↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Чирешары

По циклу романов Константина Кирицэ "Cireşarii" и их экранизациям

Чирешары

По циклу романов Константина Кирицэ "Cireşarii" и их экранизациям

Чирешары


Ciresarii
Цикл книг; 1956-1963

Начиная писать свое первое произведение для юношества — роман о приключениях ребят с Черешневой улицы, Константин Кирицэ и помыслить не мог, что приступает к созданию первой части главного труда всей своей жизни, который обеспечит ему прижизненную и посмертную славу в стране и за рубежом. Свои молодежные произведения он ценил менее всего — даже когда они обрели огромный успех, и по всей Румынии стали организовывать кружки и клубы под названием «Чирешары», а также экспедиции и экскурсии в духе их приключений.

Кирицэ был признанным мастером пера: в социалистической Румынии пользовались успехом его серьезные реалистические романы, критики высоко ценили его как талантливого эссеиста, он пробовал себя в драматургии и детективном жанре. Но время, беспощадный критик, рассудило иначе. Большинство произведений Кирицэ, глубоко проникнутых духом соцреализма, современный читатель вряд способен оценить, зато его молодежный цикл «Чирешары» нимало не утратил популярности и по-прежнему активно переиздается в наши дни, как и много десятилетий назад.

Каждая из пяти книг цикла самостоятельна по сюжету, так что читать их можно в произвольном порядке, хотя чтение в порядке выхода романов в свет позволяет проследить развитие характеров персонажей. Отметим, однако, что порядок выхода книг не совпадает с внутренней хронологией событий. Первая книга очерчивает перед читателем мир, в котором живут рыцари с Черешневой улицы — выдуманный автором тихий провинциальный городок, его жителей, в том числе самих чирешаров и некоторых членов их семей, и их любимую школу с прекрасными традициями, описание которой можно смело поставить в один ряд с образами самой этой «великолепной семерки». Но после событий, о которых рассказано в первой книге, идут события третьей, а потом — четвертой. А последними по хронологии являются события второй и пятой книг, происходящие в одно и то же лето (сначала — события второй, а затем — пятой книги).

Любимая книга 2 человек

В цикл входят книги

Рыцари черешневого цветка (Cavalerii florii de cireș; 1956)

Автор: Константин Кирицэ

 

Первое из приключений чирешаров начинается прямо в школе, на уроке географии. Интересный диспут о геологии и спелеологии побуждает ребят немедленно перейти в этом вопросе от теории к практике, и они по инициативе Виктора вшестером отправляются в научную экспедицию в знаменитую Черную пещеру. Важной частью их снаряжения являются два радиопередатчика, собственноручно собранные Ионелом и Лучией — чтобы, разделившись для безопасности на две группы, можно было держать связь в ходе исследования пещеры.

Тика, как самого младшего, ребята с собой не берут, справедливо полагая, что подобное путешествие чревато опасностями. Ведь место, куда они направляются, представляет собой, по сути, несколько крупных пещер, соединенных друг с другом. Между прочим, в ходе экспедиции выясняется, что пещер в этом лабиринте намного больше, чем казалось изначально, да к тому же расположены они на разных уровнях. Но упрямый Тик, проведав об экспедиции, со своим верным Цомби скрытно следует за друзьями и позднее все же присоединяется к ним. Он очарован полусказкой-полулегендой, рассказанной ему дедом Тимофте, и надеется найти в подземном лабиринте некий загадочный артефакт.

Чирешары не подозревают, что Черная пещера помимо природных опасностей таит в себе и некоторые другие. Вместо сказочных артефактов школьники обнаруживают в подземных галереях элементы снаряжения диверсантов. Более тесное "знакомство" с обитателями пещеры не обходится без погонь и даже выстрелов. Экспедиция в Черную пещеру, завершившаяся поимкой обосновавшихся там шпионов, стала одним из самых опасных приключений рыцарей с улицы Черешен.

Рыцари с Черешневой улицы, или Замок девушки в белом (Castelul fetei în alb; 1958)

Автор: Константин Кирицэ

 

Летние каникулы, казалось, не предвещают никаких приключений. Тик от скуки заглядывает в школу, чтобы поболтать со сторожем, дедом Тимофте, но тот занят — беседует с каким-то незнакомым Тику мужчиной. Впрочем, мальчику уже не до них: он замечает на школьном дворе незнакомую смуглую девушку в белом платье — и влюбляется с первого взгляда.

Вскоре Тик выясняет, что ее зовут Лаура и она гостит здесь у бабушки. Его сестра Мария вспоминает, что в минувшем учебном году видела ее на республиканской олимпиаде по литературе: Мария заняла там первое место, а Лаура — второе. Тик мечтает принять девушку в белом в компанию чирешаров, и Мария заходит к ней, чтобы наладить общение, но Лаура и ее бабушка принимают гостью весьма прохладно. Тогда Тик призывает на помощь Дана, и они начинают слежку за Лаурой, пытаясь привлечь ее внимание. Но та лишь смеется над комичными потугами двух мальчишек, вообразивших себя шпионами.

Неудивительно, что когда чирешарам доставляют с оказией письмо от Лауры, где она просит их о помощи, так как ее похитили и держат в старинном замке, о котором она так мечтала, ребята воспринимают это как очередную насмешку, тем более что там нет обратного адреса. Да еще и Мария так некстати вспоминает, что Лаура заняла второе место на олимпиаде лишь потому, что не закончила свое очень красивое сочинение о замке мечты. А не закончила она его оттого, что недавно перенесла менингит и была еще очень слаба... Но Тик, несмотря на скептицизм товарищей, рвется спасать девушку в белом и убеждает остальных в необходимости такого шага. Тем более что бабушка Лауры подтверждает, что внучка покинула ее.

Идя от последнего посланца обратно по цепочке и разыскивая тех, кто из рук в руки передавал письмо девушки в белом, чирешары почти в полном составе (за исключением Ионела, который отдыхает с родителями на море) направляются в горы. По пути они находят в тайнике в древних развалинах искусно зашифрованную грамоту средневекового вельможи Кристакэ Зогряну, в которой описывается путь к Замку двух крестов, и расшифровывают ее.

В свою очередь, Лаура, запертая в крепости (которая — вот чудо! — выглядит точь-в-точь как беломраморный замок ее мечты, который она описывала на олимпиаде), тоже находит и расшифровывает секретный документ — он был спрятан в тайнике в стене ее темницы. В нем говорится о Замке двух крестов. Планировка крепости, в которой ее держат, и впрямь подчинена символу креста — это явно то самое место. Лаура горько сожалеет, что по рассеянности не написала в письме к чирешарам, где расположен этот замок. Как же они теперь ее отыщут? Ведь она хотела под предлогом похищения просто позвать их сюда в гости!

Но семерка отважных друзей все же находит Замок двух крестов — он оказывается точно таким, каким его описывала в своем письме Лаура. В одной из комнат даже обнаруживается клад — коллекция старинного оружия. Однако пол в этом замке покрыт слоем пыли: тут уже много веков не ступала нога человека. Где же Лаура? Позднее ребята догадываются, что Замок двух крестов назван так потому, что состоит из двух одинаковых по планировке замков, соединенных подземными ходами. Дверцы проходов скрыты в мраморной облицовке колонн в залах.

Чирешары проникают через колонны из одного замка в другой, где наконец находят Лауру. Тик даже пытается противодействовать ее похитителям — до тех пор, пока не выясняется, что назвать случившееся похищением весьма сложно. Те, кто держат Лауру здесь — вовсе не бандиты, а археологи. И приехала она к ним сама, заскучав на каникулах в компании бабушки. Ведь руководитель археологов — отец Лауры, известный профессор и, между прочим, один из самых знаменитых выпускников их школы (именно поэтому с ним так увлеченно разговаривал дед Тимофте!). А под замком он держал дочку потому, что в этих местах водятся ядовитые змеи, и только в одном помещении он мог быть спокойным за ее жизнь, потому что вместе с ней в той комнате обитал кот Филипп, обученный охотиться на гадюк (профессор взял его на время в ближайшей деревне).

Несмотря ни на что, малыш Тик страшно гордится тем, что спас пленницу в белом. Но Лаура тянется к более взрослому из чирешаров — Виктору, и это чувство взаимно.

Колесо счастья (Roata norocului; 1960)

Автор: Константин Кирицэ

 

Очередное приключение чирешаров происходит на летних каникулах. Дан едет в гости к родным в другой город. С ним приглашены все чирешары, но принял приглашение только самый младший из них — Тик. Да еще Мария, сестра Тика, вынуждена отправиться с ними, так как боится отпускать брата — как бы он не растратил все свои сбережения. Ведь в том городе, куда едут они с Даном, как раз проходит знаменитая ежегодная ярмарка.

Одно из ярмарочных развлечений — «Колесо счастья», нехитрый аттракцион с призами. Тик мечтает выиграть один из лучших призов — красивую статуэтку, но ему везет только на всякую мелочевку вроде гипсового кролика, и мальчик начинает подозревать владельца аттракциона в мошенничестве. Впрочем, вскоре вниманием Тика завладевают совсем другие образцы скульптуры — драгоценные танагрские статуэтки, только что похищенные из местного музея.

Чирешары решают совместно расследовать это преступление, и в город прибывают остальные четверо — Виктор, Ионел, Лучия и Урсу. Для начала ребята разгадывают секрет махинаций с «Колесом счастья»: вращение барабана не является произвольным, а хитроумно регулируется скрытым приспособлением. Силач Урсу выводит из строя этот ограничитель, и чирешары выигрывают главные призы, к великому негодованию владельца аттракциона. А потом находятся и статуэтки, украденные из музея: Виктор сумел вычислить, где они спрятаны (некоторые обнаруживаются даже внутри главных призов «Колеса счастья»!).

Снежные крылья (Aripi de zăpadă; 1961)

Автор: Константин Кирицэ

 

Зимние каникулы чирешары проводят в молодежном лагере в горах, где предстоит лыжный чемпионат среди юниоров. Как выясняется, некоторые участники там не гнушаются никакими средствами для устранения соперников, вплоть до выведения их из строя физически. Это делается при помощи замаскированных ловушек и грубых силовых приемов, причем не только на трассе.

В довершение всего, одна из команд без всякого стеснения выдает себя за… чирешаров! Качать права бессмысленно: Дан попробовал было заявить, что он настоящий чирешар, но нарвался на большие неприятности, от которых его избавила только помощь атлета Урсу. А по завершении соревнований угроза физической расправы нависает уже над всеми главными героями. Во-первых, «двойники» узнали, что это и есть настоящие чирешары, а во-вторых, лучшие лыжники чирешаров, Виктор и Мария, взошли на пьедестал почета. Виктор взял «серебро» в зачете среди юношей (взять «золото» ему помешал удар снежком от конкурента), а Мария — «золото» в зачете среди девушек. Соперники не собираются им этого прощать, и чирешары вынуждены спасаться из лагеря бегством, не подозревая, что впереди их ждет столкновение с гораздо более опасными противниками…

Они направляются через горы к ближайшему городку, но в дороге оказываются застигнутыми снежной бурей. Пережидая метель в заброшенной овчарне, ребята выдерживают нападение голодных волков и ценой огромных усилий побеждают их. Местность засыпана снежной лавиной, до города не добраться, и семерка храбрецов уходит из овчарни в поисках пищи и надежного укрытия. Они обнаруживают вполне пригодный для жилья заброшенный коттедж, но еды там нет. Относительно недалеко находится другой коттедж, и он, кажется, обитаем. Урсу и Виктор отправляются туда попросить еды, но находящиеся там трое мужчин грубо отказывают им как в этом, так и в просьбе позвонить, чтобы вызвать помощь. Урсу замечает, что шнур телефона обрезан. Двое чирешаров уходят, а позднее Тик пробирается к тому дому и крадет из кладовой еду и напитки.

Чирешары спасены от голодной смерти, но подозрительное соседство на глазах становится откровенно опасным. Трое мужчин из коттеджа, как узнают ребята, — бандиты, и один из них вооружен пистолетом. Они ищут в этой местности какую-то таинственную и очень ценную «голубую коробку», привезенную сюда в 1944 году, во время боев в Бухаресте. И коробка эта находится как раз в том коттедже, где разместились чирешары. Бандиты захватывают в заложники Тика и нападают на подростков, но Урсу спасает Тика и дает бандитам суровый отпор в драке. А Виктор до прибытия спасательного вертолета успевает найти место, где спрятана «голубая коробка».

В добрый путь, чирешары! (Drum bun, Cireșari; 1963)

Автор: Константин Кирицэ

 

События здесь происходят тем же летом, что и события второй книги цикла — «Замок девушки в белом». Точнее, сразу после них. Пока шестеро чирешаров ищут высоко в горах Замок двух крестов, чтобы освободить заточенную там Лауру, седьмой из команды — Ионел отдыхает с родителями на побережье Черного моря. Но приключения, которыми столь богата жизнь рыцарей с Черешневой улицы, настигают его и там.

Местный житель, старик Эфтими, рассказывает Ионелу много интересных историй. Одна из них — о судне, затонувшем в шторм близ берега, рядом с песчаной косой — заинтересовывает юношу настолько, что он с разрешения родителей отправляется в дельту Дуная, чтобы посмотреть на то место, где это случилось. Там он узнаёт, что на одном из участков дельты во время шторма периодически возникает видение: из-под воды показываются две загадочные колонны. Во время лодочной прогулки Ионел и сам видит те колонны — беломраморные, очень красивые — и даже успевает заснять их на фотоаппарат, прежде чем они вновь исчезают. Восхищенный этим открытием, он предполагает, что под водой находятся развалины античного дворца, и шлет телеграмму чирешарам, чтобы те срочно ехали к нему.

Чирешары на тот момент уже вернулись из Замка двух крестов и готовы к новым приключениям, так что предложение Ионела они встречают с энтузиазмом. Все, кроме Тика: тот уверен, что письмо о сенсационном открытии — всего лишь шутка, и никуда ехать не собирается. Но когда пятеро ребят уезжают на тот самый курорт, где, как они знают, отдыхает Ионел, Тик находит в доме Виктора вторую телеграмму, уже не заставшую адресата. В ней Ионел, спохватившись, что не указал, куда именно надо приехать, уточняет насчет дельты Дуная. Тику волей-неволей приходится собираться в путь, чтобы предупредить товарищей. Он находит их на побережье, где они уже разбили палатки.

После этого чирешары перебазируются на песчаную косу в дельте, где в полном составе приступают к поиску «Призрачного дворца», как они окрестили между собой феномен, обнаруженный Ионелом. Раз за разом ребята совершают подводные погружения, надеясь найти античный дворец. На этом этапе к их команде присоединяется и Лаура — та самая «девушка в белом», благодаря которой они тем же летом, но чуть раньше, обнаружили скрытый в горах Замок двух крестов.

Поднятые со дна в самом начале их экспедиции обломки с греческими надписями ничего не дают: регион, где Дунай впадает в Черное море, был когда-то территорией Римской империи, так что подобные находки в здешних водах не диво. Но затем Урсу обнаруживает на дне ту самую загадочную колонну — она, оказывается, всего одна, и никакого дворца там, на дне, нет. Зато на мраморе имеется надпись, изучив которую, Виктор приходит к выводу, что колонной отмечено захоронение древнеримского поэта Овидия, который был сослан в эти места в самом начале первого века нашей эры и окончил здесь свои дни.

Поиски подводного дворца становятся последним совместным приключением чирешаров. Им, повзрослевшим, уже совсем скоро предстоит пойти по жизни самостоятельно, выбирая собственные пути в профессии и в личной жизни. Отсюда и название книги, подытоживающее весь цикл.

ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть