Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Для того, чтобы делать окончательные выводы о противоречивых фильмах и книгах, зачастую критики обращаются к второстепенным, третьестепенным и даже фоновым персонажам, потому что через них мы можем увидеть вымышленный мир таким, какой он есть, — неприкрыто шовинистским, без показной политкорректности, с которой многие писатели очень несерьёзно и неаккуратно обращаются, и мелкими деталями, указывающими на большие проблемы общества, которые мы привыкли воспринимать как нечто само собой разумеющееся и игнорировать. Как бы ни было странно, подобный подход применим исключительно к «Гарри Поттеру», ведь в основном все его проблемы связаны с отдельными противоречивыми моментами, на которых далеко не все зацикливаются, даже если от них за версту несёт всем самым нетолерантным и неприятным; биографическими данными, без которых вполне можно было бы обойтись, но которые Роулинг всё-таки посчитала нужным озвучить — пусть и через сайт, а не книги, и тем самым принизила собственных героинь или связала их с клише, не наблюдающимися в самом семикнижии; фоновыми героями, через которых Роулинг непреднамеренно продвигала сексизм, расизм и гомофобию, и отнюдь не случайно — фэтфобию и лукизм; и уже ругаемыми мной традициями. «Фантастические звери» с точки зрения репрезентации гораздо хуже поттерианы, потому что проблемы в них касаются не только третьестепенных, но и главных героинь, через клише прописываются не только фоновые персонажи-функции, но и двигающие сюжет герои, и Роулинг вставляет в сценарии совсем уж неприкрытые сексизм и мизогинию, которые никак не оправдаешь.
Говоря о первом фильме, я отметила, что единственной адекватно прописанной второстепенной героиней картины стала мадам Бэрбоун, что довольно забавно, ведь Бэрбоун олицетворяет собой сущее зло. Что же, в случае с «Преступлениями Гриндевальда» у меня уже нет спасительной соломинки в виде неплохо представленной оригинальной героини, за которую я могла бы зацепиться, и это очень грустно, ведь распаляться из-за мелочей мне не хочется. Перечислю парочку персонажей, которые не повлияли на сюжет или сыграли в нём слишком маленькую роль, чтобы углубляться в их характеризацию, и начнём мы с помощницы Ньюта Банти — неинтересной, но очень смешной девушки, которую Роулинг влюбила в главного героя. Зачем эта Банти вообще была нужна, если она не двигала сюжет, появилась только в начале фильма, а после этого исчезла и не упоминалась? Я нашла целых три причины для присутствия Банти в «Преступлениях Гриндевальда»! Во-первых, через этого персонажа Роулинг показала нам, что Ньют усвоил после произошедших в первом фильме казусов урок и решил найти себе помощницу, дабы она присматривала за зверьками в его отсутствие в чемодане, а животные не чувствовали себя брошенными и получали вдвое больше внимания. Во-вторых, Банти вставили в сюжет для комического эффекта — она появилась всего-то в парочке сцен, и все эти сцены получились юмористическими, а значит, роль Банти можно сравнить с ролью самого Джейкоба, что очень почётно, ведь «Преступления Гриндевальда» получились напряжённым, дарковым и серьёзным фильмом, которому недостало юмора. В-третьих, через Банти Роулинг постебалась над тем, что Эдди Рэдмейну так и не дали появиться в кадре без рубашки, несмотря на все его старания привести себя в форму перед съёмками в «Зверях», и показала нам, что неуклюжий Ньют Скамандер вполне себе горяч, — в него и Тина влюбилась через парочку часов знакомства, и Лита что-то продолжала чувствовать, хотя собиралась выйти замуж за другого, а тут ещё и помощница нашим героем очаровалась и чуть не превратила любовный четырёхугольник в пятиугольник (и это я закрываю глаза на бойфренда Тины).
Если бы над всеми третьестепенными героинями можно было посмеяться так же, как над Банти, я бы писала эту главу без особого раздражения, но другим дамам повезло гораздо меньше. Особенно тяжёлая судьба коснулась женщин, связанных с Лестрейнджами: мать Литы заколдовали Империусом, изнасиловали и убили родами, на которые она не подписывалась, вторую жену Корвуса изобразили в одной сцене на кровати, намекая всё на то же — женщины для Лестрейнджей не люди, а секс-объекты и инкубаторы, а няня-эльфийка, которая вполне могла бы прожить долгую жизнь, стала жертвой политических игр Гриндевальда, и пала она с очень важной целью — дабы и так задолбавшийся от нехорошей жизни Криденс почувствовал себя ещё более сломленным и уязвимым, а убийца несчастной женщины посмотрел на реакцию «Аурелиуса» и доложил своему предводителю, до какого состояния было доведено потенциальное оружие Гриндевальда. К слову о Гриндевальде, вокруг него постоянно крутилась симпатичная ведьмочка, которую я мысленно окрестила второй Беллатрикс, и каково же было моё удивление, когда я решила посмотреть в Интернете, кем вообще была эта волшебница, и узнала, что звали её Винда Розье. Каким образом вышло, что Роулинг упомянула кучу знакомых нам по поттериане фамилий, представляя эпизодических героев, а вот имени важной приспешницы Гриндевальда ни разу не назвала? Чтобы не винить её во всех грехах зря, сделаю предположение, что в данном случае виноваты редакторы, любящие кромсать чужие сценарии и лишать фильмов важных деталей. Вот и волшебница с фамилией Розье оказалась в фильме безымянной, а ведь её фамилия может многое нам рассказать. Повезло ли, кстати, Розье с прописыванием и полученной ролью? Как я уже сказала, Винде дали роль Беллатрикс — женщины, смотрящей в рот главному злодею, которая, предположительно, перешла на тёмную сторону отнюдь не из-за собственных принципиальных взглядов, а потому что влюбилась.
Но, простите, сейчас я увлеклась сарказмом и была несправедлива как к Белле — самому безумному, безграничному, чистому и жестокому злу всей поттерианы, так и к обаятельной Винде. С другой стороны, хоть принижай этих героинь, хоть обеляй, ирония кроется в том, что Роулинг создаёт интересных героинь, которые вполне могли бы и сами стать главными злодейками или, по крайней мере, получить в фильмах и книгах большую роль, но обязательно всё портит, оставляя их на вторых ролях и давая читателям информацию о героинях, полную клише и стереотипов. Так, Беллатрикс, по мнению Джоан, стала Пожирательницей Смерти, потому что, цитируя очень стереотипное и ничем не подкреплённое мнение писательницы, «чтобы открыть психопатическую часть себя, женщине нужно встретить мужской образец» [1]. Мужчины, значит, приходили на службу к Волдеморту по разным причинам: воспитание повлияло, книжек по тёмной магии начитались, жизнь их обидела, с родителями не повезло или друзья злые попались, а одна из двух (всего двух!) представленных нам Пожирательниц женского пола, — самая жестокая, кровожадная и беспринципная тёмная ведьма, разумеется, стала злой не потому, что у неё природа такая, усугублённая средой, в которой росла Белла, а потому, что влюбилась. Всё-то в мире Роулинг просто: мужики становятся злыми, потому что их в детстве матери недолюбили, то бишь, вся вина в их злодействе автоматически ложится на плечи женщин, ну а бабы становятся злыми, потому что на них так влияют мужчины; конечно, это мужчины от рождения самодостаточные и цельные личности, а все женщины по природе своей неполноценны, обязательно жаждут любви, так и мечтают, как бы им вляпаться в зависимость, и без мужского влияния отыскать себя и обрести цель жизни никак не могут — у нас на это не хватает ни мозгов, ни силы духа, ни характера.
Извините, если кого-то обижает негативный тон, в который я то и дело скатываюсь, но когда я получаю очередные подтверждения того, что Роулинг страдает от внутренней мизогинии и поддерживает гендерные стереотипы, делающие потенциально равноправный и толерантный мир несправедливым и построенным на сплошных предрассудках, я очень сильно на неё злюсь, ведь Роулинг ещё не так плоха и безнадёжна. Для чего она принижает собственных героинь, оставляет их на заднем плане, вставляет в свои книги и фильмы тонны ненужных неприятных вещей, а что ещё обиднее, подаёт это в качестве нормы, и это при её феминистских взглядах, судить сложно. Чего бы там Роулинг ни говорила о том, что в её мире со свободой и справедливостью всё так же сложно, как у маглов, зато царит всеобщее равенство и сестринство, простите, братство, конечно [1], на деле никакого равенства и сестринства в поттериане нет. Намёки на всё это есть, и Роулинг очень много сделала для литературы — женской, детской и подростковой и фэнтезийной, однако на деле в её мире полно проблем, и то, что она усугубляет их именно сейчас, — в то время, когда принято пересматривать взгляды на роли мужчин и женщин и менять подход к прописыванию персонажей, не может не расстраивать, особенно по той причине, что для мужчин Роулинг в очередной раз сделала много хорошего [2], а вот для женщин делает только плохое, всё больше скатываясь в традиционализм. Помимо злодеек, которых Роулинг связала с похотливыми желаниями, дикой любовью и беспрекословными преданностью и подчинением мужчинам, пострадала от дополнительной информации ещё и положительная героиня, которую я хотела бы считать одним из лучших примеров женщин-преподавательниц. Преподавательницей, которую не сделали несчастной в глубине души и не показали в качестве старой девы, синего чулка и сумасшедшей старухи, не нашедшей счастья в виде семьи, а потому и пошедшей работать в школу, дабы трепать чужим детям нервы и вымещать на них свою неудовлетворённость жизнью. Говорю я сейчас, как можно было догадаться, о Минерве МакГонагалл.
Для меня Минерва МакГонагалл является героиней, которая вполне могла бы занять место Альбуса Дамблдора (как и Гермиона Грейнджер могла занять место Гарри Поттера), но не заняла, потому что в культуре существуют давно сложившиеся архетипичные образы, от которых Роулинг уходить всё же не стала, даже если штампы немного поломала. Пусть антифанаты говорят про МакГонагалл что угодно: называют её «дамблдоровской подстилкой», судят за то, что она многое прощала директору, закрывала глаза на тот ад, который творился в Хогвартсе, и открыто восхищалась Альбусом, осуждают методы обучения и воспитания детей МакГонагалл и сомневаются в её хвалённой справедливости. Отчасти претензии к Минерве обоснованны, я и сама вижу в ней не только достоинства, но и недостатки, и в определённые моменты эта героиня заслуживает критики, однако в целом в самом семикнижии МакГонагалл всё же оставалась самобытным, самостоятельным и сильным женским персонажем. К сожалению, Джоан Роулинг очень любит спустя годы вставлять в биографии своих персонажей ненужную информацию, и вот здесь МакГонагалл крайне не повезло. В книгах мы увидели грозную, жёсткую и гордую женщину, которая была способна удержать в кулаке весь Хогвартс, и хотя и зависела, чего уж там, от стоящего над ней мужчины, но сама при этом подходила на роль директора школы чародейства и волшебства намного больше, чем Дамблдор, потому что её в отсутствии профессионализма и компетентности обвинить гораздо сложнее. Жили мы себе прекрасно, не имея дополнительной информации о МакГонагалл, и такие люди, как я, ни к чему лишний раз не цеплялись, а потом Роулинг пришла и насыпала на нас ненужные факты о своей героине — об её магле-любовнике, умершем супруге и отношениях внутри семьи, и фанатский взгляд на персонажа тут же изменился.
Почему? Потому что «сильная и независимая» героиня из-за одной несчастной статьи стала зависеть аж от четырёх персонажей-мужчин, спустя много лет выяснилось, что именно они — отец, первый возлюбленный Минервы, а также её муж и Дамблдор, сделали МакГонагалл такой, какой мы её знаем, и оказалось, что даже у Минервы МакГонагалл была бурная личная жизнь. Ну разумеется, зачем давать детям адекватные примеры незамужних и бездетных женщин, которые отдаются работе, спокойно себе живут в одиночестве и ни от кого не зависят? По мнению Роулинг, с незамужними и бездетными женщинами априори что-то не так, поэтому через дополнительные статьи мы можем узнать о причинах их одиночества. Я всегда считала это оскорблением женских персонажей. Ведь не пишет же Роулинг подобных вещей об одиноких мужских персонажах, а личную жизнь женских уточняет обязательно, хотя подробности личной жизни отдельных героинь нам не нужны совершенно, — персонажи и без них являются вполне себе цельными, и мне хотелось бы наивно полагать, что хотя бы МакГонагалл сделала себя сама, а не оглядывалась всю жизнь на мужчин. Если возвращаться к «Фантастическим Зверям», то здесь Роулинг насолила своей героине ещё больше, чем в ненужной статье для Pottermore. Я не буду долго распространяться о том, что МакГонагалл появилась во втором фильме за несколько лет до своего рождения, — этот ляп, сделанный ради фансервиса, мы Роулинг никогда не простим. Мне обидно за Минерву, потому что вместо железной леди Хогвартса нам дали жалкую на неё пародию, при виде которой всё внутри меня орёт «не верю!». Всё, что связано с молодой МакГонагалл, так и указывает на жирный ООС. Ну не та была в «Фантастических зверях» Минерва МакГонагалл, какой мы её знаем по книге, и мне неловко, что сцены именно с этой героиней превратили в цирк.
Горе-учительница бежит за плохой ученицей, которой не нужно особо стараться, чтобы спрятаться, и другие дети довольно бегут за ней, превращая сцену в балаган и весёлое развлечение, а по пути верещит: «Непослушный вы ребёнок!» и «Сто баллов со Слизерина! Двести!» (триста! пятьсот! кто даст больше, и почему МакГонагалл ведёт себя похуже Снейпа?). В ещё одной сцене МакГонагалл наслала на обидчицу Литы то же самое проклятие, от которого она уже пострадала, чтобы заткнуть девочку, и это подавалось нам как шутка, да вот беда — реальная, настоящая МакГонагалл была против телесных наказаний и перед всеми отчитала лже-Грюма, когда он превратил Малфоя в хорька и начал воспитывать ученика через трансфигурацию. Даже с вырезанной сценой [3] героине не повезло: там Минерва пришла к Дамблдору с важным заявлением и проводила его, уходящего, в спину влюблённым взглядом, что вполне себе сочетается с уточнением относительно её неоднозначных чувств к директору, о которых мы узнали из Pottermore. Вот уж этого нам не хватало для полного счастья. Я, конечно, шипперила этих двоих, когда мне было двенадцать, но потом повзрослела, поняла, что герои не должны делиться на сплошные гетеропары, и совершенно спокойно, в отличие от многих поттероманов, приняла то, что Дамблдор не заинтересовался бы ни одной женщиной, потому что он всегда был геем. Наверное, будет глупо говорить, что я хотела бы получить от Роулинг в «Фантастических зверях» нормальную репрезентацию гея Дамблдора и хорошую дружбу Альбуса и Минервы, без лишних намёков на какую-то там любовь, а ещё лучше, никакой Минервы, потому что к тому времени она не родилась…
Если бы Роулинг налажала только с МакГонагалл, мы бы могли ей это простить — ну всегда у неё были проблемы с датами, и Джоан неоднократно в этом признавалась, а уж сколько сюжетных ляпов фанаты наскребли за все эти годы, и вовсе не пересчитаешь. В работе над второй частью «Фантастических зверей» Роулинг умудрилась в очередной раз создать себе лишние проблемы, от которых и так долгое время не могла отмахнуться, и тут мы прибавим к сексизму и мизогинии ещё и расизм, идущий с творчеством Джо рука об руку, даже если сама она ничего плохого в виду не имеет и оскорбить никого не желает. Обвинения Джоан в расизме начались задолго до появления «Фантастических зверей», и старт им дало появление в книге такого персонажа, как Чжоу Чанг. Во-первых, Роулинг дала героине две фамилии вместо фамилии и имени, что, как ни крути, указывает не на мелкую ошибку и смешной ляп, а на плохую работу с информацией и наплевательское отношение к чужим культурам — а зачем заморачиваться и обращаться к специалистам, которые смогли бы помочь писательнице с подбором подходящего для героини имени, что очень важно для «Гарри Поттера», ведь европейские читатели всё равно ничего не заметят. То же самое было бы, если бы Роулинг ввела в историю русского героя и назвала его Иванов Макаров — вроде и смешно, а вроде и обидно, да к тому же звучит такое «имя» слишком нелепо. Во-вторых, Чжоу была представлена как неприятная личность, невольно вызывающая у читателей негатив, и едва ли не единственным её достоинством, которое Роулинг подчёркивала раз за разом, можно назвать разве что внешнюю привлекательность. В-третьих, Чжоу Роулинг показала в качестве «неправильной» влюблённости Гарри, а после выпуска из Хогвартса, судя по непроверенной информации, дала ей в мужья магла, что кто-то посчитал очередным оскорблением и принижением героини, которой и так обеспечили незавидную судьбу, а сам Гарри женился на белой девушке с европеоидной внешностью, и это тоже проявление расизма Роулинг, пусть и непреднамеренное.
К слову, за долгие годы на Роулинг успели обидеться представители практически всех этнических «меньшинств», которые были или вообще не представлены, или представлены в книгах в очень маленьком количестве и промелькнули разве что среди третьестепенных хогвартских студентов. Особенно смешно читать подобные обвинения, а потом заходить на другие поттерианские источники и видеть там обратные утверждения — Джоан понавтыкала в книги больно много «чужаков», да ещё и заставила британцев-империалистов относиться ко всяким «неграм и индианкам» как к равным, не проявляя в их сторону расизма, что для кого-то, оказывается, выглядит неправдоподобно. Очень много шума в своё время вызвала статья Роулинг, вкратце рассказывающая нам историю магии в Америке, ведь Роулинг в очередной раз показала, что если в литературе и мифологии у неё познания отличные, то в истории и географии она не разбирается, а за помощью ни к кому упорно обращаться не хочет, из-за чего делает кучу ошибок и обижает людей стереотипным представлением тех или иных этносов, которым и так не очень повезло с историческим прошлым и представленностью в культуре [4]. После объявления каста «Фантастических зверей» люди оскорбились снова: ну не захотела Роулинг учесть свои ошибки и не стала изначально давать нам разнообразный каст, и это после истории с темнокожей Гермионой, которая до сих пор не может утихнуть. Что тут скажешь: сколько бы отдельные товарищи ни глумились над двинутыми "sjw", отдельных обвинений Роулинг заслужила, ведь одно дело показывать нам Великобританию девяностых годов, и другое — многонациональную Америку. Не легче оттого, что темнокожим героям не повезло с прописыванием: Серафина Пиквери и Юсуф Кама представлены слишком убого, а про эпизодических персонажей и вовсе нечего сказать.
Разумеется, нельзя упускать из внимания обвинения Роулинг в антисемитизме: сначала люди посмеялись над твитом Джоан, в котором она перечислила целого одного еврея, учащегося в Хогвартсе, — Энтони Голдштейна, потом кто-то додумался провести параллели между евреями и гоблинами и откровенно перегнул палку в поиске несправедливости [5], однако своего добился, и тему эту, разумеется, тут же раздули, а когда в ответ всем критикам Джоан сделала главными героинями ФЗ двух девушек-евреек — дальних родственниц того самого Энтони, люди снова оскорбились, ведь сыграли Тину и Куинни обычные американки и Роулинг в очередной раз начала под кого-то прогибаться, как заметили одни, и пытаться исправлять проблемы, когда было слишком поздно что-то делать, как сказали другие. Апофеозом скандалов, связанных с «Гарри Поттером» и расизмом, стало превращение Роулинг Нагайны, или Нагини, змеи Волдеморта, в человека, а если конкретизировать, женщину азиатского происхождения. Мне не хочется углубляться в темы, в которых я не разбираюсь, и пытаться объяснять, почему Роулинг в очередной раз напортачила с репрезентацией человека определённой расы, а некоторые фанаты, разбирающиеся в азиатской культуре и её негативном представлении в европейской культуре, считают важным подчёркивать происхождение героини. По моему мнению, расизм в данном случае пересекается с сексизмом, но не встаёт вперёд него, ведь даже если бы на роль Нагини подобрали европейскую актрису, ход с Маледиктусом не стал бы менее проблематичным. В самом факте того, что человеческая женщина навсегда останется в виде змеи и превратится в слугу и питомицу Волдеморта, уже есть что-то неправильное и неприятное. Достаточно только вспомнить «прекрасные» сцены из «Гарри Поттера», в которых Нагини доили, чтобы Волдеморт мог питаться её молоком, и посмотреть на них новым взглядом, зная то, что мы имеем дело не просто со змеёй, а человеком, и фантазия Роулинг начинает казаться извращённой.
Для меня сюжетный ход Джоан неприятен. Мне отвратительно думать о том, что Нагини сделали жертвой «родового проклятия», от которого она никак не могла избавиться. Проклятия, от которого могли пострадать только женщины, что является ещё одним негативным аспектом, указывающим на то, что сюжетный ход Нагини тесно связан с сексизмом. Многие могут сказать, что Маледиктус — это почти то же самое, что анимаг или оборотень, вот только Маледиктус не имеет с анимагами ничего общего и от оборотней отличается значительно, — хотя бы тем, что Джоан «награждает» придуманным проклятием исключительно женщин, в то время как оборотнями теоретически могли стать все, даже если женщин-оборотней нам ни разу не показали, и про «мужские» проклятия в фильме и дополнительных материалах Роулинг не было сказано ни слова. Что интересно, ни о каких «родовых проклятиях» из самого «Гарри Поттера» мы ничего за семь книг не узнали. В «Фантастических зверях», оригинальном учебнике Ньюта Скамандера, о Маледиктусах также не сказано ни слова, что указывает на лукавство Роулинг, — ну не могла она двадцать лет держать тот факт, что Нагини когда-то была человеческой женщиной, внутри головы, а не придумать столь внезапный поворот событий значительно позже, при написании сценариев к новым фильмам. Немаловажно и то, что «родовые проклятия» впервые появились в «Проклятом дитяти», что объединяет «неканонную чепуху», выдуманную людьми, прячущимися за именем Роулинг, с вполне себе канонными материалами от самой создательницы «Гарри Поттера», и в обоих случаях эти проклятия были связаны с женскими персонажами.
Если бы Нагини оказалась злобной и сварливой старухой или приспешницей Гриндевальда, помешанной на чистоте крови, то есть стопроцентно отрицательной героиней, принять то, что однажды она навсегда останется змеёй, свяжется с Волдемортом и начнёт ему прислуживать, было бы гораздо проще, потому что в таком случае мы бы не испытывали по отношению к Нагини ни симпатии, ни жалости. Роулинг в очередной раз решила сыграть на чувствах фанатов, и Нагини оказалась милой девушкой, которая не сделала в фильме ничего плохого, несчастным забитым человеком, всю жизнь вынужденным носить на себе клеймо изгоя, и определённо положительным персонажем, которого не хочется связывать с Волдемортом даже мысленно. Здесь мы приходим к очередным проблемам. Прежде всего, очень много важных событий осталось за кадром. Криденс сбежал после финала первого фильма с места преступления, вернулся к своей человеческой форме, умудрился уплыть из Нью-Йорка в Париж, оставшись незамеченным, каким-то образом набрёл на магический цирк, устроился туда уборщиком, познакомился с Нагини и сблизился с ней, чёрт знает как и чёрт знает через кого навёл справки о своих потенциальных родителях, хотя не знал французского языка и не пользовался помощью своей новой подруги, а дальше действовал по сценарию второго фильма. Чем всё это время занималась Нагини, что именно мы узнали о ней по ходу просмотра «Преступлений Гриндевальда», почему Криденс сошёлся именно с этой девушкой, и какие их связывали отношения? Из фильма непонятно ровным счётом ничего. У Нагини нет ни бэкграунда, ни истории, ни характера, ни определённой сюжетной роли, ни, вот уж смешно, приличных реплик (за весь фильм она сказала буквально пару слов, что смог бы сделать любой персонаж). Создаётся ощущение, что эту героиню вставили только ради «вау-эффекта».
Может быть, трейлер вызвал всеобщий ажиотаж, фандомные волнения и кучу споров на тему того, нормально ли было делать Нагини девушкой-азиаткой, но дальше-то что? Зачем эта героиня вообще нужна фильму, и в чём её важность? Неужели Криденс не смог бы весь фильм проходить с угрюмым лицом в полном одиночестве, что только увеличило бы тяжесть переносимых им душевных страданий, и так ли ему нужна была безмолвная то ли подружка, то ли девушка, которую он легко бросил и любовь которой не облегчила его жизни? Даже красивые и трогательные сцены, в которых через мелочи нам показывалась близость Криденса и Нагини, просто взяли и вырезали [3], и из-за этого создаётся ощущение, что герои зацепились друг за друга, только чтобы не оставаться в одиночестве. Если со стороны Нагини видна искренняя забота о Криденсе, то со стороны Криденса не видно банальной заинтересованности в Нагини, и это ужасно. Мало того, что Нагини не получала всё это время в ответ ни любви, ни благодарности, так ещё и Криденс оказался неблагодарным ублюдком, который столько времени страдал от одиночества и ныл, что он никому не нужен, а потом взял и плюнул на ту единственную, которая ничего от него не хотела, желала ему только лучшего и вроде бы любила Криденса. Хотя я обещала не касаться темы расизма в творчестве Роулинг, осознав то, что Нагини оказалась очередной азиатской девушкой, которую сделали романтическим интересом важного героя поттерианы, но в итоге оставили ни с чем, я вспомнила лекцию литературного критика Дмитрия Быкова о «Фантастических зверях» [6]. В этой лекции Быков сделал очень интересное, хоть и неприятное, замечание: Восток в творчестве Роулинг символизирует собой соблазн.
И действительно, мы помним, что Чжоу Чанг стала первым романтическим интересом Гарри Поттера, по которой он страдал целых три тома, которая всё это время наслаждалась его вниманием к себе и то поддразнивала Гарри, пользуясь тем, что нравится ему, то заигрывала с ним, то вроде бы потихоньку открывалась ему, но всё же оставалась для него недоступной, а в конце концов оказалась настолько неприятной личностью, что все читатели возликовали, когда Гарри наконец-то избавился от чувств к вечно хнычущей девушке, не понимающей, чего она хотела, а Джинни Уизли символично выхватила снитч прямо перед носом Чанг, так и оставшейся по собственной глупости ни с чем. Нагини, слава всем богам, намного приятнее Чжоу по характеру и поведению, но вот в чём они схожи, так это в своей сюжетной роли, — обе героини являются не самостоятельными персонажами, а всего лишь временными романтическими интересами парней, которые легко от них отказываются. Если за Чжоу обидно не особо — настолько она неприятна как человек, то за Нагини обидно безумно, — её намеренно сделали невинной безропотной девушкой и вечной жертвой, которой постоянно пользовались разные мужчины: то она годами сидела в рабстве у владельца цирка, хотя легко могла перевоплотиться в змею, убить его, или хотя бы ранить, и выбраться на свободу, то тратила своё время на неблагодарного Криденса, а потом и вовсе стала прислугой Волдеморта, убивающей людей по его приказам, да ещё и крестражем. Пока нам неизвестно, как на Нагини повлияет уход Криденса, в какую сторону повернётся сюжет и станет ли она убийцей и приспешницей тёмных сил сознательно, но, зная о том, что начинала эта девушка как хороший человек и невинная жертва, которой не повезло родиться проклятой и быть никому не нужной, я не могу не сочувствовать Нагини. То, что Роулинг сотворила с этой героиней, ужасно.
Если делать выводы, то ситуация с третьестепенными персонажами второй части «Фантастических зверей» получается хуже, чем с второстепенными героинями первого фильма. В отличие от Серафины Пиквери и Мэри Лу Бэрбоун, ни одна из перечисленных мной женщин «Преступлений Гриндевальда» не сыграла в картине большой роли, хотя создатели фильма представляли упомянутых в этой главе персонажей как второстепенных персонажей. Вернувшиеся в приквел героини поттерианы, которых вставили фансервиса ради, стали наибольшим злом, за которое Роулинг аукнулось от зрителей очень сильно, ведь со всеми этими персонажами связаны свои проблемы: в одном случае это ничем не оправданная порча книжного канона, а во втором — вытекающие из сюжетных линий проблемы расизма и сексизма. Про оставшихся третьестепенных героинь и вовсе нечего сказать: они появились в фильме всего лишь в паре сцен, без которых картина абсолютно ничего бы не потеряла, произнесли пару слов, которые вполне могли бы получить другие персонажи, и слишком быстро пропали из нашего поля зрения. Что бы мы имели, реши Роулинг представить «Фантастических зверей» в качестве романов, а не сценариев, сказать очень сложно, но из-за непривычного для Джоан формата на этот раз пострадали абсолютно все герои, включая, вот уж неожиданно, самого Ньюта Скамандера, поэтому я не вижу особого смысла ругать сценаристку за прописывание третьестепенных персонажей, хотя не затронуть эту тему не могла никак. Одной из главных проблем «Преступлений Гриндевальда» является обилие картонных лиц и сюжетных линий, которые можно было обрезать или и вовсе убрать из сценария, дабы уделить больше внимания важным героям фильма. Я считаю, что ни МакГонагалл, ни Нагини в фильме лучше было не появляться, и очень грущу из-за того, что нам толком не представили, во всех смыслах этого слова, Винду Розье, а няню-эльфийку слили слишком быстро и нелепо, хотя она вполне могла получить более достойную и интересную роль или хотя бы остаться в живых. Что же до сексизма, то, как мы видим, даже в случае с третьестепенными героинями без этой проблемы не обошлось, и это не может не расстраивать.
Примечания к части:
[1] https://www.youtube.com/watch?v=1uq0MBqlrJ8
[2] https://www.youtube.com/watch?v=C4kuR1gyOeQ
[3] https://www.youtube.com/watch?v=Fz23f04UBvI
[4] https://www.youtube.com/watch?v=oVy-xgWnM74
[5] https://esquire.ru/articles/210123-polzovateli-tvittera-zapodozrili-dzhoan-rouling-v-antisemitizme-no-fanaty-pisatelnicy-reshili-otstoyat-ee-chest-i-razvili-etu-teoriyu-do-absurda/#part0
[6] https://www.youtube.com/watch?v=brqsGyI3698
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |