↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к фанфику: Свет в окне напротив


12 ноября 2015 к фанфику Свет в окне напротив
Magla, все, узкоспециализированная тема расстройств эмотики у Дамблдора и Тома Риддла уже закончилась, я снова с вами. :)

Спасибо за статью - я ее читала, но выводы, ИМХО, все равно любопытные. Только автор, по-моему, забывает о некоторых немаловажных моментах.

Например, что фанфикшен как явление - дитя эпохи авторского права. А это само по себе очень позднее понятие, сама по себе идея "я автор, только я имею право извлекать из этого деньги" - продукт Нового времени. Британии и США как самых экономически развитых стран, там первые законы на эту тему появились уже в конце XVIII века, если мне не изменяет память. В остальных оно возникло только в XIX, а то и в XX веке. По сравнению с другими отраслями права, большинство из которых восходит еще к римской эпохе (а то и раньше, как, скажем, уголовное право), - это очень, очень поздно. Оно и понятно, если вспомнить экономику: общество только с недавних пор может позволить себе кормить за "чистое искусство" любого, независимо от того, какую социальную ступень этот "любой" занимает. До того любые "культурные проявления" проходили по разряду "наскальной живописи" - того, чем человек занимался "между делом". В подтверждение см. время появления первых профессиональных литераторов и социальный слой, из которого они происходили. Поэтому до того никому и в голову не приходило "запретить другому автору брать героев на поиграться" (см., скажем, ту же историю появления "Спящей красавицы" и "Красавицы и чудовища"). Да и после, когда "идеологическая база" уже сложилась, вполне встречалось то, что по нынешним временам сочли бы плагиатом. Взять хоть Некрасова, который утащил в "Кому на Руси жить хорошо" большие куски из причитаний Федосовой (а вы думали, Некрасов сам придумал "скормил свиньям Демидушку придурковатый дед"?!)

И отсюда второй пункт: сильная "идеологизированность" школьного образования. Все-таки из школьного курса литературы в советское время довольно тщательно вымарывали авторов "идеологически невыдержанных развлекалок". Помню, когда я тыкалась по разным именам в русской литературе 19 века, то поразилась общей атмосфере "литературного междусобойчика", и как мало об этом говорилось в школе... А ведь там масса всего и всех - начиная от Марлинского и Сенковского и заканчивая Одоевским и... черт, фамилия вылетела из головы. Вертится на языке, а вспомнить не могу. Может, кто-нибудь поможет? Автор "первого славянского фэнтези" - приключалочек со сказочно-славянским уклоном. А, ладно, неважно... Кстати, про Марлинского и Сенковского говорили, что один редактировал другому тексты на польском, а тот, в свою очередь, правил его тексты на русском... трогательный пример "взаимного бетинга". :)

В общем, я это к тому говорю, что, похоже, на самом деле тесная связь читателей-сописателей с самими писателями существовала гораздо активнее, чем может показаться из школьного курса литературы. Просто сейчас она стала анонимной и выплеснулась в интернет, где ее относительно просто заметить "непосвященным".


ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть