(санскр. रुद्र, rudra)
Вахана — вепрь, бык.
Атрибут — лук и черные стрелы.
Эпитет — Пашупати (Хозяин Зверей), Трьямбак (Сын трех матерей — Земли, Воздуха и Неба), Вайдьянатха (Владыка врачей), Гхора (Страшный, Неистовый), Шивам (Благоприятный),
Согласно пуранам, Рудра произошел из чела Брахмы. Он явился воплощением всего того самого разрушительного и устрашающего, что можно было найти в богах. Рудра также бог неба и громов. Он мощен и гневлив. Рудра — Бог-воин, обладающий красно-бурой кожей.
Рудра носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие — лук и стрела. Он также изредка использует молнию. Рудра изображается он в виде охотника, одетого в шкуры животных, с чёрными волосами, стянутыми в узел. В данном облике он путешествует по миру, охотится в лесах с помощью своего лука и чёрных стрел.
Иногда Рудра описывается могучим Богом, вооружённым луком и чёрными стрелами, быстро летящим, носящим косу, сопровождаемым Марутами. Рудра считался приносящим болезни, а так же тем, кто излечивал от них: к нему обращались с молитвами о здоровье.
Женой Рудры является Амбика, Родаси или Рудрани.
Культ Рудры был неотделим от представлений о плодородии и жизни. Рудра был окружён зооморфными символами сексуальной силы. К нему обращались с просьбой: "Да размножимся мы, о Рудра, через детей".
По другим источникам образ Рудры появился из неарийских культов Индии и при первых упоминаниях в Ригведе занимал малозаметное место. Позднее становится более известен под именем Шива. Иногда ведического Рудру понимают как гневный образ Шивы.
От Рудры произошли на свет рудры — ужасные, похожие на змей исчадия, которые всюду следовали за отцом и бросались на всех, кого видели.
Второе поколение, произошедшее от Рудры, было не таким ужасным. Это были маруты, божества бури. Маруты произошли от связи Рудры с Землёй. При этом Земля приняла облик пятнистой коровы, а Рудра — быка. Сыновья Рудры стали армией и всюду сопровождали его в его славных подвигах и битвах с асурами и ужасными чудовищами.
Узнать больше (ссылка на внешнюю энциклопедию)