↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
У Элизы одиннадцать братьев. Двое из них мертвы. Мама её поправляет строго: они в Неверленде живы-здоровы, играют с Питером, строят домик, в окно им глядит сирень.
— Понимаешь, милая, так бывает, нас выбирает другая сказка. Этого вовсе не нужно бояться — закрой глаза и шагни.
Элиза боится собственной сказки, ей вовсе не хочется лезть в крапиву, но братья смеются и шутят, родные — и она учится прясть и шить.
Куда больше ее пугает та сказка, где у семьи слишком мало денег — и слишком много детей. Сказка, где, дав напоследок хлеба, детей оставляют в лесу — а птицы съедают все крошки, и не вернуться, поляна становится ведьминым блюдцем, а дети — сытным обедом.
Элиза знает, та сказка близко. Однажды она переходит в быль.
К ним приходит высокая, злая женщина, говорит о грехах и о близкой нечисти, дарит хлеба краюху и новый молитвенник, осуждающе косится на вшей. Она о чем-то говорит с матерью, и глядя, как та теребит свой фартук, Элиза вдруг понимает: вот оно — не стучась, явилась к ним сказка новая, осталось только понять, за кем.
— Слушай, Элиза, — шепчет ей мама, — ты же всегда про себя это знала: тебя ждет иная судьба, чем братьев, — скрыть свое имя, чтоб их спасти. Согласись, так даже проще, милая, тебе не надо жечь пальцы крапивой, не надо молчать и шить рубашки, не надо за них на костре гореть — тебя ждёт тёплая личная комната, суп каждый день и одежда новая, словом, житьё королевской дочки — только придётся тебя отдать.
«Ведьме всегда достаётся младшая?» — хочет спросить Элиза. Не спрашивает. Нитку с иголкой кладет в кармашек и тщетно пытается не рыдать.
* * *
Уводя сквозь каменную чащобу, не давая запомнить дорогу к дому, женщина рассказывает свою сказку, в которой Элизе придётся жить. Здесь смысл жизни — блюсти запреты, молиться и, главное, ловить ведьм. Мэри Лу показывает ей церковь, Элиза в ужасе: Архиепископ! Её сказка кончилась, не успев начаться, — с полотна облизывается костер. Та, по счастью, не узнаёт Элизу:
— Будешь Модести, скромной, неприхотливой.
Новая сказка — новые имена.
* * *
Дом обманчиво-теплый, ждущая злая улыбка... Мальчик с девочкой — верно, Гензель и Гретель. Разумеется, Гензель — главная жертва, Гретель послушна всегда, украдкой сует ему лишний хлеб. Мэри Лу плохо помнит старые сказки, Гензеля надо б кормить до отвала — но зато у Модести есть надежда, что пока что ведьма его не съест.
— Вышивать ты умеешь? Учись писать.
Вечерами Элиза снова с иголкой — но не рубашки латает братьям, пальцы ей жгут буквы-грехи(1). «Ненависть» — пишет она черной ниткой, Гензель кивает с тихой улыбкой: мать ненавидит ведьм.
— В божьем храме смеетесь? Снимай ремень!
Руки жжет, как от хлесткой и злой крапивы, она плачет и думает: «Я Элиза. Я выдержу. Я смогу».
* * *
Мэри Лу выбирает другую сказку. Она кормит детей заколдованным хлебом, пичкает их злыми рассказами, и те, в себе унося заразу, расползаются подслушивать и подглядывать, нет ли где в городе кого странного, и кусать прохожих листами белыми, обещая найти и сжечь. Так вот и надо греховному городу, дети — серые, злые, голодные — верят отныне: нет кесарева, все здесь богово. Дети готовы смиренно загрызть родителей, если им скажут, что те грешны.
Модести очень не хочет стать крысой. Она шепчет себе, что она Элиза, танец ведьм на листовках — крапивной вязью, надо просто набросить рубашки на братьев, только вот как их теперь найти. Улетайте, листовки, белыми птицами, отыщите скорей одиннадцать братьев, вы на восток, вы на запад, вы — в Неверленд, за Нильсом и Майклом.
* * *
Гензель устал ждать спасенья от Гретель, он себе ищет другую сказку. Элиза видела, как с ним рядом из ниоткуда возник колдун. Гензель смотрел на него с восторгом, тот его обнял, повесил на шею... Ну неужели же ожерелье? Гензель, должно быть, ошибся сказкой: Гензель теперь не Гензель, а Гретхен. Элиза смотрит на чай с опаской, боится узнать сонное зелье. Элизе не хочется быть Валентином, она ничего не расскажет маме, может, она и сама ошиблась, и этот мужчина — совсем не Фауст. Может быть, Гензель все выбрал верно, он теперь Золушка, и совсем скоро Принц запряжет для него карету и заберёт во дворец. Элиза готовится к расставанью.
Каждой Золушке очень нужна фея крестная — а Элиза хочет скорее стать взрослой, чтобы самой выбирать им сказки. Найдя кем-то выброшенную указку, она прячет ее, размышляя, как сделать, чтобы Золушку Принц поскорей увез.
Глупый Гензель, что ты забыл под кроватью? Учат сказки — не суйся в чужие тайны, не отмоешь потом руки ты от крови — а за дверью уже сапоги стучат.
Видно, зря Элиза вступилась за брата: Гретель падает на пол родной, дощатый, от обломков стола на виске подвеска — из рубина...
— Гретель, открой глаза! Не услышит мертвая ведьма, Гретель, я люблю тебя, как тут ни холодей ты, нам бояться нечего, правда, Гензель?
Чёрный вихрь несется к ним.
* * *
Темный вихрь несет их над серым городом — крыльев шум лебединых над черными волнами — а потом наступает рассвет, и солнце озаряет бескрайнюю степь. Обнимает Гензеля верная Гретель, а Элиза решает: теперь она — Элли. Новая сказка вьется дорожкой из желтого кирпича. Элли идет по дорожке теплой, что так послушно ложится под ноги, зная, что в этой волшебной сказке будет решать сама.
1) Вышитый алфавит грехов, висевший в церкви Вторых Салемцев. http://www.pichome.ru/image/KU3
ansyавтор
|
|
Цитата сообщения redmurdererdoll от 04.03.2017 в 16:28 Экспериментально и красиво написано, но мне читать было нелегко - с трудом воспринимаю такие вещи. Спасибо за труд, автор, не смотря на это у вас получилось что-то диковинно-ювелирное, особенное. Очень рада такому отзыву - и вашему умению писать положительное, даже когда зашло не до конца. |
клевчукбета
|
|
Наконец-то! Прекрасная, очень образная работа. Мастерское владение словом, удивительная фантазия - и необычная ритмическая проза.)))
|
ansyавтор
|
|
Цитата сообщения клевчук от 05.03.2017 в 14:43 Наконец-то! Прекрасная, очень образная работа. Мастерское владение словом, удивительная фантазия - и необычная ритмическая проза.))) Спасибо - за добрые слова и рекомендацию. И за то, что именно вы придумали, как дать страшной сказке светлый конец. Боюсь, без вашей идеи об Элли там бы все умерли. А так общая смерть осталась непроизнесенным намеком. |
клевчукбета
|
|
Цитата сообщения ansy от 05.03.2017 в 14:51 Спасибо - за добрые слова и рекомендацию. И за то, что именно вы придумали, как дать страшной сказке светлый конец. Боюсь, без вашей идеи об Элли там бы все умерли. А так общая смерть осталась непроизнесенным намеком. В реале возле меня смерти слишком много - не хочется пускать ее в фанфики. |
ansyавтор
|
|
Цитата сообщения Yellow Boat от 05.03.2017 в 23:55 Очень поэтичный стиль повествования. Интересно! Не могу сказать, что текст меня накрыл и поразил, возможно нужно еще раз перечитать, потому что история почти не запомнилась. Только тем, что слог хорош. Но она определенно стоит внимания. Спасибо, очень рада, что понравился слог. :) |
М-м-ммм...это ж какого размера вши? ОО :D
|
ansyавтор
|
|
Цитата сообщения Генри Пушель Просветленный от 06.03.2017 в 14:18 М-м-ммм...это ж какого размера вши? ОО :D Ну, думаю, если она близко подошла и у неё хорошее зрение, могла заметить, что они есть.) |
Hexelein
|
|
Послушала. Как же круто звучит!
|
Hexelein Мне приятно)))
|
Ох, аудиоверсия просто космическая! Спасибо за подаренное удовольствие!
|
Эльза Маркова
Вам спасибо за отзыв, а автору - за вдохновение! |
Ох, страшно. Слова - ритмы не то борея, не то самума - разбивают сердце на осколки падающих звёзд, стирают реальность в порох-песок. И хочется забраться под одеяло, которое не поможет, не скроет и не укроет.
Показать полностью
Это первые эмоции, за ними - тёплая дорожка из жёлтого кирпича - топлёное золота под ногами. Я выбираю такую сказку (и она, надеюсь, выбирает меня), потому что Элиза, исколовшая пальцы холодом, серостью и прелыми молитвами должна найти свой Изумрудный город, Гензель и Гретель пойдут вместе с ней, чтобы солнце путалось в улыбках, браслетами звенело на запястьях - только прикоснись. Сколько чудесных аллюзий и параллелей: Гензель-Гретхен-Золушка, Валентин, Фауст, Питер Пен в неверленде... всё сверкает тьмой церковных оконниц, звучит органом, скрипом расстроенных скрипок и свирелью тягучей, леденцово-ледяной. Образ Мэри Лу вызывает то ли жуть, то ли... отвращение? Подвеска из рубина на виске горит-тлеет, крапива и воск жгут-обжигают душу, будто вместо вен - тугие нити да раскалённые руны. "...верят отныне: нет кесарева, все здесь богово". Пронзает, заставляет вмёрзнуть в колокольный окрикк, замереть на пыльных страницах Библии. Спасибо вам. Это работа - эстамп в памяти, совершенно особенный, притягивающий, зовущий магией темнолесья. Ухожу вслед за Эллли, наполняться переливами смеха, бежать, жить. И стих... стих завораживает, уводит за собой шёпотом гром-травы. |
эк, какой тут винегрет получился)
Добавлено 29.03.2017 - 12:45: ansy страшный, жуткий и пронизывающий вот |
Бедная маленькая Модести.
|
ansyавтор
|
|
Летящая к мечте
Простите, я упустила ваш комментарий :( Огромное спасибо за красивейший поэтичный отзыв! У вас замечательно получилось дополнить текст звуковыми и (как же это правильно назвать) тактильными образами. Цитата сообщения Whirl Wind от 29.03.2017 в 11:56 эк, какой тут винегрет получился) :)) да, есть такое. Вкусный хоть винегрет, или вы предпочитаете без салата, просто огурец отдельно, картошку отдельно? Цитата сообщения Радистка Пепп от 29.03.2017 в 15:36 Бедная маленькая Модести. Да, согласна. Поэтому я и стала о ней писать. |
Беренгелла
|
|
В двух словах - "Очень понравилось".
Во-первых, восхищена идеей. Во-вторых, выбор персонажа, причем я была приятно удивлена тем, как выдержан фокал подростка. Сложно судить о настоящем характере Модести, учитывая, как её мало в фильме, но вот такая трактовка образа у меня не вызвала ни малейшего отторжения. Это как бы и АУ, но настолько мягкая, что легко поверить, будто все именно так и было. Маленькое сомнение только по поводу Фауста - по разному пыталась представить, когда бы Модести могла узнать эту историю, но пока не понимаю. В-третьих, очень нравится, как под каждую сказку подобраны параллели из фильма и как сквозь сказочную перспективу просматривается сценарий. Ну и объяснение, откуда и почему палочка - выглядит очень органично. В четвертых, стиль, с которого автор не сбился до самого последнего абзаца. Прекрасная работа, спасибо. |
ansyавтор
|
|
Цитата сообщения Беренгелла от 06.04.2017 в 15:57 В двух словах - "Очень понравилось". Во-первых, восхищена идеей. Во-вторых, выбор персонажа, причем я была приятно удивлена тем, как выдержан фокал подростка. Сложно судить о настоящем характере Модести, учитывая, как её мало в фильме, но вот такая трактовка образа у меня не вызвала ни малейшего отторжения. Это как бы и АУ, но настолько мягкая, что легко поверить, будто все именно так и было. Маленькое сомнение только по поводу Фауста - по разному пыталась представить, когда бы Модести могла узнать эту историю, но пока не понимаю. В-третьих, очень нравится, как под каждую сказку подобраны параллели из фильма и как сквозь сказочную перспективу просматривается сценарий. Ну и объяснение, откуда и почему палочка - выглядит очень органично. В четвертых, стиль, с которого автор не сбился до самого последнего абзаца. Прекрасная работа, спасибо. Огромное спасибо за столь замечательный и развернутый отзыв! Очень приятно. Про Фауста согласна, шансов у нее было мало. Впрочем, сама легенда очень известна - в общих чертах ее могла теоретически знать мать Модести, которая здесь очень любит книги и сказки и, возможно, когда-то жила в менее стесненных обстоятельствах и имела возможность достать потрепанный томик переведенного Гете - с такой любовью к сказкам он должен был ее впечатлить. Я никак не могла удержаться, уж слишком хорошо этот сюжет сюда ложится - и Гриндевальд, искавший когда-то знаний и общего блага, сразу Фауст и Мефистофель (и Грейвз-Гриндевальд), и доверившаяся ему Гретхен с ожерельем, погубившая мать и правильного брата (здесь сестру), предательство и запоздалые попытки спасти, когда уже ничего не исправить, а Гретхен помощь не принимает. Причем, как и Гретхен, Криденс благодаря Фаусту-Гриндевальду идет именно к самому запретному и порицаемому - там секс, тут колдовство (а то и вовсе грейденс, я постаралась оставить двусмысленность, которая, как мне показалось, есть в фильме). |
Беренгелла
|
|
ansy
Ну вот да, Фауст очень к месту. |
ansyавтор
|
|
Цитата сообщения KNS от 10.12.2017 в 16:03 ansy Добрый вечер! Я к вам с #отзывфест Пожалуй соглашусь с некоторыми комментаторами выше, ваша история показалась мне несколько сумбурной и может даже не совсем историей, а ритмической зарисовкой (если такой термин допустим, конечно). Вообще я разобралась в сюжете, только прочитав ваши разъяснения в комментариях. Впрочем сказки бывают разные, и не во всех всё должно быть разжёвано так, чтобы осталось только проглотить и переварить :) Написано же, насколько я могу судить, очень хорошо, как говорится, "читать, перечитывать и наслаждаться". Отдельно хочу заметить, что мне понравилась воссозданная вами атмосфера самой пугающей части фильма - я словно бы всё увидела своими глазами. Большое спасибо за отзыв! Очень сожалею, что пропустила его. Жаль, если впечатление сумбурно, вероятно, я перекрутила со сказками, но про атмосферу очень, очень рада. Спасибо! |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|