном английском объяснил, что сейчас будет самый главный танец, прогоняющий злых духов, танец предотвращения бед, напастей и войн.

«Ещё до начала двадцатого века он использовался только в обрядовых целях. Это священный танец транса, и его задача охранительная, он обороняет наше общество от дьявольских сил, эпидемий и войны», — тихим, чуть надтреснутым голосом сказал старик.

И тогда на середину сцены вынесли дрова, облили их бензином и подожгли костер. Он мигом стал высоким-высоким, и раскаленные искры яростно полетели в самую глубину неба, в своей разрушающей ненависти пытаясь добраться и до звезд, грозя им уничтожением. Обжигающие, беспощадное, всепожирающее пламя разгоралось все больше. От злости этого пламени даже на нашем высоком и далеком ряду стало жарко и душно дышать.

А потом на середину утоптанной площадки перед храмом, на эту маленькую сцену с огромным злобным костром посредине вышел танцор — молодой парень, босоногий, без рубашки, с игрушечной лошадкой-качалкой в руках. И я вдруг подумал, отчаянно цепляясь за последнюю надежду: если лошадка уцелеет, значит, Стив все еще жив. Полыхал настоящий огонь, вкруг него столпились старики с граблями, тесно обнял сцену круг воинов-хористов — теперь, когда разгорелось настоящее пламя, их руки нашли себе другое занятие — они стали барабанами войны. Ритмичное хлопанье не замирало ни на секунду — так отчаянно бился пульс уже обреченной на уничтожение жизни. И вот тогда тот босоногий парень набросился на костер и начал бегать прямо посредине и беззащитными ступнями разбрасывать его по сторонам, не давая пламени разрастись. Лошадка трепетала у него в руках, от огня летели в черное небо искры. Пожилые мужчины ругались, оттаскивали за руки молодого глупого парня. Война — благородное дело, не стоит мешать этому великому пламени. И сами вожделенно сгребали и сгребали снова свой костер. И тот босоногий парень опять и опять кидался в самую гущу пламени, раскидывая босыми пятками горящие угли. И так повторялось вновь и вновь.

И я вдруг понял, что другого способа, видимо, и нет, и чтобы отогнать злых духов, должен кто-то один выйти вот так босиком на горящие поленья. И не придумано другого оружия, и только игрушечная лошадка в руках. И всегда тушащего огонь будут ругать и толкать, и обязательно найдутся те, кто попытается подгрести угли и разжечь, раздуть огонь снова. И все же очень надо кому-то выйти вот так одному, босиком в самую гущу костра и раскидать его повсюду.

И я увидел там, на сцене, что пламя постепенно начало гаснуть и отступать под отчаянной дробью босых пяток безоружного человека. Слабый последний дымок постепенно угас. И усталый босоногий парень наконец замер. Опустив голову, он невидящим взглядом обвел зрителей, но мне показалось, что вместо нас он видел кого-то другого. В руках он все еще судорожно сжимал обгорелый остов той соломенной лошадки.

Спасенное вновь глубокое небо и яркие звезды тихо смотрели на босоногого парня с высоты. Благодарные лохматые пальмы склонялись к нему, и духи, сидящие на крыше храма, беззвучно улыбались своими огромными страшно зубастыми ртами. И только в ладонях у статуй по-прежнему мерцали свечи. Их огонь был безобиден и похож на колыбельную, спетую уставшему путнику у старых дверей храма.

Мы с мамой уходили, наверное, уже самыми последними. Я держал ее за руку, и видел, как она плачет. Неужели она тоже загадала про лошадку?

Глава опубликована: 08.06.2021
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Предыдущая глава
17 комментариев
Не верится даже, что в нашем мире могли сохраниться такие первобытные места! И что там совсем другое восприятие мира даже у тех, кто воспитывается во вполне “цивилизованном” мире. Хотя еще вопрос, благо ли для них цивилизация.
Взгляд со стороны ребенка добавляет картинке только ясности - ребенок непредвзят, для него нет понятия “невозможно”. Он видит духов - и не боится, а спокойно находит с ними общий язык, он иначе воспринимает смыслы

Мама про такое говорила: сплет-ни. И я прямо видел, как слова сплетаются друг с другом, слипаются, как холодная каша, случайно забытая на тарелке.

Удивительная образность! Как только прочитаешь, так в голове рисунок, и понимание давно известного с новой стороны.
Этот райский уголок сам по себе создан для тихого счастья, и был бы раем, если бы люди туда не тащили за собою все беды. Прошлое ведь не выбросишь из головы, лучшего человека в жизни никогда не забудешь, даже если его и нет и не может быть рядом. Тут еще одна деталь к всесильности детских мечтаний, надежда, что Стивен может быть жив, если лошадка не сгорит. И много-много всего о том, как люди сами себе портят жизнь, как убивают чужую радость… Или не убивают.
И вдруг я понял еще одну вещь — ну хорошо, вот я прогоню этого толстого хромоногого жука, еле видного из-за топорщащихся усов. Но больше-то никого не останется. Стива нет. Просто нет.
Только двое, Стив и любящая мама, создали из этого мальчика хорошего человека. Если он удержится там, где есть сейчас - не физически, просто не забудет, не отбросит это мироощущение, эту доброту и внимание ко всему, если так же будет смотреть на мир и не ожесточится, если оружие останется для него злой и неправильной игрушкой, а песни - радостью, то это будет один из лучших людей.
А пока - это маленький мальчик и рассказ об отдыхе - и о столь многом, что не охватить.
Показать полностью
шамсенаавтор
Мурkа
Первый читатель - и такой внимательный! Такой глубокий. Столько всего сразу нашел и охватил, что автор немеет от радости и изумления. Да, это удивительно прекрасно, что в мире на самом деле есть такие места, как этот остров. И что можно взять кусочки, осколки, сложить их вместе, и получится жизнь. И, самое главное, что может вот так вот прийти читатель, и прочувствовать каждую деталь. Услышать и выразить. Спасибо вам.
Очень интересная и образная история. Прочла с удовольствием.
шамсенаавтор
Э Т ОНея
Как же я рада что и сюда, в этого длинного монстра добрался хоть еще один читатель. Спасибо, я очень рада, что вам понравилось. Каждый автор любит свою работу и считает ее замечательной. Я не исключение. Так приятно, что она понравилась кому-то еще.
Анонимный автор
Я вообще-то пошла наносить фидбек в самые отдаленные номинации, но это не делает вашу работу хуже)))
Мне вот духи очень понравились: такие свойские, печенька не очень, но отказаться не удобно))); и игры со словами - я и сама люблю иногда такие штуки, они очень образные и часто очень точные.
шамсенаавтор
Э Т ОНея
Да, этой работе удивительно не повезло: мало того, что она непомерно длинная, так еще и в далеко задвинутой номинации. Тем ценне явление читателя. Спасибо еще раз. И на Бали такие именно Духи. Может быть, когда-нибудь я нарою фотографии. Но вы же и так можете их запросто загуглить. Каков вид таков и характер, как мне кажется. Тем более, что духи там и правда повсюду: в любом доме, в магаззине, кафе, на рынке, на дороге. От такого тесного сосуществования они становятся очень свойскими.
А что такое кесак? Или это и есть название ритуального танца огня?
Читала, не отрываясь. Восхитило, как автор сумел написать историю от лица ребёнка. Местами повествование вызывало улыбку от детской непосредственности. Местами становилось стыдно за взрослых людей.
Опять же, сколько здесь познавательных моментов! Так интересно узнавать новое, сколько же в мире чудесных уголков. Пыталась нарисовать в уме духа, но что-то запуталась. А есть вообще изображение этих духов? Нос рыльцем, волосатые уши. Чем-то похожи на домовых эльфов.
Эта история, как по мне, прямо готовая повесть для публикации. Спасибо вам, дорогой автор.
Понравилось, как мальчик размышляет о природе отношений между людьми. И так мило и так точно.
Ну и вот этот момент сильный:
И я вдруг понял, что мы сидим сейчас так же, как и тысячи лет назад: горстка людей, с надеждой и трепетом внемлющая тому, кто рассказывает историю. Нет никакого прогресса, техники, цивилизации. Есть только тело человека, огонь и воздух, и все они не сильно изменились за пару прошедших тысячелетий.
Блестяще.
шамсенаавтор
NAD
Да, Кесак -это название того самого танца. А изображения духов легко загуглить статуи духов с острова Бали
Анонимный автор
Спасибо!
Исключительно интересная и сильная история.
шамсенаавтор
flamarina
Спасибо. Очень приятно.
Т.е. весь конкурс написал один человек...😯
шамсенаавтор
Маль
Ну, строго говоря,, всего одну треть. Но я, честное слово, не знала, что будет так мало работ. Думала в последний момент принесут как обычно.
шамсенаавтор
Маль
На прошлый ЧЛ у меня было 8 работ, (5 побед), но в целом работ было меньше и это было не так заметно. Нуи обсуждали прошлый конкурс не в пример живее этого. Потихоньку ориджи умирают, никому не нужны ни они, ни дальние страны, как это ни печально.
шамсена
Мне нужны :-)

Может и на треть, но я смотрю те, за которые голосовала...
шамсенаавтор
Маль
Спасибо))
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх