Главная героиня романа: падчерица Генерала, по существу — гувернантка при его малолетних детях Мише и Наде. Алексей Иванович (Игрок) безумно ее любит, порой до ненависти; запутанные любовные и денежные отношения связывают ее с французом Де-Грие; ее тайно и безнадежно также любит и, казалось бы, хладнокровный англичанин мистер Астлей. Портрет ее, данный Алексеем Ивановичем, таков: «И не понимаю, не понимаю, что в ней хорошего! Хороша-то она, впрочем, хороша; кажется, хороша. Ведь она и других с ума сводит. Высокая и стройная. Очень тонкая только. Мне кажется, ее можно всю в узел завязать или перегнуть надвое. Следок ноги у ней узенький и длинный — мучительный. Именно мучительный. Волосы с рыжим оттенком. Глаза — настоящие кошачьи, но как она гордо и высокомерно умеет ими смотреть...» Она мучает Алексея Ивановича: по ее прихоти оскорбляет он чету баронов Вурмергельм, терпит унизительную роль домашнего учителя, играет для нее на рулетке, заразившись навечно и безнадежно болезненной страстью к игре, губит свою жизнь... Впрочем и сама Полина не обретает счастья, остается одинокой: в финале мистер Астлей сообщает Игроку: «Мисс Полина была долго больна; она и теперь больна; некоторое время она жила с моими матерью и сестрой в северной Англии. Полгода назад ее бабка — помните, та самая сумасшедшая женщина — померла и оставила лично ей семь тысяч фунтов состояния. Теперь мисс Полина путешествует вместе с семейством моей сестры, вышедшей замуж...» И далее добрый англичанин уверяет, что любила Полина только его — Алексея Ивановича.
Прототипом Полины послужила Аполлинария Прокофьевна Суслова, с которой Достоевского связывали в первой половине 1860‑х гг. мучительные любовные отношения. Ключ к пониманию характера героини романа заключен в письме писателя к сестре своей возлюбленной — Н.П. Сусловой (от 19 апреля 1865 г.), где он с горечью пишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям. Она колет меня до сих пор, что я не достоин был любви ее, жалуется и упрекает меня беспрерывно, сама же встречает меня в 63‑м году в Париже фразой: "Ты немножко опоздал приехать", то есть что она полюбила другого, тогда как две недели тому назад еще горячо писала, что любит меня...» Сюжетная линия «Игрока», связанная с любовью Полины к французу Де-Грие, ее денежный долг ему — повторяет реальные события: увлечение Аполлинарии Сусловой испанцем Сальвадором.
Создавая образ своей возлюбленной на страницах художественного произведения, Достоевский как бы подводил итог своему болезненному увлечению, зашедшему в тупик, прощался с Аполлинарией, и многознаменательно то, что именно из-за срочности работы над «Игроком» писатель и встретился-познакомился со стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной, которая вскоре станет его женой, матерью его детей и любимой женщиной до конца земных дней.