↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
My Chemical Victim
7 июня 2021
Aa Aa
Помню, как прочитал «Дом, в котром...» и не понял какие-то вещи, не помню, какие: то ли автор на них не ответил, то ли я читал не глазами, то ли просто не допёр. Полез во всякие группы в вк искать на них ответ; нашёл. Странно не это, странные эти группы.

Мне «Дом, в котором...» показался просто апогеем безнадёжности, высшей точкой отчаяния, брошенности, ненужности, невписываемости этих детей, последнее, что я там увидел — какой-то уют, какую-то «домашнесть» (спойлер: их я вообще не увидел). Чем-то напоминает «Девочку-лисичку», в которой такие же дети не нужны никому, кроме одного-единственного человека, мир их вычеркнул — и они вычеркнули мир в ответ.

А тут пишут про атмосферу уюта, называют себя «домовчанами» и вообще как будто читали что-то ванильное, доброе и светлое, а не книгу про детей, которые не нужны всем до того, что к ним относятся с настороженной ненавистью и стараются их избегать. Словно мы разные книги читали. Странное чувство.

Здесь когда-то были окна. И коридор был намного светлее. Никому и в голову бы не пришло их замуровывать, если бы не надписи. На стеклах не оставалось просветов. «Они» покрывали их надписями и уродливыми рисунками сверху до низу, а как только стекла отмывали или вставляли новые, все начиналось с начала. Ни дня эти окна не выглядели по-божески. Такое происходило только в этом коридоре. На первом этаже не было окон, выходящих на улицу, а на третьем обитало слишком много воспитателей. Он хорошо помнил, как после очередной замены стекол (всякий раз надеялись, что в них заговорит совесть, но этого так и не произошло) они просто закрасили новенькие, сверкающие стекла черной краской. Он помнил, что почувствовал утром, увидев эти безобразные черные прямоугольники в рамах: он почувствовал ужас, впервые осознав, чем были для них эти окна, с которыми они так варварски обошлись, и проголосовал на общем собрании за то, чтобы их замуровали.

Это не было детской шалостью, как можно было подумать вначале, хотя уже тогда можно было кое о чем догадаться, ведь в спальнях и классах такого не делали. Но только увидев черные стекла он понял, насколько его подопечные боятся этих окон, как они их ненавидят. Окна в Наружность…

Теперь он шел по той стороне, где окна когда-то были, и где их больше не было, от чего коридор стал слишком темным, но вряд ли кто-то в Доме помнил, что раньше он был другим.

После истории с окнами он многое понял. Он был молод, ему хотелось поделиться своими опасениями с кем-нибудь. С кем-то старше и опытнее себя. Теперь он не стал бы этого делать, но тогда это казалось нормальным. Тот раз стал единственным, первым и последним. Больше он не пытался говорить с кем-либо о том, что чувствовал.

Они закрылись от стороны, выходившей на улицу. Другая, со стороны двора, их не беспокоила, хотя двор открывал наружность не хуже улицы. Но двор, дома, видимые со двора, пустырь и все, что к нему прилегало, они приняли и включили в свой мир. Для этого не требовалось обносить двор бетонным забором, забором стали сами дома. С другой стороны этого не было

Дом стоит на окраине города. В месте, называемом Расческами. Длинные многоэтажки здесь выстроены зубчатыми рядами с промежутками квадратно-бетонных дворов — предполагаемыми местами игр молодых «расчесочников». Зубья белы, многоглазы и похожи один на другой. Там, где они еще не выросли, — обнесенные заборами пустыри. Труха снесенных домов, гнездилища крыс и бродячих собак гораздо более интересны молодым «расчесочникам», чем их собственные дворы — интервалы между зубьями.

На нейтральной территории между двумя мирами — зубцов и пустырей — стоит Дом. Его называют Серым. Он стар и по возрасту ближе к пустырям — захоронениям его ровесников. Он одинок — другие дома сторонятся его — и не похож на зубец, потому что не тянется вверх. В нем три этажа, фасад смотрит на трассу, у него тоже есть двор — длинный прямоугольник, обнесенный сеткой. Когда-то он был белым. Теперь он серый спереди и желтый с внутренней, дворовой стороны. Он щетинится антеннами и проводами, осыпается мелом и плачет трещинами. К нему жмутся гаражи и пристройки, мусорные баки и собачьи будки. Все это со двора. Фасад гол и мрачен, каким ему и полагается быть.

Серый Дом не любят. Никто не скажет об этом вслух, но жители Расчесок предпочли бы не иметь его рядом. Они предпочли бы, чтобы его не было вообще

#реал
7 июня 2021
17 комментариев
В том то и дело, что среди всей этой безнадеги - есть люди, которые никому не нужны за стенами Дома, но нужны всем, кто в самом Доме. Они не нужны чужим, но они есть друг у друга. Именно это чувствуется
My Chemical Victim
Sergeus_V
Они и друг другу не нужны. Каждому нужны несколько «своих», но в общем и целом никто не нужен никому.
My Chemical Victim
А вот тут вы ошибаетесь. Весь путь Кузнечика ясно показывает, что такое семья для Дома
My Chemical Victim
Sergeus_V
Да, и что вне её пределов легко можно оказаться, каким бы разлюбимым ты ни был. Как с Лосем.
Это фанфик? "Донизу" и "сначала" пишутся вместе, "былы" зашкаливают. Не смогла(((
My Chemical Victim
Veronika Smirnova
Я же не пытаюсь вас заставить это читать. Не можете — пролистните.
My Chemical Victim
Вы правы, я лучше оригинал почитаю
Так и не смог прочитать, стало скучно
Veronika Smirnova
Интересно оригинал чего вы собрались читать?
Жители Дома за все годы настолько изучили друг друга, что там просто не могла не возникнуть особая атмосфера. Они создали собственный мир, где могли жить по-настоящему. Мне всегда было очень жаль, что Курильщик поздно попал в Дом и не успел познать все его тайны, не успел стать его полноценной частью.
Там присутствует уют, и в этом парадоксальность и сила этой книги. Это не жалостная книжка о детках-инвалидах, не социальная реклама, это книга о выходе за пределы видимого и обыденного.
Kedavra
Дом гениален, потому что каждый в нем видит свое.

Да, это книга о брошенности и безнадежности... а еще о надежде, доброте, вере, счастье там, где его, казалось бы, не может существовать, о любви, силе, дружбе, о страхах и победе над ними. О детстве и взрослении, о том, что делало/делает нас детьми или взрослыми, а том, что делает с этим миром ребенок, о волшебстве и реальности, о мире снаружи и мире внутри... внутри каждого из нас. О том, как в тесном сообществе потерянных одиночек, если они хоть немного дети, рушатся границы внутреннего мира каждого отдельного человека и строятся новые границы их общего внутреннего мира. Мира, который вполне реален...

Но кто-то видит в книге просто сказку, кто-то городское фэнтези, кто-то хоррор и мистику. Я вижу надежду и... себя. Я вижу в этих подростках свое детство, свою параллельную реальность, свое взросление. То самое взросление, которое до сих пор до конца не завершилось)) Я вижу похожих на меня людей. И от этого, да, уютно и тепло.

А еще... Еще у книги есть одна поистине мистическая особенность. Там куча детей-инвалидов, а жалости (той самой унижающей жалости) они не вызывают от слова совсем).. Их проблема не в том, что у них не хватает рук, ног или глаз. Отнюдь. Они полноценны и самодостаточны больше, чем полноценны и самодостаточны многие из тех, кто в полной комплектации живет снаружи, многих из тех, кто в полной комплектации окружает нас в нашем мире. И жизнь их полнее и ярче, чем жизни многих наших двуногих, двуруких и двуглазых соседей. Проблема этих детей в том, что полностью укомплектованные люди пытаются убедить их в их ущербности, лишить их друг друга и созданного ими огромного волшебного мира.
Показать полностью
Аналогичные впечатления от Дома — грязь и безнадёга, и ну его нах.
Геллерт де Морт
Для меня Дом - книга, куда можно сбежать, спрятаться на несколько дней в ее атмосфере, в совершенно обособленном мире. Да, дети дома не нужны наружности, но и они не нуждаются во внешнем мире. У них своя вселенная с меняльными вторниками, волшебными амулетами, собственными, непонятными внешнему наблюдателю законами, бесконечными мирами изнанки и живущими с тобой в одной комнате лучшими друзьями, которых ты кажется знаешь уже не одну жизнь. Они близки друг другу настолько, что с помощью групповой фантазии меняют внешний мир, затрагивая даже безучастных наблюдателей. "Потому что пока он учился у тех, что были до них, они учились тоже, и намного быстрее. Им не нужно было бы закрашивать стекла – он был в этом уверен – им достаточно было бы убедить себя, что окон не существует, и, может даже, они перестали бы существовать".
Да, дети не вписываются во внешний мир (хотя все, кто хотел, нормально устроились во взрослом возрасте в наружности). Но нужно ли им прогибаться и втискиваться в рамки нормы серых домов-расчесок, где не будет ни ночей сказок, ни таинственного волшебного леса, ни состайников?
Штука в том, что "Дом в котором" - это как весь подростковый манифест "ни_таковости" и, частично - ну, это мое субъективное восприятие, усиленное профессиональными скиллами - романтизации всего психически-ненормального. Или о том, как психика человека выживает в почти любых ситуациях.
Про "ни_таковость" - это вот всем знакомое и близкое (потому что все это проходят в той или иной степени" - прохождение подросткового периода. Когда дети перестают быть детьми, но до взрослых им еще далеко - они впервые сталкиваются с новыми, возрастными проблемами удовлетворения потребностей в признании и в принадлежности - и думают, что взрослые до них никогда с таким не сталкивались (потому что взрослые забывают/отторгают/не хотят вновь рефлексировать об одном из самых болезненных периодов взросления в социуме) - а детям до десяти-двенадцати лет еще не знакомы эти сложные материи. А первые впечатления - они самые сильные, да.
И дети Дома - показывают, что такое быть принятым референтной группой, что такое конформизм и нонкофоризм, как противостоять взрослению и как взрослеть быстрее, как удовлетворяются потребности в этом странном возрасте, когда уже все становится взрослым, но еще как будто бы понарошку. Иными словами - "атмосферу уюта, называют себя «домовчанами» и вообще как будто читали что-то ванильное, доброе и светлое" - это вот для тех, кто подростками считал себя "ни_таким, как_все", а после не смог принять, что только чуточку отличается от большинства людей своей релевантной выборки (по полу, возрасту, социальному положению).
Разумеется, к сожалению, при таком взгляде, тот ужас и ад, происходящий в Доме, в восприятии искажается - никто не убивал, никто не был отвергнут, никто не имел много-много проблем с головушкой в плане социализации, адаптации и много чего еще... И здесь я всегда подхожу к тому, что старательно игнорируется - ДВК удивительным образом романтизирует наличествующие у воспитанников заболевания, говоря, что это не поломка, а улучшение (даже сильные физические неполноценности опосредованно влияют на психические функции, если никто не озаботился психотерапевтическим/психокоррекционным вмешательством). Потому что, если бы в Доме была своя команда дефектолога, психолога-педагога, клинического психолога и психиатра (хотя бы приходящего), то и книги бы не было. Кому интересно читать про процесс психотерапии, который делает людей здоровыми? У нас бы тогда не было ни Изнанки, ни Самой Длинной, ни Спящих, ни исчезновения Крестной, ни всего этого надрыва и романтизированного излома.
Психиатрические заболевания нынче романтизируют, они становятся модными, перестают быть болезнями - как анорексия, депрессия, а биполярно-аффективное расстройство, (ранее маниакально-депрессивный психоз) "би_полярочка" так вообще ныне мем (хотя поле применения этого мема больше подходит либо под диссоциативное расстройство личности либо под пограничное) . Но это не дает основания преуменьшать или вовсе отбрасывать серьезность данных заболеваний, потому что от них люди страдают, если у них сохранна критика к своему состоянию. А если критики нет - то страдают их близкие и окружающие, нередко до смерти.
А ДВК, в некотором смысле, можно считать литературным манифестом этой романтизации.

P.S. Надеюсь, что не нарушила никаких правил комментирования, потому что читаю ваш, My Chemical Victim, блог давно, но не комментировала почти ничего.
Показать полностью
My Chemical Victim
Flaffy
Всё в порядке, я даже Ерохина не удаляю, хотя его циничная позиция меня бесит.

Я либо не проходил этап нитаковости, либо прошёл его как-то по-другому, не знаю. Мне «Дом» очень зашёл, но при этом показался вещью жуткой, а не уютной и так далее, от которой хочется сбежать. Мне это сильно напомнило аниме «Девочка-лисичка» с вот такими же ненужными детьми.

Почему-то люди утверждают, что эти «домовчане» нужны таким же «домовчанам», но как-то это вообще не так — Фазаны своих травили только так, Лося, который типа хороший и всеобщий любимчик, убили, в самом Доме все постоянно на ножах. Мне вообще атмосфера там показалась очень напряжённой, будто все одновременно против всех и всегда вынуждены за собойи за Домом следить. Хотя книга, повторюсь, мне очень понравилась, но понравилась как раз вот этим вот.
My Chemical Victim
Тогда хорошо)))

Вы могли пройти этап нитаковости легче и быстрее, учитывая то, что вы пишите о своей семье. И это здорово, таких людей немного))) Вы, с позиции Дома, именно тот, кому сами Домовцы отчаянно бы завидовали и травили - потому что носите на себе "Неуловимый запах материнского тепла, утреннего какао, школьных завтраков, может, даже собаки или велосипеда. Запах своего дома". Разумеется, Дом будет жутким в таком контексте. И дети в нем никому не нужны - в первую очередь, их родителям - а вы своим близким очень нужны.

Про напряженную позицию. "Тогда у Дома был один вожак. Теперь их двое. Дом разделился на два лагеря. Это всегда плохо, а в год выпуска — это самое плохое, что может случиться" - это про прошлый выпуск, когда убили Лося, который... ну который, по моему мнению, сильно напортачил (потому что нельзя пытаться утихомирить одномоментно слетевшую с "нарезки" толпу детей-подростков, которым с рассветом придется выйти туда, чего они отчаянно бояться в одиночку и думать, что не пострадаешь). А в нынешний выпуск вожаки есть у каждой стаи свой и потому они как будто против всех и вынуждены следить за всеми - как бы выжить самому и чтоб подопечные не пострадали сильно.

Фазаны травили только Курильщика, потому что он не вписывался в их стаю - так и с обычными подростками, они травят того, кто не вписывается в их среду, иначе бы школьной травли не существовало как явления. Дом нужен тем, кто живет внутри него - потому что, по их мировоззрению, т.н. Наружность их отвергла - но это не значит, что сами они внутри Дома перестают себя во многом вести так же, как и их сверстники в Наружности. Это, пожалуй, единственное, что по атмосфере роднит Дом с детскими домами: детдомовские могут сколь угодно драться между собой, но против "домашних, семейных" детей - они монолит.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть