↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!

Мифология Океании

По мифологической системе народов Полинезии, Микронезии и Меланезии

Мифология Океании

По мифологической системе народов Полинезии, Микронезии и Меланезии

Канон


Полинезийская мифология — совокупность религиозных и мифологических представлений народов Полинезии, которые характеризуются рядом общих черт, общими героями и т.п. В отличие от близких ей меланезийской и микронезийской мифологии, полинезийская мифология связана с устоявшимся пантеоном. Почти все полинезийские культуры главой пантеона признают бога Тангароа. Повелителем водной стихии выступает Ика-Тере (внук Тангароа через Пунги). Покровителем растений у полинезийцев является Ронго (брат Тангароа), покровителем птиц — Тане-Махута, покровителем вулканов — Пеле, покровителем грома — Тавхири, покровителем войны — Ту. Некоторые боги, например, брат Тане Рехуа, могут существовать в виде звезд.

Полинезийские боги дублируют друг друга в совершении таких действий, как отделение неба от земли, а также создание самой земли, людей, культуры. Преимущественно творец (демиург) — это бог морской стихии.

В подземном царстве мертвых царствует хозяйка смерти Хине-нуи-те-по. Но души вождей и героев, по представлениям западных полинезийцев, отправляются в страну Булоту, а соответственно представлениям, которые властвуют в других частях Полинезии, возвращаются на острова.

Мауи — культурный герой, который учит людей различным ремеслам, приносит людям огонь (взяв его у своей бабушки Махуики), уничтожает чудовищ, изобретает разнообразные орудия и оружие, принимает участие в создании кокосовых орехов и собак. Мауи вступает в постоянные конфликты и соревнования с богами, пытаясь отнять у них часть сил и привилегий в пользу людей, а также показать собственное преимущество над ними. Подобно богам, Мауи наделен особой силой (мана). Он гибнет при попытке уничтожить богиню смерти и тем самым подарить людям бессмертие. В центральной Полинезии есть верование о Мауи как о благородном полубоге, действующем вместе с богами.

Низшая мифология представлена аиту — привидениями и душами умерших, которые могут быть либо вредоносными, либо благожелательными (для своих потомков).

 

Меланезийская мифология — это комплекс мифологических представлений меланезийцев — жителей архипелагов и островов Меланезии, а также отдельных районов Новой Гвинеи. Характер и уровень развития мифологических представлений и мифологического фольклора у меланезийцев определяется такими факторами, как значительная этническая и языковая разобщённость и сохранение (до прихода европейцев) общинно-родового строя, пережившего в разных районах различные стадии развития. На верованиях также оставили свой отпечаток контакты меланезийцев с соседними этносами, в первую очередь — папуасами и жителями островов Полинезии.

Значительное место в верованиях занимают мифы о сотворении мира, которые обнаруживают довольно слабую связь с аграрными культами и ритуалами и имеют определенную тенденцию, с одной стороны, к преобразованию в волшебные сказки, с другого — к развитию героических мотивов. Наиболее архаические версии мифов, в которых демиургами выступают могущественные одинокие существа — духи-змеи (или антропоморфные духи, способны перевоплощаться в змей): То Лагулагу (гуантуна), Агунуа (Сан-Кристобаль), Нденгеи (Фиджи), Вонайо (остров Расселл), Кват и Кахаусибваре (Соломоновы острова), хтоническое существо Виндоне (Новая Каледония) — старуха, с которой связывают добывание огня, пресной воды и появление смерти. Агунуа — главный дух (фигона), воплощенный в огромной змее; в отличие от большинства местных фигон, которые предстают в виде женщин, он предстаёт в образе мужчины. Агунуа создал море, землю, животных, гром и молнию, дождь. С ним связаны ритуалы и церемонии, в том числе жертвование ему первых плодов, и песни магического характера.

Однако главенствующими в верованиях являются мифы о культурных героях, братьях-близнецах или о ряде братьев, которые выступают как «первосоздатели» — творцы всей материи, явлений природы, животного и растительного мира, заселённых островов. Им также часто приписывают создание людей (они вырезают человеческие фигурки из дерева, лепят из земли, создают из кокосового ореха, чертят их изображения на песке и т. п.), а также всех элементов социума.

 

Микронезийская мифология — комплекс мифологических представлений микронезийцев — коренного населения Каролинских, Маршалловых, Марианских островов, островов Гилберта, Науру, Ошен (Банаба), а также острова Нуи в группе островов Тувалу. С полинезийской мифологией её связывает определенная генетическая близость. С микронезийскими мифами нередко совпадают мифы населения островов Нукуро и Капингамаранги (полинезийские «анклавы» в Микронезии). В то же время в восточной Микронезии известно собственные полинезийские мифологические системы.

Для микронезийской мифологии характерно разнообразие мифов о сотворении. Первоначальный хаос представлен пустотой (её населяет нетварное божество, например, Пунтан у чаморро), морем и скалой, двухстворчатой раковиной моллюска. Элементы окружающего мира создаются магией слова божества (Лоуа на Маршалловых островах), работой демиурга (Солал, Лук, Логеиланг, Нареау «старший», Большой паук, Лоуа, Анулап, Алууей, черепаха Табакеа на острове Нуи), возникают из частей тела божества (Пунтан у чаморро). Море возникает из пота божества, угря, червя. Стихийные бедствия, бури, приливы считаются результатом общей работы богов неба и подводного мира. Суша образовывается разными способами: в море бросают песок, землю, пепел, плоды пандануса или кокоса, цветы, корзины. Боги вылавливают острова из моря крючком или неводом (Тмелогод на острове Палау; Мотикитик, идентифицированный как полинезийский Мауи; Нареау, чье второе имя — Тикитики отображает полинезийское заимствование; Матуаранг на ряде островов Гилберта). В сушу превращаются птицы, которые садятся на морские волны.

Пантеон богов недостаточно развит, он имеет многочисленные параллели с мифами других народов Океании. Значительно большую роль, чем собственно боги, играют в мифологии полубоги, духи, герои.


Книги

Мифы и легенды страны Маори (Myths and legends of Maori; 1960)

Автор: А. В. Рид

 

Кто из советских людей не читал или хотя бы не слышал об отважном норвежском ученом Туре Хейердале, который на плоту "Кон-Тики" пересек Тихий океан, проплыв от берегов Перу к островам Полинезии, чтобы доказать возможность заселения в прошлом тихоокеанских островов с востока из Южной Азии. Мифы и легенды, представленные в этой книге, отобраны из сборника, изданного новозеландским собирателей фольклора А.В.Ридом.

История народа, создавшего собранные в этой книге мифы и легенды, чуть было не оборвалась в прошлом веке, когда англичане объявили Новую Зеландию своей колонией. Начались длившиеся не одно десятилетие англо-маорийские войны, которые привели к истреблению большей части маори. И всё же маори как народ не погибли; не погибли именно потому, что упорное сопротивление и героизм маори вынудили колонизаторов к целому ряду уступок. Сыновья оказались достойными своих дедов и отцов. В настоящее время маори по законодательству пользуются равными правами с англо-новозеландцами, хотя в скрытой форме дискриминация ещё существует. Начиная с первых лет XX века, численность маори медленно, но неуклонно растет и сейчас достигла 150 тысяч человек. Маори не сливаются с англо-новозеландцами. Вместе с ростом численности крепнет и национальное самосознание маори, стремление сохранить и развивать дальше свою самобытную культуру. Народ, который сумел победить океан, а затем отстоять свою свободу в борьбе с колонизаторами, имеет все основания верить в лучшее будущее.

Сказки и легенды маори (Tales and legends of the Maori; 1981)

Автор: Кондратов Александр Михайлович

 

В сборник вошли мифы, сказки и легенды маори — коренных жителей Новой Зеландии, повествующие об их нравах, обычаях, верованиях, о богах и героях.

Тексты приведены из книг известного новозеландского писателя-фольклориста А. Рида, собирателя и популяризатора народного творчества маори.

Мифы, предания и сказки Западной Полинезии (Myths, legends and fairy tales of Western Polynesia; 1986)

Автор: неизвестен

 

Широкая публикация повествовательного фольклора автохтонного населения Западной Полинезии. Сопровождается предисловием и примечаниями. Рассчитана на взрослого читателя.

ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть