29 декабря 2024 к ориджиналу Танец ворона и совы
|
|
Отзыв к главе 33.
Знаете, что меня приятно удивляет в Вашем тексте? Невероятное достоинство и человечность всех персонажей. Даже вроде бы пропащих, конченых - и в них есть искра света, которая может разгореться в пламя костра, согреть других. В этой главе мы наблюдаем явно одного из антагонистов. Это уже не мальчишка, у которого нет особенного выбора (как у Демьяна), но который выбор все же делает. Это взрослый человек, причем политик, то есть он не просто придерживается каких-либо взглядов - он влияет на других, распространяя эти взгляды. И все же он оказывается способен хотя бы отчасти одуматься, вырасти над собой. И даже противостоять тем, кто раньше был его соратниками, пусть и понимает, каков окажется исход. Такое чувство, что настоящий враг, гнусный и жестокий, и подлый в своей жестокости, все время остается "за кадром", но пожалуй, это и хорошо. Изображений полных чудовищ или же мелкого бытового зла хватает. А Ваш текст дарит надежду, что хороших людей все же больше, и даже дурной человек может измениться. И что удивительно, эти люди тянутся, ка к теплому огоньку, к Соне. А может, в это как раз ничего удивительного нет. Ведь она действительно теплый огонек, добрая душа, стремящаяся сохранить любую жизнь, даже жизнь каждого врага. Как ни банально, увидеть человека в каждом. Задумалась, кстати, над символизмом названия главы (снова крайне интересный экскурс в культуру других народов). В поэме - сразу говорю, сужу только по краткому содержанию - смирение ведь проявляет не овечка, предупреждающая пастуха, а именно сам пастух. Парадоксально, но на его месте оказывается демоническая фигура с таким неподходящим именем). Соня же "отыгрывает" Миорицу напрямую: предупреждая об опасности. Именно она далека от спокойного принятия судьбы - но не своей, а чужой. Святослав же (как и пастух) принимает именно свою судьбу, в чем, несомненно, волен. 1 |