↓
 ↑
Регистрация
Имя:

Пароль:

 
Войти при помощи

Миры Айзека Азимова

По произведениям Айзека Азимова и их экранизациям

Миры Айзека Азимова

По произведениям Айзека Азимова и их экранизациям

Описание

Айзек Азимов — американский писатель-фантаст, популяризатор науки, биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и химии до истории и мифологии). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла. Некоторые термины из его произведений — robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория) — прочно вошли в английский и другие языки.

Из его произведений наиболее известны циклы "Основание", о Элайдже Бейли и Р. Дэниэле Оливо, о Лаки Старре, о Транторианской империи, рассказы о роботах.

Сборник рассказов «Я, Робот» принёсшем Азимову всемирную известность, в нем он рассеивает широко распространённые опасения, связанные с созданием искусственных разумных существ. До Азимова в большинстве историй о роботах они бунтовали или убивали своих создателей. Роботы Азимова — не механические злодеи, замышляющие уничтожить человеческий род, а помощники людей, нередко разумнее и человечнее, чем их хозяева. С начала 1940-х годов роботы в фантастике подчиняются Трём законам робототехники, хотя по традиции ни один фантаст, кроме Азимова, не цитирует эти законы явно.


Циклы книг

Основание (Foundation; 1942–1993)

Цикл из семи научно-фантастических романов Айзека Азимова, классика научной фантастики. Первоначально он состоял из трёх книг, позже были написаны ещё четыре, из них две предваряют хронологию описываемого мира. Цикл повествует о распаде великой галактической империи и её возрождении с помощью «плана Селдона».

В 1966 году трилогия удостоилась специальной премии «Хьюго» за «лучший фантастический сериал всех времён» (Best All-Time Series). Серия была включена читателями журнала «Локус» в десятку лучших научно-фантастических романов всех времён.

В поздних романах Азимов связал мир Основания с другими своими циклами произведений об Империи Трантора и о позитронных роботах.

Прелюдия к Основанию (Prelude to Foundation; 1988)

Молодой математик Гэри Сэлдон прибывает на Трантор — столицу Галактической Империи, чтобы выступить на Математическом Конгрессе с докладом о теоретической разработке Психоистории — науке, способной, основываясь на математических законах, с высокой долей вероятности предсказывать возможные пути развития событий. Предсказывать будущее.

Сразу же после выступления на Конгрессе на Сэлдона начинается охота власть имущих, которые хотят использовать его открытие в своих личных целях...

На пути к Основанию (Forward the Foundation; 1993)

Для потомков жизнь Гэри Сэлдона полна загадок и белых пятен. Например, мало кто знает, что только с его участием был предотвращен правительственный кризис при Клеоне I, когда молодая, но быстро набирающая обороты партия джоранумитов открыла обществу истинное происхождение премьер-министра Демезьена...

Основание (Foundation; 1951)

Ученый Гэри Селдон математически доказывает, что Тренторианская Империя, заполняющая собой всю Галактику, через несколько десятков лет перестанет существовать. В сердце самого могущественного государства за всю историю существования человека уже давно разрослись бюрократия и коррупция, из-за которых столица становится с каждым годом все более неповоротливой.

Гэри Селдон пришел к выводу, что после распада Империи в Галактике настанет период варварства: люди утратят важнейшие производственные технологии и ядерную энергию. В случае, если не собрать все знания в одном-единственном месте, в Академии, то темные века продлятся тридцать тысячелетий.

Основание и Империя (Foundation and Empire; 1952)

Империя, затухающая, но все еще великая и могучая, не сдается. Последний имперский генерал, командующий пограничным флотом, выходит на след Основания и видит в нем реальную угрозу для Трантора. Он решает дать финальный бой отщепенцам-ученым...

Второе Основание (Second Foundation; 1953)

Никто не подозревал, что Основанию может угрожать всего один человек. Но именно так и получается — завоеватель Мул, появившийся с Периферии, захватывает Терминус без единого выстрела. Спасти Основание и План Селдона, возможно, может только загадочное Второе Основание, находящееся на другом конце Галактике. Там, где кончаются звезды...

Край Основания (Foundation's Edge; 1982)

Советник Голан Тревис отправляется на поиски Второго Основания — мира психоистории и ментальных наук, ибо уверен, что развитием Терминуса незримо управляют оттуда. Но и во Втором Основании один их Ораторов уверен, что ими самими управляют...

Основание и Земля (Foundation and Earth; 1986)

В этом романе-продолжении «Академии на Краю Гибели» мы снова можем наблюдать поиски Старой Земли Голоном Тревизом и его командой. Эти поиски заведут их к самым первым колониям землян, к затерянным Внешним Мирам и даже к самой Солнечной системе... Только там их поджидает что-то более таинственное и древнее, чем сверхразум Геи и Второй Академии...

Транторианская империя (Trantorian Empire; 1950-1952)

Три романа о разных моментах становления Галактической Транторской Империи: зарождение, рост и время полного управления всей Галактикой.

Первоначально романы не планировались как серия — это можно заметить обратив внимание что последний роман, в котором Империя Трантора уже доминирует в Галактике, написан раньше всех.

Космические течения (The Currents of Space; 1952)

У планеты Сарк, где проживали сквайры, в подчинении имеется планета Флориния. В этом отдаленном мире выращивали кырт — особенная разновидность хлопка, росшего лишь на этой планете. Рабочими, выращивающими кырт, руководили Резиденты — флориане, обучавшиеся на Сарке.

Однажды космоисследователь с древнейшей планеты Земля, занимавшийся проблемой космических течений, обнаружил что Флоринии грозит опасность! Он попытался рассказать об этом руководству планеты, но сам загадочно исчезает. И почти сразу после этого на Флоринии в захудалом поселке, появился странный человек, который ничего не помнил...

Звезды как пыль (The Stars, Like Dust; 1951)

Сын влиятельного планетарного правителя лорда Ранчера Вайдемоса Байрон Фаррил заканчивает обучение в местном университете на планете Земля. Его посещает Сандер Джонти, рассказывающий об убийстве его отца тиранитами и возможной угрозе самому Фариллу, советуя направиться на Родию. Хотя этот мир и покорён тиранитами, но одновременно является самым сильным из контролируемых ими. Там Байрон знакомится со слухами о планете, где тайно готовится восстание против тиранитов.

Галька в небе (Pebble in the Sky; 1950)

Житель Чикаго Джозеф Шварц неожиданно попадает из ХХ века в будущее. Спустя многие столетия Земля оказалась на положении глубокой провинции, стала лишь маленькой частью Галактической Империи. Но земляне не смирились со своим положением второстепенной планеты, постоянно борясь со столицей Империи Трантором. Неожиданно для себя Джозеф Шварц оказывается в центре заговора землян против Империи...

Элайдж Бейли и Р.Дэниел Оливо (Elijah Baley and R. Daneel Olivaw; 1953-1985)

Человечество разделилось на две части — долгожителей-индивидуалистов из бывших космических колоний и жителей Земли, запертых в гигантских коллективистских городах. В одном из таких трудится талантливый детектив Элайдж Бейли. Его жизнь пришлась на тяжёлый период — противоречия между нашей планетой и Внешними мирами вот-вот достигнут апогея. Волею судеб на плечи Бейли и его напарника-робота ложится ответственность не только за межзвёздные отношения, но и за всё будущее цивилизации.

Стальные пещеры (The Caves of Steel; 1953)

Совершено убийство представителя другой планеты, космонита, который находился на Земле в составе мирной делегации. Дело может обернуться грандиозным межпланетным скандалом, а это для страдающей от перенаселения своих городов-муравейников и совсем беззащитной перед своими бывшими внеземными колониями Земли будет очень некстати.

Межпланетный скандал обязан предотвратить нью-йоркский детектив класса С-5 Элайдж Бейли, именно ему поручено расследование убийства космонита. Но у представительства космонитов есть и другие цели, кроме расследование убийства, и напарником к Элайджу направляется странный космонит с именем Р. Дэниел Оливо. Элайдж Бейли не сразу догадался, что в имени напарника «Р» — означает робот...

Обнажённое солнце (The Naked Sun; 1956)

Детектива Элайджа Бейли, мастерство которого в предыдущем расследовании было замечено и у космонитов, приглашают посетить один из Внешних Миров — Солярию, с просьбой помочь в расследовании убийства. Солярия — странный мир, в котором общение людей лично, а не через голографический телеконтакт, является табу. С таких подходом и убийство, которое потребовало личного присутствия, кажется невозможным, но тем не менее оно произошло...

Зеркальное отражение (Mirror Image; 1972)

Рассказ о том, как Р. Дэниэл Оливо, в прошлом напарник детектива Элайджа Бейли, обратился к последнему с просьбой: помочь распутать одно запутанное дельце. Два выдающихся математика оспаривают авторство одной гениальной теории. Каждый утверждает, что прав он, а другой — наглый лжец. Элайдж принимает решение допросить роботов-слуг, которые были свидетелями данного происшествия...

Роботы зари (The Robots of Dawn; 1983)

На Авроре, центральном мире космонитов, произошло «роботоубийство». Кто-то намеренно уничтожил мозг человекоподобного робота. Как считает доктор Фастольф, на то, чтобы такое сделать, на всей планете хватит знаний только у него самого. Но он это не делал. Фастольф — лидер политического движения помощи землянам, и правительству Земли очень не выгодно лишаться его поддержки и оно посылает проверенного уже человека. Бейли должен любой ценой распутать это деликатное дело...

Роботы и Империя (Robots and Empire; 1985)

В романе Айзека Азимова «Роботы и Империя» действие происходит спустя два столетия после событий «Роботов Зари».

Волна экспансии с Земли на другие планеты набирает силы, и появляются конфликты между космонитами (жителями Внешних Миров) и поселенцами (потомками землян). Глэдия, женщина-космонитка, которую с Элайджем Бейли связывала искренняя любовь, до сих пор еще жива — ведь космониты живут три-четыре столетия. Жив и ее враг — доктор Амадейро, который после смерти доктора Хена Фастольфа вновь вознамерился отомстить Земле, заселившей уже немало планет...

Лаки Старр (Lucky Starr; 1952-1958)

Дэвид Старр, отец которого был лучшим в Совете Науки, закончил академию и, благодаря своим способностям, стал самым молодым членом Совета за всю его историю. Высокий, крепкий, со стальными нервами, развитыми мышцами атлета и светлым умом первоклассного ученого, он расследует самые сложные случаи вместе со своим другом Верзилой.

Дэвид Старр, космический рейнджер (David Starr, Space Ranger; 1952)

В первой части цикла его герой, совсем еще юный, но очень одаренный, Дэвид Старр, едва получив образование, становится самым молодым членом Научного Совета — галактической организации с огромными полномочиями — и сразу же отправляется на свое первое задание. Дело в том, что Земля уже не в состоянии прокормиться собственными средствами и зависима от продовольствия ее колоний, львиную долю которых поставляет Марс, но таинственная череда смертей, вызванных употреблением марсианских продуктов, ставит под угрозу продовольственную безопасность планеты. Дэвиду предстоит в кратчайшие сроки распутать этот заговор, пока на Земле не началась паника. И именно на Марсе герою впервые придется примерить на себе это гордое звание — Космический Рейнджер!

Лаки Старр и пираты астероидов (Lucky Starr and the Pirates of the Asteroids; 1953)

Не успев толком почить на лаврах после своего первого задания Дэвид, главный герой цикла, самостоятельно разрабатывает и начинает осуществлять хитроумный и опасный план, как покончить с пиратством, которое плотно обосновалось в поясе астероидов перед орбитой Юпитера, ведь еще его родители погибли от их рук. Верный спутник и друг Старра — Верзила — в меру возможностей помогает герою в осуществлении задуманного. И, как водится, не смотря на успешное начало, далее все начинает идти вкривь и вкось, ведь как оказалось, в самом явлении пиратства Совет Науки видел лишь верхушку айсберга...

Лаки Старр и океаны Венеры (Lucky Starr and the Oceans of Venus; 1954)

Новое задание Лаки предстояло выполнять вместе с Верзилой на полностью покрытой океаном Венере, где член Совета Лу Эванс, друг Лаки, обвинялся в получении взяток.

Лаки Старр и большое солнце Меркурия (Lucky Starr and the Big Sun of Mercury; 1956)

Лаки Старра и его товарища Верзилу посылают с заданием на Меркурий с целью выявления причин саботажа на научной станции.

Лаки Старр и луны Юпитера (Lucky Starr and the Moons of Jupiter; 1957)

Действие романа Айзека Азимова «Лаки Старр и луны Юпитера» происходит на одном из спутников Юпитера — Адрастее. Новое задание Лаки Старра и Верзилы касалось проекта «Антигравитация», самого засекреченного исследования Совета Науки по постройке первого антигравитационного корабля.

Лаки Старр и кольца Сатурна (Lucky Starr and the Rings of Saturn; 1958)

По закону, принятому очень давно, любое тело, вращающееся вокруг звезды, принадлежало именно этой звездной системе. Но Сириус решил захватить систему планеты Сатурн в Солнечной системе, основав на Титане базу. Именно с этой проблемой предстоит разобраться Лаки Старру.


Книги

Я, робот (I, Robot; 1950)

Каждая история, вошедшая в сборник, была как бы рассказана во время интервью робопсихолога Сьюзен Кэлвин, в течение полувека занимавшейся вопросами взаимодействия людей и роботов на основании Трех законов роботехники. И выстроены эти рассказы таким образом, чтобы показать развитие и рост важности роботехники для человечества, от появления первых, еще примитивных роботов до того, как они стали играть фактически определяющую роль в существовании человечества в целом. Большая часть произведений связана с разнообразными коллизиями, возникающими из-за противоречий между законами роботехники — именно разрешением подобных ситуаций и занимаются робопсихологи.

Содержание сборника: Предисловие (Introduction, 1950), Робби (Robbie, 1940), Хоровод (Runaround, 1942), Логика (Reason, 1941), Как поймать кролика (Catch That Rabbit, 1944), Лжец! (Liar!, 1941), Как потерялся робот (Little Lost Robot, 1947), Выход из положения (Escape!, 1945), Улики (Evidence, 1946), Разрешимое противоречие (The Evitable Conflict, 1950).

Конец вечности (The End of Eternity; 1955)

«Вечность» — организация, возникшая в 27 столетии как структура для межвременной торговли, а потом переросшая в инструмент управления целыми эпохами... Миллионы веков с миллиардами человеческих душ, которые могут исчезнуть в мгновение ока по воле Вечных. Так бы и продолжалось дальше, если бы с Техником по имени Эндрю Харлан не стали происходить довольно странные вещи...

Сами боги (The Gods Themselves; 1972)

Фридрих Шиллер — «Против глупости сами Боги бессильны». Две Вселенных. Два мира, угасающий — и полный сил. Величайшее открытие в истории человечества дарит людям неисчерпаемый источник дешевой энергии. И надежду на спасение умирающему миру. Голоса, предупреждающие об опасности — мстительность и людская зависть? Гениальные умы, но всего лишь люди. Невероятный мир удивительных, непохожих на нас, существ. Уникальная фантазия Айзека Азимова, Гроссмейстера научной фантастики.

Двухсотлетний человек (The Bicentennial Man; 1976)

Семья Мартинов, приобретшая робота Эндрю, вскоре обнаруживает у него выдающиеся способности к творчеству. Через некоторое время Эндрю начинает продавать свои работы, деля прибыль между собой и семьей Мартинов. У него появляется счет в банке, он сам себя обеспечивает, но этого мало... Эндрю хочет быть свободным. И он становится таковым, с каждым днем становясь все больше и больше похожим на человека.

В 1992 году по мотивам повести написан роман «Позитронный человек» — соавторы Роберт Силверберг и Айзек Азимов.

Ловушка для простаков (Sucker Bait; 1954)

Космолет «Три Г.» летел на исследование планеты Троя в системе двойной звезды Лагранж, где погибли все до единого поселенца от неизвестной эпидемии. На борту летящего корабля находились ученые, исследователи, приборы, а также Марк Аннунчио, воспитанник Мнемонической Службы. Ученики этой организации занимались и воспитывались одному — все запоминать. Зачем? Дело в том, что каждый специалист знал лишь свою область знаний, в другой же он был полный профан. Сопоставить факты из разных отраслей такой ученый уже был не в состоянии. Поэтому и понадобился на корабле Марк. В его задачу входило собирать все сведения и сопоставлять их, ведь компьютер не может свободно анализировать любые факты и у него отсутствует такое понятие, как интуиция.

Немезида (Nemesis; 1989)

Речь в книге ведется об еще не изученной звезде, прячущейся за пыльной тучей на полдороги от Солнца до Альфы Центавра. Действие происходит в 2236 году и Земле угрожает гибель. Ученые с околоземной орбиты строят звездолет, способный развивать скорость света. Этот корабль и открывает в системе Немезиды планету Эритро, вполне приспособленной к жизни человека, но пагубно влияющей на его мозг. Лишь дочку главного героя Марлену не затрагивает «эритроническая чума», поскольку, как позднее выяснилось, она с детства владела некими телепатическими способностями. Именно девочка смогла понять тот факт, что действие Эритро на человека несет в себе в конечном итоге благо.


Фильмы

Двухсотлетний человек (Bicentennial Man; 1999)

Страна: США

Режиссёр: Крис Коламбус

 

Начало нового тысячелетия; происходит прорыв в глобальных технологиях. Люди уже не заводят дома собак и кошек: они покупают себе роботов. Вот и семья Мартинов приобретает себе необычный подарок: робота нового поколения NDR-114, а в обычной жизни просто Эндрю.

Купленный как прибор, запрограммированный для выполнения домашней работы, Эндрю вдруг начинает испытывать странные ощущения. Он еще не знает, что это называется чувствами.

Я, робот (I, Robot; 2004)

Страна: США, Германия

Режиссёр: Алекс Пройас

 

Действие фильма происходит в будущем (2035 г.), где роботы являются обычными помощниками человека. Главный герой — полицейский, «не переваривающий» роботов, расследует дело об убийстве, в которое оказывается вовлечен робот.

Речь идет о возможном нарушении «Закона о Роботах» (робот никогда не поднимет руки на человека), что в принципе невозможно. Ситуация близка к катастрофической: если машины могут нарушать этот закон, то уже ничто не остановит их от захвата контроля над людьми, тем более, что человечество уже давно стало полностью зависимо от роботов…

Последняя альтернатива (1978)

Страна: СССР

Режиссёр: Владимир Латышев

 

Детектива Эла Бейли приглашают в один из Внешних миров — Солярию, где произошло загадочное убийство. Солярия отличается изолированностью жителей друг от друга, что делает убийство невероятным. Прибыв на планету, Эл Бейли встречает своего старого знакомого — робота Дана, в паре с которым они приступают к расследованию.

Постепенно, знакомясь с особенностями жизни обитателей Солярии и преодолевая возникшие на пути расследования препятствия, Бэйли удаётся разобраться в сути произошедшего и не только снять подозрения с невиновного и разоблачить истинного преступника, но и сорвать его планы, ставившие под угрозу мирную жизнь жителей Земли и Внешних миров.

Конец Вечности (1987)

Страна: СССР

Режиссёр: Андрей Ермаш

 

По мотивам одноименного романа Айзека Азимова. В ХХVII столетии была открыта «Вечность» — организация, которая изменяла прошлое и будущее на благо цивилизации. Эндрю Харлан считался лучшим техником по изменению времени, но однажды он с ужасом узнает, что в создаваемой им реальности не будет его возлюбленной…

ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть