↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Дьявол в деталях: создаём реалистичный мир и обстановку в произведении (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 15 010 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Как создавать реалистичный мир, не перегружая читателей лишними подробностями, но и не оставляя их в информационном вакууме. С примерами и шпаргалками.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Дьявол в деталях: создаём реалистичный мир и обстановку в произведении

Окружающий нас мир состоит из такого количества элементов, что в них легко потеряться. Создавая произведение, автор должен, с одной стороны, погрузить читателя в свой мир, а с другой — не утомить его излишними подробностями.

Нам бывает тяжело читать произведения эпохи позднего романтизма и раннего натурализма как раз из-за избытка деталей. Вспомните описание Собора Парижской Богоматери у Виктора Гюго — двадцать, если я не ошибаюсь, страниц. Такую же детализацию, почти дотошную, мы встречаем у Бальзака, Золя, Толстого и еще многих авторов-классиков середины и конца XIX века. Ведущее художественное направление и задачи, которые стояли в тот момент перед искусством, требовали воссоздания реальности в таких максимальных подробностях.

Когда натурализм сменился реализмом, а после — модернизмом, детали вдруг перестали играть такую существенную роль. Внешность героев, антураж, даже приметы времени стали вдруг совершенно не важны, и на смену фотографической точности пришли контуры, штрихи и силуэты.

Зачем я вам об этом рассказываю? Чтобы раз и навсегда закрыть вопрос о том, как же хорошо: много деталей или мало? Хорошо будет так, как этого требует ваша художественная задача. Однако если вы пишете реалистическое произведение (не важно, оригинальное или фанфик), то дальнейшие советы облегчат вам жизнь — проверено на себе.

Степень проработки окружающего мира зависит от художественных задач! 

Этот большой мир

Эта статья — ни в коем случае не шпаргалка по строительству уникального мира (фэнтези, фантастического или киберпанка). Создавая собственный мир, нужно учитывать целый ряд внутренних и внешних законов, о которых стоит говорить отдельно. Однако, что неочевидно, знакомый нам реальный мир тоже нужно выстраивать.

Первое правило: чем более удалено место действия книги от целевой аудитории, тем подробнее должны быть бытовые описания.

Учитывая, что мы пишем на русском языке, наша целевая аудитория — это жители России. Да, возможно, к вам в фанфик заглянет эмигрант или иностранец, который учит русский, но большая часть аудитории — это те, кто живет в России и говорит на русском языке.

Соответственно, чем больше вы удаляетесь от российской действительности, тем больше подробностей об элементарных бытовых вещах нужно сообщить.

Пример:

Героиня вашего фанфика Маша Иванова заболевает и идет в московскую поликлинику. Собственно, если в поликлинике никакого действия не произойдет, а болезнь нужна только как предлог, из-за которого Маша не пойдет на работу, ничего больше вы можете не описывать.

Но если та же самая Маша пятый год благополучно живет в Великобритании и вдруг заболела, стоит потратить абзац на то, чтобы описать, как она идет на прием к врачу общей практики, получает совет лечить ангину горячим чаем, а потом три недели (не восемнадцать — на том спасибо) ждет приема у лора.

Второе правило: чем ближе к читателю место действия, тем быстрее он заметит фальшивку.

Никто, кроме особых знатоков, не увидит ляпа в описании жизни малого племени в Южной Африке. И если вы напишете, что героя накормили мясом, хотя на самом деле это племя — вегетарианцы, вам это, скорее всего, простят, хотя бы потому что экспертов по племенам Южной Африки можно пересчитать по пальцами. В художественном романе, особенно хорошо написанном, можно закрыть глаза на такого рода ляпы, никак не вредящие ни колориту, ни атмосфере.

Однако если вы поселите свою бедную неработающую героиню-студентку, приехавшую из глубинки покорять столицу, в роскошную студию в центре Москвы, вас забросают помидорами. И никакой колорит вас не спасет — читатели будут точно знать, что вы им нагло врете, ведь это — та действительность, с которой они сталкиваются каждый день.

 

Приметы времени

Если события вашей книги происходят в современности — хорошо, проблем меньше. Но если вы пишете о происходящем в прошлом (причем речь не только о далеком прошлом, но и о событиях десяти-двадцатилетней давности) — следите за приметами времени.

Определите точно, в каком году происходят события, проверьте, изобрели ли уже iPhone, который собираетесь дать герою в руки, погуглите, как выглядели компьютеры, как распространялся Интернет.

Лучше бы изучить политическую повестку — где в задуманный год шли войны, были ли крупные происшествия в описываемых городах. Возможно, в книге этого не появится, но вы как автор знать об этом должны.

 

Локации

Все, время выбрано, со страной разобрались, более того, даже город определили — и теперь едва ли не самое трудное: точно изучить локацию.

Конечно, вы можете разместить своих героев в вакууме, отправить бродить по неким абстрактным улочкам, но достоверности вам это не добавит. Город — часто не просто фон, а еще один герой произведения. Погода, архитектура, темп жизни влияют на поведение героев, определяют их образ жизни. Уберите из «Преступления и наказания» Петербург — и роман лишится половины художественной силы. Переселите Шерлока Холмса в Москву — и вы его не узнаете.

Пример:

У французского писателя Эмиля Золя есть блистательный роман «Дамское счастье». Многогранной истории и о любви, и об обществе, и о строительстве новой жизни почему-то не везет с киноадаптациями. Несколько лет назад компания ВВС взялась превратить «Дамское счастье» в сериал, только, из истинно-британского патриотизма, местом действия вместо Парижа сделала Лондон.

И история развалилась. Потому что Париж и Лондон одного и того же времени — это два разных мира. Французский бунтарский дух, вскормленный чередой революций, не может существовать в викторианской чопорной Британии.

Ради интереса прочтите книгу и посмотрите сериал — примера нагляднее не придумать.

О городе, где происходят события вашей книги, вы должны знать очень много. Если вы бывали в нем — вам повезло, и на страницах произведения оживут улочки, по которым вы ходили, небоскребы, которые закрывали вам солнце, ароматы, которые вы вдыхали. Если нет — не страшно. Читайте блоги путешественников, смотрите панорамы улиц, листайте фотографии, заходите на Google Earth и проходите сами маршруты, по которым водите героев.

Вот вам шпаргалка — что нужно знать о городе:

1) Режим: во сколько открываются и закрываются магазины/кафе, есть ли сиеста, как работает метро.

2) Транспорт: есть ли это самое метро, курсирует ли по реке трамвайчик.

3) Погода.

4) Менталитет.

5) Особенности: например, во многих Штатах действуют особые законы, и, если ваш город расположен где-нибудь в Техасе — не поленитесь свериться с законодательством штата.

6) Чистота: убирают ли жители города улицу перед домом каждый день или в дождь по тротуарам текут реки мусора?

7) Запахи и звуки: самое трудное и самое важное (по моему субъективному мнению).

Вы можете десять раз повторить, что в Лондоне особая атмосфера, но поверят вам значительно быстрее, если вы скажете, что там на каждом углу пахнет жареной рыбой и картошкой.

 

Обстановка

Самое страшное, что можно сделать практически с любым (даже очень ярким и живым) диалогом, это позволить ему происходить непонятно где. Ощущение, что герои — эдакие говорящие головы, болтающие на фоне черного занавеса. Если вы не пишете сюрреалистическую пьесу типа «В ожидании Годо» — это плохо.

Комната, класс, коридор — любое помещение, которое оказывается местом действия того или иного события, должно быть представлено читателям, а сами вы должны знать его в подробностях.

КСТАТИ

Часто, увлекаясь описанием интерьера, автор забывает о логике. Проверьте, чтобы сидящий за столом в просторной комнате герой не открывал героине дверь, так и оставаясь сидеть — для этого ему придется встать.

Очень важный элемент описания интерьера — свет, особенно если вы описываете не экшн-сцену, а драматический напряженный разговор. От того, где расположен источник света и что именно он освещает, а что оставляет в темноте, зависит, что именно могут разглядеть герои. Для детективов свет тоже крайне существенен — даже Шерлок не заметит темного пятна крови под шкафом, если намеренно не сунет туда любопытный нос, предварительно вооружившись фонариком.

Пример

У. Шекспир. Генрих IV (Часть первая):

«Фальстаф

Но тут на беду черт принес еще трех паршивых мерзавцев, одетых в зеленое кендальское сукно. Они как нападут на меня с тыла, и ну меня теснить. А было так темно, Хел, что и собственной руки не разглядеть.

Принц Генрих

Да как же ты мог разглядеть, что те трое были одеты в зеленое кендальское сукно, если было так темно, что тебе и руки твоей не было видно?» ©

Мораль, думаю, очевидна.

 

Все хорошо в меру

Причем не в ту, которая старая русская мера объема почти на 25 литров.

Ясное дело, что превращать роман в книгу учета и инвентаризации — литературное преступление, но не всегда понятно, как описать обстановку, указать на значимые детали, но не перегрузить книгу лишними подробностями. Предлагаю разбираться на живом материале.

Вот исходник (выдуманный на ходу, но очень похожий на то, что я читала):

«Я вошел в большую комнату около пятнадцати квадратных метров площадью и огляделся. У стен стояли: три книжных шкафа, большой буфет, тумбочка в углу. Посреди расположился большой письменный стол, на котором я увидел: пять чернильниц, стопку бумаги, три пера (одно павлинье и два попроще, гусиных). На подоконнике примостилось два горшка с фикусами. Обои были светло-бежевые, ковер — красно-коричневый, а потолок — белый».

Если наш герои и правда проводит опись имущества, то все хорошо. Можно даже дополнить этот список количеством посуды в буфете, дотошным перечислением всех ножей и вилок и указанием на материал, из которого они изготовлены, порыться в ящиках. Избыточная детализация будет художественным приемом, который лучше раскроет характер героя и род его деятельности. Но в любом другом случае от списка читатель начнет зевать, а к моменту фикусов, скорее всего, закроет вашу историю.

Будем дорабатывать этот пример под разные требования.

Ситуация 1. Герой входит в незнакомую комнату, которая в дальнейшем станет местом действия важной сцены.

Определяем размеры помещения (только не метрами, заклинаю вас всеми богами!): у нас большая (просторная) комната. Ставим свет — от него зависит, что увидит герой. Допустим, комната не только просторная, но и светлая, с большими окнами, в которые бьет яркий солнечный свет.

А теперь нам нужно точно определить две вещи: за что естественным образом зацепится глаз и что понадобится нам для сюжета.

Пять чернильниц на столе — это деталь, которую нельзя упустить, потому что она необычна. Если в центре стоит стол с пятью чернильницами, то герой автоматически сначала посмотрит на них, а уже потом — на более банальные предметы.

Если по сюжету в этой комнате будет драка стульями — то обязательно покажите стулья, а вот остальную обстановку лучше описать одним-двумя словами, максимально обще.

Я вошел в просторную светлую комнату, ярко освещаемую сейчас солнечными светом, и недоуменно нахмурился: конечно, я знал, что Эду свойственна некоторая тяга к излишествам, но пять чернильниц на одном маленьком письменном столе — перебор даже для него. Мебели, впрочем, тоже было чересчур много. Обойдя один из стоявших на проходе стульев, я уселся на подоконник, подвинув кадки с цветами, и приготовился ждать.

Ситуация 2. Герой входит в комнату, где его ждет нечто важное.

Если в помещении есть что-то очень значимое для человека, скорее всего, именно это он и увидит, а весь интерьер, обстановка и прочие мелочи будут несущественны.

В этом случае нам все еще важен свет, но уже совершенно не важна меблировка. Но помним про эффект вакуума — и все-таки создаем реальный мир вокруг персонажей.

Я вошел в комнату и тихо охнул — сидя на подоконнике и купаясь в лучах солнца, Эль была значительно более красивой, чем я мог выразить словами. Не сводя с нее глаз, я обошел нагромождение стульев вокруг письменного стола, как обычно заваленного бумагами и перьями, и приблизился к ней. Она чуть подвинула в сторону цветочный горшок и жестом указала на свободное место, приглашая сесть.

Кстати, если голодный герой заходит в комнату, где на столе стоит еда, концентрация будет такая же: не на мебели, а на еде.

Есть еще один интересный момент. Если в комнате находится нечто шокирующее и ужасное, герой может намеренно избегать этого, как бы оттягивая встречу с неизбежным

Я вошел в комнату. Мой взгляд скользнул по столу, заваленному бумагами. С каким-то болезненным интересом я пересчитал чернильницы на столе (пять штук). Проверил фикусы на окне — политы только что. Изучил расставленные по комнате стулья. Наконец, в комнате не осталось ни единой детали, на которой я мог бы сосредоточиться, и я был вынужден посмотреть на Эда, висящего в петле.

Ситуация 3. Герой возвращается в свою комнату, которую знает как облупленную.

На этом, увы, часто сыпятся юные авторы. Выглядит это примерно так: «Все в комнате было привычно и знакомом мне: и светлые обои, и три шкафа с книгами, и белый потолок. Я взглянул на пять чернильниц на столе и улыбнулся — каждая из них была мне по-своему дорога».

Беда в том, что, заходя в знакомое помещение, мы не изучаем его — это противоречит психологии. Подобные размышления возможны в двух случаях: герой вернулся после долгого отсутствия или собирается надолго уехать. Если же он просто пришел домой после трудного дня, он не сможет дать читателям такое описание.

В этой ситуации отмечаем, во-первых, те предметы, с которыми герой взаимодействует непосредственно. Сел на стул, открыл окно, полил цветы. Во-вторых, то, что отличается от обыденности.

Оказавшись дома, я упал на стул у письменного стола и поморщился — Эль, как обычно, забыла задернуть шторы, и теперь солнечный свет бил мне прямо в глаза, но сил не было даже на то, чтобы повернуться. Сдвинув в сторону чернильницы и перья, я ткнулся лбом в поцарапанную крышку стола и зажмурился, надеясь, что тупая боль в висках отступит. Вообще-то надо было полить фикусы, но пока я не был на это способен.

 

Деталь как лейтмотив

Детали помогают не только создать мир вокруг персонажей, они могут быть ярким художественным приемом выстраивания атмосферы и косвенно — характеров героев.

Вы обращали внимание, сколько раз в «Шерлоке ВВС» нам показывают желтый смайлик на стене и череп? Очень-очень часто. И не потому что мы иначе забудем, как они выглядят, а чтобы подчеркнуть чудной характер обитателей квартиры на Бейкер-стрит.

 

Детали через действие

Небольшой нюанс: чем более подробно описание окружающего мира (не важно, улицы или комнаты), тем более медленным воспринимается повествование. Чтобы ускорить ритм произведения, детали можно подавать через действие. Если у персонажа не было времени, чтобы осмотреться на будущем месте схватки с врагом, не стоит ставить время на паузу и подробно описывать все придорожные кусты читателю. Фраза «перемахнул через ограду» подразумевает, что ограда есть, «подхватил сучковатую палку» — свидетельствует о наличии палки. Правда, в случае, когда палку герой подхватывает посреди бального зала или в пустыне, то, едва бой закончится, вам придется объяснить, откуда эта палка там вообще взялась.

Итак, на этом все. Надеюсь, что статья будет полезной и поможет какому-нибудь автору спасти своих героев от существования в пустом безвоздушном пространстве.

Глава опубликована: 23.07.2020
КОНЕЦ
Фанфик является частью серии - убедитесь, что остальные части вы тоже читали

Статьи про творчество

Собираю понемногу свои статьи о писательстве: по большей части, это мои собственные переработанные чек-листы, которыми я постоянно пользуюсь при работе с текстом.
Автор: Avada_36
Фандом: Ориджиналы
Фанфики в серии: авторские, все мини, все законченные, General+PG-13
Общий размер: 94 606 знаков
Отключить рекламу

8 комментариев
Про Эда, висящего в петле, было изумительно)))
Спасибо за статью - такие ёмкие и ценные объяснения! У меня герои действуют именно что в вакууме, в котором лишь иногда появляется одинокий неполитый фикус)) И вроде бы ничего сверхсложного, но вот пытаешься этот фикус разнообразить - а всё не то.
Avada_36автор
Iguanidae
Сама это проходила, страдала, мучилась. Надеюсь, статья пригодится. А вообще, это просто решается написанием энного количества текстов + анализом того, как это делают другие.
Удачи вам в творчестве!
Отличная статья! Хоть сама всегда примерно так и действую, как рекомендует автор, но было полезно еще раз прокрутить все в мыслях, поставить кой-где зарубки)) Правда у меня иногда бывает проблема в том, чтобы самой увидеть столько ярких деталей, вроде бы несущественных, но насыщающих произведение реализмом: стулья в проходе, заставленный цветами подоконник, пять чернильниц... Интересно на этот счет у автора рецептик не завалялся?
Avada_36автор
Яросса
рада, что статья понравилась)
С поиском деталей... Увы, пока нет. Они у меня как-то сами по себе, автоматически находятся/придумываются. Но можно подумать, как я это делаю)
Ах, интрига! Что же там произошло с Эдом и Эль в светлой, просторной комнате?
Avada_36автор
Памда
Ах, интрига! Что же там произошло с Эдом и Эль в светлой, просторной комнате?
Загадка))
Эх, у меня постоянно ситуация с "говорящими головами". Потому что рождется диалог персонажей в голове, я бегу его записывать, а потом задумываюсь - а где же действие вообще происходит? И приходится встраивать, додумывать, корректировать...
В целом, подобные советы я встречала, но тут они просто изумительно структурированы. Пойду ещё на ФБ лайку и в сборник утащу.
Avada_36автор
BloodyPhoenix
Спасибо, очень рада, что статья показалась вам ценной. Я понемногу записываю те моменты, которые мне самой помогают. Удачи в творчестве)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх