Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Власть — какая отрава для глаз и какая убаюкивающая песнь довольства для ушей ваших! Власть — какое безумие воли и какой позор самоотречения мысли от самого себя. Если одиночество уподобило себя яду, а зло уподобило себя ничто, то власть уподобила себя сильному воину. Как Голиаф выступает оно в душе людей, смешивая их планы, уничтожая их сокровенные помыслы, возвышая одних и принижая других в их собственных глазах. Так говорил Ищущий.
И познали власть мудрецы и разумные, и сделали из нее употребление и куклу для утех. И кукла, ожив, выросла в исполина, и смешала их сокровенные мысли о мироздании с пылью земных забот. И познали власть суетные и ничтожные, проходимцы и искатели славы и сделали из власти забавную и увлекательную игру, полную опасности и доблести. И игра превратилась для них в засаду и западню, и попали они в эту засаду, лишившись жизни в адских мученьях. И познали власть чистые, любящие свое добро ради своего добра, и сделали они их него орудие и знамя. И орудие их стало оружием, которым истребили они себя, а знамя стало посмешищем для воронья и падали. И познали власть также злые, любящие выставлять Добро злом и зло Добром. И сделали злые власть своим слугой, и как слуга оно служит им верно и преданно... пока не предаст их. Ибо никто из них всех не подчинил себе власть всецело, но все, падши и взявши ее в руки, подчинились ей. Так говорил Ищущий.
Говорят многие — всякая власть есть зло, и другие еще — всякая власть есть благо. Но говорю я — какое употребление сделали вы из власти своей? Ибо по употреблению познается конец дела, и мысль познается по ее плодам. И где тот, кто сотворил из нее благо? И где те, кто сотворил из нее зло? Ибо всякое благо на земле с течением лет может превратиться в зло, и народ, любящий Бога, распял Сына Божьего. Ибо всякое зло может со временем на земле быть превращенным в благо, и некогда взявшие власть ради власти создали величайшее государство на земле, от коего произошли многие народы и общества, как листья от могучей кроны. И не сама по себе власть есть благо и зло, но в руках действующего и в мыслях знающего становится она тем и другим. Так говорил Ищущий.
О мудрые! Следите, чтобы власть не опьянила вас, как опьяняет молодое вино из лозы. Ибо опьянившись возможностью власти, бросите вы в пыль все ваши познанья и измерите их одной меркой — дают они власть или не дают ее. И истина, надев свои одежды, удалится от Вас, ибо Вы отреклись от ее благословенной наготы, выбрав власть. Тогда не узреть вам вовек ни власти, ни истины, ни спокойствия духа. Потому верно говорят, что власть ослепляет лучше каленого железа в руке надсмотрщика рабов и опьяняет лучше самого сильного наркотика на Земле. Так говорил Ищущий.
О правитель, желающий обладать властью! Как пышет твое лицо и тело жаром опаляющего всех тщеславия. Пока принимаешь ты власть своей свободой и волей, принимаешь ты погибель. И только когда примешь ты ее в час, когда никто другой не примет ее, с ужасом отвращаясь от нее, как от брошенной в грязь обезображенной падали, тогда, взявши — понесешь ее. И как тяжкое бремя караванного верблюда будет тебе она и будет висеть на твоей шее мельничным жерновом. Восплачешь и возрыдаешь ты, видя как она уродует тех, с кем ты соприкасаешься, превращая их благородные помыслы в труху суетных забот. Но и тогда не бросай ее. И тогда, когда положат тебя в гроб и отойдешь ты во цвете лет, соскользнет она с твоей шеи и обовьет тебе голову как величайшая корона. И свет сей короны будет светить поколениям твоего народа, но не увидишь ты его вовек, ибо так совершается на земле справедливость. Так ищущий нечто, находя то, что не искал, обретает это навек, и свободный, возложив на себя ярмо раба, обретает честь и славу. Так говорил Ищущий.
Но и властью не опьянился Ищущий, ибо легко власть, как сильный исполин, смешала его замыслы. И ушел он от нее свободный, к свободе ушел он, желая познать ее.
Scaveriusавтор
|
|
Мурkа
Это нужно еще не раз перечитать и обдумать. Я таких серьезных историй, заполненных сплошь раздумьями и размышлениями, не читала еще. И с философией дело иметь приходилось, но она грузила мозг еще сильнее, так что внутри по итогу мало что оставалось. “Это слооожнаааа!” - вопит между ушами так, что их, уши, закладывает. Но ничего, я выловлю все скрытые смыслы! Буду Вылавливающим. PS Какие помидоры! Никаких помидор! В них что, тоже скрытый смысл? Спасибо за отзыв! Не думал(а), что кто-то заинтересуется и прочтёт. В общем-то я давно написал(а) это и в какой-то мере всё это потом еще и переписывалось пару раз, дописывались новые главы. То, что писалось как философское эссе в духе "философии жизни" и "экзистенциализма" переросло в что-то более литературное, с своим сюжетом, прологом и эпилогом. Стиль Ницше оказался просто очень удобен - минимализм, афористичность. Скорее это даже не в духе Ницше написано, а в духе Л. Шестова (был такой русский религиозный философ-экзистенциалист). 1 |
Анонимный автор, повторить стиль, который некоторым и воспринимать трудно - это героизм!
|
Scaveriusавтор
|
|
Damaru
Не читая комментов думала: Так говорил Заратустра)))) Оказалась не одинока в мыслях))) А знаете, это неплохо, и действительно стоит неспешного прочтения еще раз. Не то, чтобы уважаемый автор сразил меня и перевернул мое мировоззрение с ног на голову (не Ницше, и ничего обидного в этом нет))) - все, кто имеет свойство включать мозг и задумываться о причинно-следственных связях и смыслах приходили к разным идеям в этом духе, но мне очень понравилось, как вы собрали это воедино, в общее полотно, вдумчиво, но в то же время легко для понимания. И не хватает тут главы одной, но, думаю, написана она будет во время своё)))) Творческих успехов и примите восхищение этой неожиданно интересной работой) Спасибо большое за интересный и развёрнутый отзыв! Решил дописать, что во-первых, многое из того, что говорит персонаж книги - это не совсем мои мысли, это мысли Ищущего. Но это законченное произведение. Других глав тут не будет, их не может быть. |
Scaveriusавтор
|
|
Маль
Понимаю ли я правильно, что душа раздвоилась, желая избежать возмездия за свои дела? Отрекаясь от них вместе с тем, что привело к этим поступкам, но тем самым отрекаясь от себя. Поэтому "спасение" не принесло сбежавшей части успокоения. Да. Именно поэтому разум отделился от души, назвал себя Ищущим. А душа была нема без разума, с одними только чувствами. И вся мудрость мира не спасла падший разум. Суть в том, что Ищущий мог даже всё правильно говорить. Но не в этом дело. А дело в том, что он отрёкся и оставил сам себя. Это не принесло ему искупления. Мистическая история. Колдовская. Истинно потусторонняя. Читается на одном дыхании. Но кроме главы "Одиночество"... Из-за того, что в нём и был корень всего? Одиночество - это глава совершенно особая. Там происходит диалог оставленной души Ищущего со своим разумом. Ну или должен был происходить. И там же есть куски её прежней жизни, еще до описанного в Эпилоге. 1 |
Анонимный автор
М-м... как София и Логос в религиозной философии? Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь |
Scaveriusавтор
|
|
Маль
Показать полностью
Анонимный автор М-м... как София и Логос в религиозной философии? Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь Не совсем так, как София и Логос. Они-то как раз часто не разделяются (если вы про русскую религиозную философию), они объединены. Если вы про гностиков, то да, у них София - это душа мира, неразумно отделившаяся от Плиромы, а Христос должен её спасать. В христианстве София - это нетварная Энергия Божества или просто мудрость Божия. Она принадлежит Логосу (Христу), и никто её отделить от Него не может, они нераздельны, как сущность и атрибут. Проще говоря, представьте, что атрибут какого-то человека постоянен и присущ только ему. Представьте что есть "сущность" - человек, а атрибутом этой ипостаси человека, этого индивида является предикат "рыжий". Представьте что на Земле живёт только один человек с рыжими волосами (других просто нет). Тогда "рыжие волосы" будут нераздельно присущи только одному субъекту. У меня происходит разрыв, утрата, разделение. Разум и чувства, душа и другая часть души. Нет, это если уподоблять христианской религии, то это как смерть человеческой природы Христа на кресте. Только вот Христос потом духовно сошёл в ад, освободил там души умерших, а тело своё воскресил. А тут воскресения не получилось. Или другой мотив - уже из язычества - бегство Сизифа, который многократно хотел избежать вечного заключения в Аиде (и не смог). Как известно именно Сизиф вдохновлял А. Камю (представителя философии абсурда, направления в экзистенциализме, согласно которому мир бессмыслен, а человек разумен, и от столкновения бессмысленности мира и разума человека возникает абсурд), намеки на "миф о Сизифе" (работа А. Камю) есть и тут, в моём тексте. А вообще спасибо вам за отзыв. |
Анонимный автор
Я постараюсь это осмыслить. Спасибо за "открытый урок"! :-) |
Scaveriusавтор
|
|
Маль
Анонимный автор Я постараюсь это осмыслить. Спасибо за "открытый урок"! :-) Извините, что "загрузил(а)" :) |
Анонимный автор
Нет-нет, это полезно! Но в моих конспектах было по-другому :-) Значит, на госэкзамене мне повезло... |
Scaveriusавтор
|
|
Маль
Показать полностью
Анонимный автор Нет-нет, это полезно! Но в моих конспектах было по-другому :-) Значит, на госэкзамене мне повезло... София по-разному понимается разными религиозными философами. Я сказал, как её понимание выразил В.В. Зеньковский. А так да, Соловьев, Булгаков, путали Софию либо с душой мира, либо вообще с Ипостасью (Булгаков даже учил о ней как четвертой Ипостаси Бога) и проч. Но вообще так мыслить - это чистое язычество. Это как древние язычники чувствовали присутствие в природе Бога и поклонялись в простоте своей этому камню или этому дереву или этому зверьку. Они были правы в том, что внутри них - тоже Бог, ведь Бог везде. Но они были не правы, отождествляя Бога с данным существом и отграничивая его от всего остального. Бог у них распался на "функции", есть Бог-Создатель (но он далеко и больше ничем не интересуется), есть духи предков, а есть духи природные или духи помощники. Так Божественные функции созидания, попечения и родства (сыновства) были язычниками "поделены" между разными сущностями. Но они не по злобе это делали. Просто они "забыли". Кстати, многие первобытные племена совершенно искренне приняли христианство. Моральный кодекс их нисколько не смутил, а теория о том, что "Бога не надо делить на куски" была быстро осознана и принята как разумная. Правда, по привычке они Богу боялись молиться, чувствуя расстояние между ними и Творцом всего (это и был причиной "деления на куски", страх перед божественным и стремление "сделать его понятным". Все беды человечества скорее происходят не от злобы, а от страха и невежества. От попытки "сделать это понятным". Как в народной мифологии Христос стал безжалостным судьей, приказывающим кидать грешников прямо в ад, а Богородица "милостивой заступницей" перед грозным Сыном. Тут всё было понятно крестьянину, Бог - это вселенский "барин", а Богородица Его скромная и милостивая Матушка. Или мытарства. Чистый ведь апокриф. Бесы предъявляют на таможне счёт душе, а ангелы платят добрыми делами. У кого дел больше, те откупаются. Торговцам понятно и ремесленникам. Ясно, что это религиозная метафора, видение первоначально было глубже. Это ясно даже по тексту. Бесы скорее пытаются "искушать", "задержать" душу, не пустить к Богу, оставить рядом с собой ("ад это так круто, оставайся с нами"). И так это понималось богословами. А остальные видели "торговую поверхность" притчи. |
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню.
|
Scaveriusавтор
|
|
Маль
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню. Ну да, это пересказ гностического мифа. Слово в слово. Это не Булгаков придумал. :) |
Анонимный автор
Верю! |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |