↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Волшебная палочка
В мире Гарри Поттера волшебные палочки делаются из дерева и одного магического компонента — волос единорога, перо феникса и т.д. Магия существует в природе, как естественная сила. Нужны врожденные таланты, чтобы пользоваться этой силой, и палочка как инструмент, чтобы легче было ее направлять. Сильные маги могут обходиться без палочки. Палочка — магический предмет, но не является источником магии сама по себе.
У палочки как инструмента волшебника несколько возможных прототипов:
1) Палочка — это жезл. Жезл, вне зависимости от формы, является символом власти, светской или духовной. В руках шамана или колдуна особый предмет (жезл) становится символом власти над сверхъестественными силами. Жезлы часто имеют форму палки, но это не является обязательным. Также жезл может быть изготовлен из разных материалов, не только дерева: кости, камня, золота и т.д.
2) Палочка — это дерево. Здесь опять же не важна форма: посох, дубинка или прутик. Символ — связь с растениями, то есть, с природой. Поскольку магия является природной силой, обратиться к ней можно через нечто, связанное с природой. Дерево к тому же ассоциировано с лесом, который является самой волшебной частью природы. Именно в лесу обитает большинство языческих сверхъестественных существ, именно там природа в полной своей власти.
Итак, здесь мы видим трансформацию:
жезл власти → волшебная палочка ← волшебный посох
В XIX веке и палочки, и посохи уже закрепились в культуре как непременные атрибуты магических существ, не только ведьм и колдунов, но и фей. К примеру, на викторианских иллюстрациях к сказе о Золушке уже можно видеть фею-крестную с палочкой и в остроконечной шляпе. Колдуньи на картинах прерафаэлита Уотерхауса совершают ритуалы или магические превращения при помощи длинных гибких деревянных прутов.
Остроконечная шляпа
В «Гарри Поттере» Распределяющая шляпа является важным магическим артефактом. Она распределяет учеников по факультетам, а также может говорить, плюс из нее можно достать меч Гриффиндора. Сама шляпа, к слову, принадлежала Годрику Гриффиндору, по всей видимости, это означает, что он ее носил. В настоящем из волшебников шляпу такой формы носит профессор Макгонаггал, но обязательным этот элемент не является.
Происхождение остроконечной шляпы до конца не определено. Понятно только, что символом ведьм и колдунов она стала не позже XVIII века. А вот насколько раньше — вопрос. В известной книге The History of Witches and Wizards 1720 года, на которую обычно ссылаются как на самое раннее изображение ведьм и колдунов в остроконечных шляпах, далеко не все персонажи носят подобный убор. Встречаются там и колпаки без полей, обычные круглые шляпы и чепцы у женщин. Похоже, что автор хотел показать, что ведьмы одеваются вполне обычно. Но именно один вид головного убора в итоге стал атрибутом. Чтобы образ закрепился, он должен с чем-то ассоциироваться. Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что в Средние века или Раннее новое время такие шляпы носили некие категории людей, которые ассоциировались с нечистой силой.
1) Евреи. Современные еврейские шляпы с полями, но скругленным верхом. Но в XIII веке они обязаны были носить особые остроконечные шляпы с полями, по которым их легко было отличить.
2) Квакеры. Их черные шляпы не были остроконечными, но были довольно высокими. Квакеров не любили даже другие протестанты (например, пуритане), не говоря уже о католиках.
3) Еретики. Приговоренным к смерти на костре еретикам надевали на голову карочу — бумажный колпак в виде конуса, без полей. На бумаге изображались дьявольские фигуры.
Вывод: точно сказать, откуда взялась каноничная ведьминская шляпа, нельзя. Но в XIX веке она является уже постоянным и очень узнаваемым атрибутом. Из наиболее популярных персонажей такие шляпы носят Мерлин из Артурианы и Гендальф из Властелина колец (Гендальф свою позаимствовал, вероятно, у скандинавского Одина). Вероятно, сначала такие шляпы носили представители дискриминируемых групп, потом традиция прекратилась, но ассоциации остались. Остроконечная шляпа → символ инаковости, связи с нечистыми силами → символ ведьм и колдунов.
Полеты на метле
Метла является основным (наряду с телепортацией) средством передвижения магов в «Гарри Поттере». Положение метлы в их мире примерно соответствует нашим автомобилям. Не любая метла может летать, есть специальные магические фирмы, их изготавливающие. Метлы различаются по габаритам, грузоподъемности, техническим характеристикам и цене. При этом заколдовать для полетов можно при желании любой предмет (например, ковер или даже маггловский транспорт), но у волшебников прижились метлы.
Поверье о том, что ведьмы летают на метлах, появилось в Европе еще в Средние века. Самое раннее известное изображение ведьм на метлах датируется 1451 годом. Две иллюстрации появились в рукописи французского поэта Мартина Ле Франка. На рисунках одна женщина парит в воздухе на метле, другая летит на простой белой палке. Есть полеты на метлах и в уже упомянутой книге The History of Witches and Wizards.
Здесь можно выделить несколько аспектов:
1) Ведьмам, по всей видимости, не важно, на чем летать. Лишь бы удобно. Это может быть и палка, и кочерга, и еще какой-нибудь предмет домашней утвари. Причем желательно максимально обычный, ибо ведьмам и колдунам надо было скрываться от простых людей.
2) Чтобы полететь, нужна специальная колдовская мазь. В «Поттере» этого нет, но есть, например, в «Мастере и Маргарите» («чудесный крем»). Есть многочисленные средневековые упоминания этих мазей и даже их предполагаемые рецепты. Смазывать нужно непосредственно само средство передвижения, себя — опционально.
3) Видимо, у метлы, как и у волшебной палочки, есть и более древние языческие корни. Она тоже делается из дерева, то есть является символом природы. Она является женским инструментом, поэтому и летают на ней в основном женщины. Метла является атрибутом Бабы Яги и скандинавской богини Хель — обе божества смерти и загробного мира. В руках Хель метла становится символом смерти — когда она пускает в ход грабли, часть населения во время мора выживает. Помелом же она выметает все живое из округи.
Мантия-невидимка
В мире «Гарри Поттера» есть обычные мантии-невидимки, которые можно купить. Они не очень надежные и со временем изнашиваются. И есть особенная мантия, которая является одним из даров Смерти. Вплоть до последней книги герои используют мантию в своих личных целях, не догадываясь о ее истинном назначении. Мантия-невидимка может укрыть владельца от Смерти. Кому-то именно эта способность мантии могла показаться нелогичной, но именно она имеет древние, архетипические корни.
Здесь уже нет сомнений, что Роулинг забралась дальше стереотипных представлений о ведьмах и колдунах, сложившихся в XVIII-XIX веках. Здесь мы уже несомненно имеем дело с очень древним и глубоким сюжетом. Исследователь фольклора и сказок Владимир Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» связывает невидимость со смертью.
1) Герой сказки должен пройти инициацию. То есть, умереть в одном своем качестве и возродиться уже в новом. (Именно это, кстати, происходит с Гарри Поттером в последней книге).
2) Обряд инициации, который зашифрован в большинстве волшебных сказок, включает в себя символическую смерть и воскресение, путешествие туда-обратно по загробному миру.
3) Мир живых и мир мертвых взаимно невидимы друг для друга. Живые не видят мертвых, а мертвые не видят живых. Назначение предметов-невидимок может быть разное: это и право прохода между мирами, что необходимо для путешествия героя, и способ спрятаться от живых (пока он проходит инициацию, он не в мире живых), и способ спастись от смерти. Но эти предметы — всегда дар кого-то, кто связан с миром мертвых (Смерти, Яги, Аида), и нужен он для успешного прохождения инициации.
Здесь у Роулинг все как по учебнику, то есть, по Проппу (который на Западе довольно известен).
4eRUBINaSlach Онлайн
|
|
Всегда интересно почитать про некоторые необычные вещи выводы, причем не все очевидные например для меня))
Тапок: "Обряд инициации, которые (который) зашифрован". |
4eRUBINaSlach
сэнькс. |
О волшебной палочке: корни её, вероятно, всё-таки более древние, мифологические.
Показать полностью
1. С некоторой натяжкой волшебной палочкой можно считать кадуцей Гермеса (особенно в его ипостаси покровителя магии, алхимии и тайных знаний Гермеса Трисмегиста), используя который он мог, например, усыплять и пробуждать людей, призывать призраков из царства мёртвых и многое другое. Кстати, змей, которых изображают оплетающими кадуцей, Гермес примирил именно с его помощью. 2. Также волшебную палочку, ῥάβδος, использовала волшебница Кирка, так, с её помощью она превратила спутников Одиссея в свиней. Гомер в «Одиссее», вероятно, имел в виду что-то вроде пастушеского посоха, но уже на античных изображениях этот предмет пришёл к более привычному для нас виду волшебной палочки, и Кирка на них может, например, размешивать этой палочкой зелье. 3. В сказаниях кельтов часто фигурируют «палочки друидов», использующиеся для совершения волшебства. Например, с помощью такой палочки Аоифе превратила детей Лира в лебедей. 4. В скандинавской мифологии подобный предмет, чародейская веточка, носит название «гамбантейн». В «Поездке Скирнира» Скирнир угрожает Герд, что проклянёт её с помощью срезанного в лесу гамбантейна. (-: 1 |
Квакеров не любили даже другие протестанты (например, пуритане) Пуритане активно не любили вообще всех остальных, по-моему. |
Мантия-невидимка может укрыть владельца от Смерти Ну, это легенда. Де-факто она даже от глаза Грюма и Гоменум Ревелио не скрывает. |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|