↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Так говорил Ищущий (джен)



Автор:
Бета:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Ангст, Драма, Мистика
Размер:
Мини | 40 711 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Сложно рассказать о том, что можно выразить лишь на языке символов. Этот ориджинал посвящен исканию смысла и, я бы даже сказал, трагедии этого искания. Я назвал своё произведение экзистенциальной драмой в 8 частях с прологом и эпилогом. Думаю, мало что можно к этому добавить.

На конкурс "С чистого листа-5. Стороны света", номинация "За гранью мира".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава

Часть четвертая. Свобода.

Свобода! Какое сладкое и страшное слово! Свобода! Народы алчут ее, а рабы бегут от сокровенных мыслей ее в еще большее рабство. И поистине никто не зрел еще подлинно свободного человека на земле. Ибо свобода бывает разная. Бывает, что человек свободен от других, бывает, что он свободен для других. Бывает, что человек свободен от зла своего, а бывает, что свободен от добра. И никогда, никогда-никогда не бывает человек свободен от самого себя. Так говорил Ищущий.

И говорит одинокий, что свобода — в том, чтобы взрастить в себе одиночество. И утверждает безумный, что свобода — не слышать голоса безумия внутри себя. И вздыхает тяжко богач, провозглашая, что единственная свобода — быть свободным от забот. Но все они, ища свободу и не находя ее, обретают лишь рабство. Ибо никто из них не ищет свободы ради свободы. О Вы, взыскавшие свободы ради самой свободы, где Вы? Кости ваши лежат в пустынях посреди семи морей, и песок омывает черепа Ваши. Нет подобных Вам среди нынешних людей, и больше уже не будет. Так говорил Ищущий.

И сказываю Вам, что свобода подобна ветру в поле — ищут его и не могут найти. И еще свобода подобна мыши, скребущейся под полом — слышат ее и не могут достать. И еще свобода подобна сокровенной человеческой мечте — протягивает человек руку, а она исчезает как дым. И не иллюзорна ли сама свобода? Камень, мыслящий о том, что он есть камень — падает вниз, и планета, если бы умела говорить, вращалась бы вокруг звезды. Но только в самой глубине себя обретешь ты …. нет, не свободу, а надежду на неё. Так говорил Ищущий.

Свобода твоя для тебя, мечта твоя для тебя, но что дает она другим? Если твоя свобода только от цепей чужих, тогда к чему тебе она? Можно и кандалы носить с грацией, и цепи с сатирической улыбкой. Но свобода должна вырасти из сердца твоего существа и цель смысла жизни принесёт она с собой. Ибо, как сказал некто из мудрых, беременными вы должны стать — отцом и матерью своего ребенка. И я говорю, что тот ребенок — смысл жизни, а цель его — цель свободы Вашей. Так говорил Ищущий.

Можно ли попрать чужую свободу ради своей? Можно ли превратить душу врага в хаос, из которого вырастет зло на погибель живым существам? Ты не можешь этого сделать, ибо свобода, которая попрана ради твоей свободы, родит худшую несвободу для тебя. И в попытках освободиться от сетей твоей несвободы, ты забудешь себя, потерявшись, как путник на горном склоне в густом тумане облаков, заслонивших горизонт. Потому пределом твоим и заповедным правилом должно стать — не попирай свободу других ради своей. Если тебе хочется попрать чужую свободу, то смотри, только если она уже обращена иными в несвободу, имеешь ты на это право. Ибо и под пятой будет она страдать и взывать об отмщении. Так говорил Ищущий.

И не стал Ищущий свободен, но потерял он себя в свободе, чтобы обрести себя за гранью пустоты. И тогда, словно безумный, ушёл он к пустоте, пытаясь познать её.

Глава опубликована: 23.07.2021
Обращение автора к читателям
Scaverius: Можете кидать тухлыми помидорами в своё удовольствие. Главное, оставьте коммент. :)
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
16 комментариев
Это нужно еще не раз перечитать и обдумать. Я таких серьезных историй, заполненных сплошь раздумьями и размышлениями, не читала еще. И с философией дело иметь приходилось, но она грузила мозг еще сильнее, так что внутри по итогу мало что оставалось. “Это слооожнаааа!” - вопит между ушами так, что их, уши, закладывает. Но ничего, я выловлю все скрытые смыслы! Буду Вылавливающим.
PS Какие помидоры! Никаких помидор! В них что, тоже скрытый смысл?
Scaveriusавтор
Мурkа
Это нужно еще не раз перечитать и обдумать. Я таких серьезных историй, заполненных сплошь раздумьями и размышлениями, не читала еще. И с философией дело иметь приходилось, но она грузила мозг еще сильнее, так что внутри по итогу мало что оставалось. “Это слооожнаааа!” - вопит между ушами так, что их, уши, закладывает. Но ничего, я выловлю все скрытые смыслы! Буду Вылавливающим.
PS Какие помидоры! Никаких помидор! В них что, тоже скрытый смысл?

Спасибо за отзыв! Не думал(а), что кто-то заинтересуется и прочтёт. В общем-то я давно написал(а) это и в какой-то мере всё это потом еще и переписывалось пару раз, дописывались новые главы. То, что писалось как философское эссе в духе "философии жизни" и "экзистенциализма" переросло в что-то более литературное, с своим сюжетом, прологом и эпилогом. Стиль Ницше оказался просто очень удобен - минимализм, афористичность. Скорее это даже не в духе Ницше написано, а в духе Л. Шестова (был такой русский религиозный философ-экзистенциалист).
Анонимный автор, повторить стиль, который некоторым и воспринимать трудно - это героизм!
Не читая комментов думала: Так говорил Заратустра)))) Оказалась не одинока в мыслях))) А знаете, это неплохо, и действительно стоит неспешного прочтения еще раз. Не то, чтобы уважаемый автор сразил меня и перевернул мое мировоззрение с ног на голову (не Ницше, и ничего обидного в этом нет))) - все, кто имеет свойство включать мозг и задумываться о причинно-следственных связях и смыслах приходили к разным идеям в этом духе, но мне очень понравилось, как вы собрали это воедино, в общее полотно, вдумчиво, но в то же время легко для понимания. И не хватает тут главы одной, но, думаю, написана она будет во время своё)))) Творческих успехов и примите восхищение этой неожиданно интересной работой)
Scaveriusавтор
Damaru
Не читая комментов думала: Так говорил Заратустра)))) Оказалась не одинока в мыслях))) А знаете, это неплохо, и действительно стоит неспешного прочтения еще раз. Не то, чтобы уважаемый автор сразил меня и перевернул мое мировоззрение с ног на голову (не Ницше, и ничего обидного в этом нет))) - все, кто имеет свойство включать мозг и задумываться о причинно-следственных связях и смыслах приходили к разным идеям в этом духе, но мне очень понравилось, как вы собрали это воедино, в общее полотно, вдумчиво, но в то же время легко для понимания. И не хватает тут главы одной, но, думаю, написана она будет во время своё)))) Творческих успехов и примите восхищение этой неожиданно интересной работой)

Спасибо большое за интересный и развёрнутый отзыв! Решил дописать, что во-первых, многое из того, что говорит персонаж книги - это не совсем мои мысли, это мысли Ищущего. Но это законченное произведение. Других глав тут не будет, их не может быть.
Понимаю ли я правильно, что душа раздвоилась, желая избежать возмездия за свои дела? Отрекаясь от них вместе с тем, что привело к этим поступкам, но тем самым отрекаясь от себя. Поэтому "спасение" не принесло сбежавшей части успокоения.

Мистическая история. Колдовская. Истинно потусторонняя. Читается на одном дыхании. Но кроме главы "Одиночество"...
Из-за того, что в нём и был корень всего?
Scaveriusавтор
Маль
Понимаю ли я правильно, что душа раздвоилась, желая избежать возмездия за свои дела? Отрекаясь от них вместе с тем, что привело к этим поступкам, но тем самым отрекаясь от себя. Поэтому "спасение" не принесло сбежавшей части успокоения.

Да. Именно поэтому разум отделился от души, назвал себя Ищущим. А душа была нема без разума, с одними только чувствами. И вся мудрость мира не спасла падший разум. Суть в том, что Ищущий мог даже всё правильно говорить. Но не в этом дело. А дело в том, что он отрёкся и оставил сам себя. Это не принесло ему искупления.


Мистическая история. Колдовская. Истинно потусторонняя. Читается на одном дыхании. Но кроме главы "Одиночество"...
Из-за того, что в нём и был корень всего?

Одиночество - это глава совершенно особая. Там происходит диалог оставленной души Ищущего со своим разумом. Ну или должен был происходить. И там же есть куски её прежней жизни, еще до описанного в Эпилоге.
Анонимный автор
М-м... как София и Логос в религиозной философии?

Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь
Scaveriusавтор
Маль
Анонимный автор
М-м... как София и Логос в религиозной философии?
Говорят, что одиночество - это предательство. Остальное просто путь

Не совсем так, как София и Логос. Они-то как раз часто не разделяются (если вы про русскую религиозную философию), они объединены. Если вы про гностиков, то да, у них София - это душа мира, неразумно отделившаяся от Плиромы, а Христос должен её спасать. В христианстве София - это нетварная Энергия Божества или просто мудрость Божия. Она принадлежит Логосу (Христу), и никто её отделить от Него не может, они нераздельны, как сущность и атрибут. Проще говоря, представьте, что атрибут какого-то человека постоянен и присущ только ему. Представьте что есть "сущность" - человек, а атрибутом этой ипостаси человека, этого индивида является предикат "рыжий". Представьте что на Земле живёт только один человек с рыжими волосами (других просто нет). Тогда "рыжие волосы" будут нераздельно присущи только одному субъекту.
У меня происходит разрыв, утрата, разделение. Разум и чувства, душа и другая часть души. Нет, это если уподоблять христианской религии, то это как смерть человеческой природы Христа на кресте. Только вот Христос потом духовно сошёл в ад, освободил там души умерших, а тело своё воскресил. А тут воскресения не получилось. Или другой мотив - уже из язычества - бегство Сизифа, который многократно хотел избежать вечного заключения в Аиде (и не смог). Как известно именно Сизиф вдохновлял А. Камю (представителя философии абсурда, направления в экзистенциализме, согласно которому мир бессмыслен, а человек разумен, и от столкновения бессмысленности мира и разума человека возникает абсурд), намеки на "миф о Сизифе" (работа А. Камю) есть и тут, в моём тексте.

А вообще спасибо вам за отзыв.
Показать полностью
Анонимный автор
Я постараюсь это осмыслить.
Спасибо за "открытый урок"! :-)
Scaveriusавтор
Маль
Анонимный автор
Я постараюсь это осмыслить.
Спасибо за "открытый урок"! :-)

Извините, что "загрузил(а)" :)
Анонимный автор
Нет-нет, это полезно!
Но в моих конспектах было по-другому :-)
Значит, на госэкзамене мне повезло...
Scaveriusавтор
Маль
Анонимный автор
Нет-нет, это полезно!
Но в моих конспектах было по-другому :-)
Значит, на госэкзамене мне повезло...

София по-разному понимается разными религиозными философами. Я сказал, как её понимание выразил В.В. Зеньковский. А так да, Соловьев, Булгаков, путали Софию либо с душой мира, либо вообще с Ипостасью (Булгаков даже учил о ней как четвертой Ипостаси Бога) и проч. Но вообще так мыслить - это чистое язычество. Это как древние язычники чувствовали присутствие в природе Бога и поклонялись в простоте своей этому камню или этому дереву или этому зверьку. Они были правы в том, что внутри них - тоже Бог, ведь Бог везде. Но они были не правы, отождествляя Бога с данным существом и отграничивая его от всего остального. Бог у них распался на "функции", есть Бог-Создатель (но он далеко и больше ничем не интересуется), есть духи предков, а есть духи природные или духи помощники. Так Божественные функции созидания, попечения и родства (сыновства) были язычниками "поделены" между разными сущностями. Но они не по злобе это делали. Просто они "забыли". Кстати, многие первобытные племена совершенно искренне приняли христианство. Моральный кодекс их нисколько не смутил, а теория о том, что "Бога не надо делить на куски" была быстро осознана и принята как разумная. Правда, по привычке они Богу боялись молиться, чувствуя расстояние между ними и Творцом всего (это и был причиной "деления на куски", страх перед божественным и стремление "сделать его понятным". Все беды человечества скорее происходят не от злобы, а от страха и невежества. От попытки "сделать это понятным". Как в народной мифологии Христос стал безжалостным судьей, приказывающим кидать грешников прямо в ад, а Богородица "милостивой заступницей" перед грозным Сыном. Тут всё было понятно крестьянину, Бог - это вселенский "барин", а Богородица Его скромная и милостивая Матушка. Или мытарства. Чистый ведь апокриф. Бесы предъявляют на таможне счёт душе, а ангелы платят добрыми делами. У кого дел больше, те откупаются. Торговцам понятно и ремесленникам. Ясно, что это религиозная метафора, видение первоначально было глубже. Это ясно даже по тексту. Бесы скорее пытаются "искушать", "задержать" душу, не пустить к Богу, оставить рядом с собой ("ад это так круто, оставайся с нами"). И так это понималось богословами. А остальные видели "торговую поверхность" притчи.
Показать полностью
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню.
Scaveriusавтор
Маль
У нас был Булгаков. И София как материя, отлучённая от духа в результате грехопадения (?), но сохранившая в себе первичное благо творения. Если я что-то помню.

Ну да, это пересказ гностического мифа. Слово в слово. Это не Булгаков придумал. :)
Анонимный автор
Верю!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх