Мужик из кошмарного сна, приснившегося Родиону Раскольникову накануне преступления. Снилось, что ему лет семь, он идет с отцом к кладбищу помянуть бабушку и младшего брата, проходят они мимо кабака, из которого вываливает пьяная толпа и садятся-наваливаются в телегу, в которую впряжена была «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». «Садись, все садись! — кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, — всех довезу, садись!..» И когда бедная лошаденка не может сдвинуть перегруженную телегу, этот «мясистый» Миколка начинает хлестать ее сначала кнутом, затем оглоблей и, в конце концов, забивает насмерть, уже упавшую, железным ломом... Родион во сне пытается спасти лошадь, а проснувшись весь в поту, восклицает: «Боже! <...> да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?..»
Всё так и произойдет, причем сон про убитую кроткую лошадь кошмарно как бы осуществится въяве в сцене убийства безответной, большой, похожей на лошадь Лизаветы. А Миколка из сна странным образом персонифицируется в самого Раскольникова, превратившись в красильщика Миколку (Николая Дементьева), который возьмет на себя его преступление. Миколка из сна — как бы двойник-антипод Миколки-красильщика.