↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к фанфику: Арабская ночь


4 декабря в 03:40 к фанфику Арабская ночь
Приключение Жасмин и Аладдина началось с романтического флера первого впечатления. Жасмин - птица в золотой клетке, не знающая мир и живущая мечтами. Аладдин точно так же живет мечтами - а еще он позволяет себе подойти близко к ней, королевскому сокровищу, которому так не хватало внимания и тепла. Аладдин - из мира, который ей неведом. И Аладдин свободен.
Я сейчас вспоминаю сцену их знакомства в мультфильме, и она очень похожа на ту, что у вас. Аладдин позволяет себе больше, чем надо бы, солнечно улыбается и мечтает о принцессах и сокровищах.
Чего не хватает? Лишь романтического флера первого впечатления. Жасмин - птица, не чувствующая клетки. Собственно, именно из-за ощущения, что клетки нет, клетка особенно крепкая. Да и вырываться не хочется. Жасмин достаточно внимания и тепла, мужского восхищения. Жасмин знает, как устроен мир, и живет не одними грезами - она мыслит практично. И обращает внимание на практичное. На запах немытого тела, на нарушение всех правил приличия, на безалаберность, безответственность и нежелание работать, чтобы воплотить свои мечты. Пустой мечтатель, ленивый и ничтожный.
Но Аладдин - ребенок с улицы. У него нет воспитания, нет манер. У него нет образования. Никто не рассказывал ему, кто сколько зарабатывает и куда эти деньги уходят. Он не знает ничего, кроме улиц города, кроме мест, где можно спрятаться и где можно найти еду.
Пустой мечтатель? Но позвольте: а откуда босяк, хорошо устроившийся на своих улицах и умело зарабатывающий на жизнь воровством, должен взять желание гнуть спину на каменоломне? А ни в какое другое место, кроме каменоломни, он не попадет. Откуда он должен взять понимание, что воровство - это не заработок и вообще плохо? Откуда у него, ничего в жизни не видевшего, должна взяться - надежда, что если вот он сейчас начнет долго и усердно работать, это вообще его хоть к чему-нибудь хорошему приведет? Мало открыть для босяков школу/работу - надо еще объяснить им, зачем она нужна. Аладдин кромешно, беспросветно серый и неграмотный. А Жасмин в этот раз - грамотная, и серость не может ее очаровать.
Только вот Аладдин славен добрым сердцем. А понять, есть оно у него или нет, в первое знакомство нельзя.
Но... у Аладдина был один шанс - одно первое впечатление. И Джафар вырастил Жасмин так, что у Аладдина не было ни единой возможности себя проявить.
Понимает ли это Жасмин? Жасмин, которая была в Аладдина влюблена и должна была бы его доброе сердце помнить? Нет, потому что Жасмин смотрит на Аладдина сейчас настолько по-другому, что воспринимает его совсем другим человеком, незнакомцем. Ведь Жасмин знает, как правильно. Она знает, как зарабатывать деньги и взбираться наверх. Как исполнять мечты. И это должны знать все. Джафар открывает школы, проявляет милосердие и благородство, а жалкие босяки туда не идут и вообще ленятся.
У Жасмин такая картина мира создается потому, что она о жизни уже что-то знает - а до этого не знала ничего. Является ли такая картина мира объективной? Нет. Потому что Жасмин только учится. Жасмин не владеет информацией - никакой, кроме той, которую ей дали. Никакой, кроме прочитанных книг, разобранных счетов и полученных объяснений.
Эффективнее всего человеку что-то внушить получается тогда, когда ты пользуешься и незнанием, и знанием. Дать не всю информацию - иногда полезнее, чем не дать никакой.
— Я не мог рисковать… своим тщательно взращённым цветком пустыни и отпускать её в дальнее плавание, — струится позади до мурашек в затылке знакомый голос. — Слишком много сил и времени вложено.
О, она узнаёт эту скучающую интонацию главного казначея Аграбы. Это идёт ему больше, чем смиренный образ брошенного любовника.
Джафар не удивлен тем, что Жасмин не сдает его отцу. Потому что все это - вплоть до смиренного образа брошенного любовника - идеально сработавший план. Пожалуй, единственное, чего Джафар не знал наверняка, - это сработает ли он и правда без сучка и задоринки. Всегда есть место случайности.
И что занимательнее всего - что Жасмин понимает, что смиренный образ брошенного любовника - очередная маска.
Жасмин понимает, что Джафар - манипулятор и темная лошадка.
Но...
А визирь с дурным нравом и ужасным властолюбием получить принцессу. Она сама своим желанием выпустила этого джинна на свободу. И теперь должна обуздывать его тёмные порывы не хуже оков на запястьях. Почему-то от этой мысли совершенно не страшно — азартно до щекотки.
Жасмин верит в себя и верит, что может с ним справиться. Она наконец-то достаточно много знает, достаточно смела, чтобы поддерживать его игры и повышать ставки, отплачивать ему той же монетой:
— Только верни мне тигра. И проценты в виде тигрёнка!
Деловые люди, да. Все продается и покупается - власть, доверие... Уж Джафар-то знает в этом толк.
Нет, Жасмин не думает, что он изменится. Но она думает, что у нее есть над ним власть и что она сможет его сдержать. И это... почти так же наивно. Сможет - пока он позволит. А он даже не даст ей понять, что ее власть над ним ограничена и определяется им же самим. Пусть живет в сказке, где она наконец стала смелой и ее голос слышат.
Любит ли Джафар Жасмин? О, в этом я не сомневаюсь. Как может Пигмалион не любить свою Галатею? Джафар любит Жасмин - как создатель любит свое творение. Как властолюбец - любит живое воплощение власти, если оно ему покорно. Как мужчина любит женщину - плотской любовью. Жасмин ведь... юная, страстная и красивая. И у нее живой ум. Она привлекает и развлекает.
Любит ли он ее "светлой и чистой"? Боюсь, что нет. Хотя он даже может думать, что да. Жасмин для него - воплощение слишком многих стремлений, чтобы было просто отделить его чувства к этим стремлениям от чувств к ней.
Может быть - даже наверняка - он искренен - в своей горечи, когда путает поцелуи. В своем нежелании произносить имя Аладдина. В своих улыбках. Только вот все это - тоже часть плана. Заодно - удобно складывается.
Знаете, когда я начинала читать "Тысяча и одну ночь", я была поражена. Я не знаю, чего я ожидала, но, наверное, чего-нибудь про покорных женщин и властных мужчин. Мусульманский менталитет, все дела. А в сказках меня вдруг встретили властные мужчины и... такие же властные женщины. Нескромные, развратные, знающие, что прекрасны, и умеющие этим пользоваться, жестокие, как тигрицы... и я никак не могла себе объяснить, почему я все равно вижу в сказках мужчин-собственников, которые даже такими женщинами умудряются владеть.
А прочитав вашу историю - поняла.
Разделяй и властвуй. Жасмин будет правительницей Аграбы, а он будет править ей. Но уважительно, незаметно - вкладывая свои решения в ее уста и смиренно перед ней склоняясь. Она будет верить, что власть - она. Он - знать, что он.
Прекрасная сказка у вас получилась, дорогой автор. Затягивающая, пряно-душная, как тяжелый от благовоний воздух. Зыбкая и темная, как арабская ночь. Волшебная, как полет на ковре-самолете, и приятно-несчастливая - как кошмар, кажущийся мечтой.
Мечта победившего злодея. И ведь всем в этом новом неволшебном мире хорошо - и вору, который никогда не узнает, как живут во дворцах, да ему и не надо: у него есть мечты и толстосумы-растяпы. И принцессе, верящей, что она чего-то стоит. И ему, получившему все, что желал.
Идеальное попадание в дух арабских сказок.
Спасибо!
Блошка:
— ДобРой ночи, Джафар! — быстро прощается она.
И еще "с Днем рождения" пишется с заглавной буквы.


ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть