↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Lados Онлайн
23 января 2018
Aa Aa
#история #Ладя_зануда
Просто в качестве справки, по мотивам поста ниже в ленте. Даже если вы атеист, безграмотные ошибки в области религиоведения вас не красят, поверьте.

1. Смертные грехи есть только в одной религии
А именно - в Римском Католицизме. Причём исключительно римском; ни греко-католики, ни другие примкнувшие не разделяют эту часть учения римской церкви.
Тем более, не разделяют её православные, протестанты и древлеправославные.

2. Список грехов весьма приблизителен и очень изменчив
Существует не менее трёх различных списков. В некоторых, например, отсутствует чревоугодие, зато в других может пропасть похоть или уныние.

3. Они носят рекомендательный, а не законоучительный характер
Даже в католицизме, что можно заметить по вариативности списков, "семь смертных грехов" никогда не были закреплены именно в таком качестве. Нет ни одного собора или папской буллы, которая закрепила бы их в таком качестве. Скорее, это часть церковного предания, нужная как ориентир.

4. Суть доктрины в том, что это грехи, в которых точно нужно каяться
Семь смертных грехов существуют как антитеза малым грехам в рамках учения о Чистилище (сейчас активно пересматриваемом). Суть вопроса в том, что человек, умерший в состоянии малого греха, может отмучаться за него в Чистилище, а вот умерший в состоянии нераскаянного смертного греха такой автоматической путёвки в Рай (после нескольких лет прото-адских мук) лишён.

5. А вообще смертный грех по мнению Тридентского Собора - это любой грех, который...
а) ...является нарушением одной из центральных заповедей;
б) ...при этом совершён с полным осознанием того, что это грех;
в) ...и при этом совершён добровольно и сознательно с целью совершить именно этот грех.

Если есть ещё вопросы, задавайте.
23 января 2018
14 комментариев из 48 (показать все)
Lados tреси начались раньше падения ЗРИ, если на то пошло

Не, ну так-то понятно, что первая ересь - это 325 год, и то, если не считать все христианство - еретиками от иудаизма. :) Но заметьте, вся церковная жизнь - то есть, вообще вся, - это восточные провинции плюс Африка. И так продолжалось до тех пор, пока не пришел лесник^w мусульмане. А вот религиозная жизнь запада лет эдак 700 варилась вокруг всего двух вещей - крещения язычников да обращения варваров из арианства в католицизм.

И все. Ну не было там ресурсов для того, чтобы орава богословов могла спорить между собой. Физически не было. Когда появились - тут же пошла интенсивная культурная и религиозная жизнь, как в виде обновления католицизма, так и в виде отколовшихся от церкви течений.

> Императоры-то были разные, но тот же Юстиниан писать-то умел, и в законах разбирался, а вот богословия - как и философии - как не знал, так и не узнал

Насколько я понимаю, эти обвинения основаны в основном на том, что мнение вмешивавшихся в религию императоров далеко не всегда совпадало с ныне господствующей доктриной. :) Императоры - иконоборцы как наиболее яркий пример, уж Лев Исавриец-то в богословии точно разбирался. Просто разбирался не так, как потом считалось правильным. :) Плюс, многие (ели вообще не все) императоры предпочитали толковать Писание так, как было выгодно государству... Ну или вернее находили тех толкователей, которые толковали так, как надо. Ну, вы поняли. :)

И плюс постоянные шарахания от гнобления всего, что "неправильно" (по мнению данного конкретного императора), до попыток найти какой-то компромисс между разными направлениями христианства в разных частях Империи.

> З.Ы.: моя очередь хренеть: где-где возникли катары (ака богомилы)? В каких таких регионах?..

Уели, да. :) Но, думаю, вы поняли. Смысл в том, что распространение ересей на западе шло не там и не тогда, где сидели полуграмотные короли, а вовсе даже наоборот, в самых богатых и самых культурных регионах. Там, где проповедник мог быть принят при дворе и где мог быть понят (!!!) грамотным властителем, более или менее разбирающемся в богословии. А не ковыряющим мечом в зубах варваром, который от слов симония или пресуществление зевнет да велит отрубить башку шибко умному монаху, который против папы там чего-то вякает. :)
Показать полностью
Lados Онлайн
DVolk67 , любопытно, что как раз катаро-верующие регионы были... мягко говоря, не очень грамотными и образованными. Например, на Балканах богомильство утвердилось в совершенно медвежьем углу, а продержалось куда дольше, чем в Провансе. А причина проста: на самом деле ереси играли в первую очередь эмм... пусть будет роль заместителя национального сознания. Сепаратизм государственный часто сопровождался сепаратизмом религиозным - кто хотел радикально отделиться от соседей, тот брал себе другую религию (и огребал чсх не по религиозным, а по политическим причинам - в первую очередь).

Что до византийских императоров... даже те из них, которые реально разбирались в богословии, взяли за правило разбираться в тонкостях христианства простым и "действенным" способом "так, а теперь заткнулись все, и делаем, как я сказал". Вне зависимости от того, какую сторону они занимали. Если учесть, что таки разобраться брали себе труд вот вообще не все (Юстиниан, о Юстиниан, этот человек-глыбища!), проблем от них было больше, чем пользы. Ибо инструментом их была кувалда - и это в лучшем случае.
(И то, что несмотря на великие усилия этих ребят православная церковь не раскололась ещё мощнее и всё-таки каждый раз находила в себе силы собраться и нормально поговорить, который раз убеждает меня в том, что моя вера таки от Бога. Нет, серьёзно. Все глобальные расколы, кроме 1054 - следствие неумения императоров ТЕРПЕТЬ.)

Я одного не понимаю: почему римская церковь не последовала примеру восточных собратьев и не вымарала весь карлов бред после его смерти?..
Показать полностью
Lados
> Например, на Балканах богомильство утвердилось в совершенно медвежьем углу,
Ну да, укрепились там, где власть не могла до них дотянуться.

> Что до византийских императоров... даже те из них, которые реально разбирались в богословии, взяли за правило разбираться в тонкостях христианства простым и "действенным" способом "так, а теперь заткнулись все, и делаем, как я сказал".

Верно. Но согласитесь, что это отнюдь не то же самое, что "полуграмотный царек, который полез в богословие". И далеко не все они, кстати, лезли в религию с большой дубиной, многие пытались договариваться. Только безуспешно, потому как даже если на очередном соборе иерархи и приходили к компромиссу, то "на местах" их тут же объявляли еретиками и начинали проклинать как предателей истинной веры.

> И то, что несмотря на великие усилия этих ребят православная церковь не раскололась ещё мощнее и всё-таки каждый раз находила в себе силы собраться и нормально поговорить

Чтоооо??? Это православная-то церковь не раскалывалась? Да даже если не брать ранние христианские расколы с несторианами, арианами и прочими (а почему, собственно?), если не принимать во внимание споры с римским патриархатом (начавшиеся задолго до 1054 года), то каждый... Я подчеркиваю, каждый мало-мальски значимый император был вынужден решать споры между греческим, сирийским и египетским христианством. Решали по-разному, кто той самой кувалдой, кто компромиссами, но никакого единства там не было вплоть до арабского завоевания.

Говорить о том, что православие осталось единым можно только в одном случае: если назвать православием только то, что осталось от восточной церкви к 1453 году. То есть, если все, что откололось (те же копты) - это было не православие, то да, православие едино. :)

И то, при этом придется игнорировать расколы в связи с Флорентийской и Люблинской униями, раскол в Русской церкви при Никоне и прочие вещи.

PS: Насчет религиозных противоречий между патриархами и роли императоров - прочтите хоть того же Васильева, "Историю Византийской империи".
Показать полностью
Lados Онлайн
DVolk67 , "ещё мощнее" вы, опять-таки, решили проигнорировать, я понял. При том, какими небанальными методами пытались утверждать единство, это реально странно, поверьте. Как раз потому, что я неплохо знаю византийский период истории православия, я всякий раз недоумеваю, что у нас есть православие, а не что-то типа хаотической кучи деноминаций. Ну и всё-таки из древних патриархатов потеряли целиком только Армению, что меня опять же потрясает.

Ну и... нет, не "где не могли дотянуться". А "где местная власть захотела себе собственную религию".
Lados Так куда ж мощнее-то? Рим ушел, Египет ушел, Армения ушла, Сирия ушла... По сути нынешнее православие - это греческая церковь, да и то внутри нее откололись греко-католики.

> При том, какими небанальными методами пытались утверждать единство, это реально странно, поверьте.

Вполне банальные методы кнута и пряника. Методы борьбы с раскольниками в России были ничуть не лучше.

> что у нас есть православие, а не что-то типа хаотической кучи деноминаций.

С тем же успехом можно сказать, что у нас есть одно, единое и никогда не раскалывавшееся католичество. :)

> Ну и всё-таки из древних патриархатов потеряли целиком только Армению, что меня опять же потрясает.

Точно то же самое. Вы просто считаете "древними патриархатами" то, что было признано греческой (и через нее - русской) православной церковью. Но, скажем, у коптов совсем иное мнение насчет того, кто там в Египте правильный патриарх. Равно как и у прихожан Сирийской православной церкви.

> Ну и... нет, не "где не могли дотянуться". А "где местная власть захотела себе собственную религию"

Но Вы же сами только что сказали, что центральная власть кувалдой утверждала свой вариант веры везде, где только можно. А тут вдруг решила в терпимость поиграть?
Показать полностью
DVolk67
Методы борьбы с раскольниками в России были ничуть не лучше.

Двойные подати в зоне рискованного земледелия близки к геноциду. Это без учета репрессий за действия более значимые чем просто принадлежность к старообрядчеству. Правда в разные периоды времени было по разному.

Хотя численность старообрядцев умудрялась не сильно так падать местами.
Lados Онлайн
DVolk67 , о господи, такое чувство, что у вас какие-то альтернативные методы чтения, серьёзно. И склонность к фальшивым дихотомиям, вдобавок. Что, кроме "кучи хаотичных деноминаций" может быть только "единое и никогда не раскалывавшееся" нечто? Ну... ок, наверное.

И нет, таки количество коптов в Египте и количество православных было, например, сначала равным, а потом склонилось в пользу православных (а потом наоборот, но в силу вмешательства мусульман, не чистый эксперимент). В Антиохийской церкви та же картина. Говорить о полностью потерянных древних церквях... ну это надо очень предвзятым быть. Армения и Рим, в общем-то, единственные 100% потери.
В православии есть 8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев, тщеславие, гордость и сребролюбие. Из них растут грехи. У каждого индивидуально. Для монаха, например, чай с сахаром в пост уже может идти как потакание страсти чревоугодия и расцениваться как грех. Для мирянина, соответственно, об этом и речи не идёт. Все крайне индивидуально))
В православии любой грех равно отрывает от Господа: осудил ли ты или убил. Но есть грехи, в которых достаточно покаяться, а есть более тяжелые, которые требуют лечения - епитимьи, для выправления натуры, для отречения от греха. Все, опять-таки, решается индивидуально. Для кого-то пропустить воскресную службу - уже тяжкий грех, который требует епитимьи для исцеления, а кто-то ходит в храм раз в месяц, и даже на исповеди не заикается о "пропусках". У каждого своя духовная мера, и с человека спрашивается по его уровню.
Kira Sky
Annes
спасибо, вот именно вы наиболее полно и понятно ответили на мой вопрос из предыдущего поста. не знала, что в православии, как и в иудаизме, есть понятие спроса по уровню каждого человека
Lados Онлайн
Kira Sky , собственно, что я и пытался объяснить, но, видимо, не совсем ясно.
Kira Sky
Lados
я поняла ваше объяснение, но к этому пришлось долго пробираться. а тут сама суть одним сообщением. хотя возможно, я поняла его лучше после ваших комментариев. в любом случае и вам тоже спасибо за разъяснения.
Lados Так это же Вы написали: "И то, что несмотря на великие усилия этих ребят православная церковь не раскололась ещё мощнее и всё-таки каждый раз находила в себе силы собраться и нормально поговорить"

Я же Вам как раз и пытаюсь показать, что единая церковь как раз таки и раскололась на несколько частей (греческая, армянская, сирийская, египетская) и "собраться поговорить" так и не смогла вплоть до арабского завоевания. То есть собираться могли, а договориться - ну никак.

Считать, что Православная церковь "смогла собраться" можно только в том случае, если в само определение "православный" включать лишь тех, кто смог собраться. ТО есть, не считать православными, например, коптов. Но с точно таким же успехом можно говорить, что католическая церковь нашла в себе силы собраться и поговорить. А те, кто не собрался - они же не католики. :)

> Все глобальные расколы, кроме 1054 - следствие неумения императоров ТЕРПЕТЬ.

Ну, веротерпимостью в то время вообще мало кто страдал. Это сейчас нам дико думать, что из-за спора о совмещении двух начал во Христе можно войну начинать. Люди VII века так не считали.

Но вообще, все усилия императоров были направлены на то, чтобы хоть как-то собрать расползающуюся в разные стороны религию. Хоть как - путем компромиса или путем силы, но привести церковь к некоему единому образцу. И даже если сам император и попытался бы поиграть в терпимость, приближенные тут же объяснили бы ему, что он и самого себя, и тысячи "заблудших" подданных обрекает на вечные муки. А стал бы настаивать - так шелковый шнурок всегда под рукой, потому что он тогда получается сам еретик, раз потакает.
Показать полностью
Lados Онлайн
DVolk67 , а теперь пойдите и почитайте, сколько раз раскол был следствием того, что "вы слишком долго обсуждаете, надоело". Тот же Халкидонский Раскол, хотя бы.
И вы делаете странный вывод, что если всякий раз оставалась группа несогласных, это означает, что согласия не было достигнуто. Как раз-таки наоборот же. И там, где не было - слишком часто в силу чистой политики.
Sorting_Hat
Подписываюсь
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть