Автор: Виктор Гюго
Роман «Сбор Парижской Богоматери» — одно из наиболее знаменитых произведений французского классика Виктора Гюго. Опубликованное в 1831 году, оно и по сей день не теряет своей актуальности. Его центральные персонажи — горбун Квазимодо, цыганка Эсмеральда, священник Клод Фролло, капитан Феб де Шатопер — стали настоящими мифами и продолжают тиражироваться современной культурой.
Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с тем его произведение глубоко поэтическое, наполнено горячей патриотичной любовью к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа. Концентрация противоположных черт, обострение страстей создают могущественный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из ярчайших в истории мировой литературы.
Легендарный мюзикл Риккардо Коччианте и Люка Пламондона по сюжету одноимённого романа Виктора Гюго. Чарующие арии, блестящий актёрский состав, миллионы поклонников в Европе, России, а также по всему миру. Язык оригинальной постановки — французский, но у спектакля есть русская, итальянская, испанская, английская, корейская версии. Композиции исполняются в переводе на многие языки мира.
Премьера российской версии мюзикла состоялась в Москве 21 мая 2002 года. Продюсерами постановки выступили Катерина Гечмен-Вальдек, Александр Вайнштейн и Владимир Тартаковский. Автор текста русской версии — поэт, бард, драматург и сценарист Юлий Ким.
Отличия мюзикла от книги
1) В мюзикле почти полностью было опущено происхождение Эсмеральды, она цыганка, осиротевшая в возрасте шести лет и взятая под опеку цыганским бароном и предводителем нищих Клопеном. В романе же Эсмеральда — француженка, похищенная цыганами в младенчестве. В мюзикле отсутствует персонаж затворницы Роландовой башни, оказавшейся матерью Эсмеральды. Также в мюзикле нет козочки Эсмеральды, Джали.
2) Имя Эсмеральды означает «изумруд», создатели экранизаций и постановок стараются отразить это в образе цыганки, одевая её в зелёное платье (по тексту книги она появлялась только в разноцветном и синем платьях) или давая ей зеленые глаза (в книге явно указывается темный карий цвет её глаз). Согласно роману, единственным объяснением своего имени Эсмеральда считает ладанку-амулет из зелёного шелка, украшенную зелёной бусиной. Она упоминает её в беседе с Гренгуаром после их свадьбы.
3) В романе, пытаясь заработать себе на хлеб, Гренгуар начинает выступать на улицах вместе с Эсмеральдой в качестве шута и акробата, навлекая на себя ревность и гнев Фролло.
4) Образ Феба де Шатопера в мюзикле сильно облагорожен и романтизирован по сравнению с романом. В романе Феб заинтересован в браке с Флер-де-Лис из-за хорошего приданого, а Эсмеральде он клянется в любви, желая всего лишь интимной близости с ней.
5) Из мюзикла полностью убран персонаж младшего брата Клода Фролло, Жеана.
6) В романе Эсмеральда до своего ареста никогда не бывала в Соборе и не общалась с Квазимодо. В знак благодарности за поднесенную воду Квазимодо спасает Эсмеральду от виселицы, и только тогда они знакомятся.
7) По книге, Феб назначил Эсмеральде встречу не в кабаре/борделе, а в комнате, снятой в доме старухи-сводницы.
8) Во время штурма Собора, по сюжету книги, Эсмеральде помогают сбежать Гренгуар и неузнанный цыганкой Фролло. Оставшись с ней наедине, Фролло снова признается ей в своих чувствах и требует взаимности, шантажируя казнью. Не добившись её расположения, священник отдает девушку страже и палачу, который её вешает.
9) В книге Гренгуар был абсолютно против праздника шутов, а в мюзикле почти организовал его
США
Режиссёр: Уильям Дитерле.
Экранизация романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", которую признают одной из лучших. Сюжет великого классика, к которому создатели отнеслись весьма вольно, в традициях Голливуда, развивающийся в великолепных декорациях, созданных в павильонах студии "RKO radio pictures inc", и переносящих нас в Париж XV века.
В ролях: Чарльз Лотон
Седрик Хардвик
Томас Митчелл
Морин О’Хара
Эдмонд О’Брайен
Алан Маршал
Уолтер Хэмпден
Гарри Девенпорт
Кэтрин Александр
Джордж Зукко
Сюжет экранизации Уильяма Дитерле очень далёк от сюжета романа Виктора Гюго. Создатели картины центральную тему бессмертного творения Гюго — любовь — отодвинули на задний план и за основу взяли движение народных масс и призывы к свержению аристократии, которая в фильме воплощена в образе короля Людовика XI. Дикие выходки черни, трактуемые Гюго как первобытные нравы средневековья, здесь выглядят как революционное движение угнетенного народа. Очень много сюжетных отличий: смерть Феба де Шатопера от руки Клода, братья Фролло в плане "меняются местами" (Жеан здесь намного старше Клода и является архидьяконом и настоятелем Нотр-Дама, а Клод и вовсе светское лицо), Эсмеральда не погибает и остаётся вместе с Пьером Гренгуаром.
Италия, Франция
Режиссёр: Жан Деланнуа
Экранизация романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Именно в этом фильме сыграла главную роль Джина Лоллобриджида, чьё воплощение образа Эсмеральды считается лучшим. Считается, что Эсмеральда Джины правдивее именно потому, что актриса решилась сыграть цыганку босой, однако в романе Гюго героиня носит башмачки.
Фильм переносит зрителей в средневековый Париж, где происходит все действия. Цыганка Эсмеральда своей красотой сводит с ума мужчин. В неё тайно влюблен Клод Фролло, суровый священник из Собора Парижской богоматери. Воспитанник святого отца, горбун Квазимодо, также очарован смуглой плясуньей. А девушка хранит верность аристократу по имени Феб. Одурманенный ревностью священник ранит его. В преступлении обвиняют Эсмеральду и судьи приговаривают девушку к смерти через повешение. Феб не делает ничего ради её спасения, но на помощь любимой приходит горбун Квазимодо. Концовка фильма частично отличается от романа: Эсмеральда была убита стрелой при штурме собора. Её последние слова: «Жизнь прекрасна» (фр. «C'est beau, la vie»).
В главных ролях:
Джина Лоллобриджида — Эсмеральда
Энтони Куинн — Квазимодо
Жан Дане — Феб де Шатопер
Ален Кюни — Клод Фролло
Робер Ирш — Пьер Гренгуар
Даниэль Дюмон — Флёр-де-Лис
Филипп Клэй — Клопен Труйльфу
Жан Тиссье — король Людовик XI
Цикл мультфильмов по мотивам романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери".
Страна: США
Режиссёры: Гэри Труздейл, Кирк Уайз
Юная цыганка Эсмеральда зарабатывает на жизнь танцами. У нее есть друзья, но недоброжелатели столь могущественны, что Эсмеральда попадает в тюрьму. Звонарь Квазимодо устраивает девушке побег. А потом спасает ее, когда ослепленный ненавистью епископ Фролло пытается сам расправиться с ней.
Страна: Япония, США
Режиссер: Брэдли Рэймонд
Прошло шесть лет с момента первой встречи героев. С тех пор их жизнь коренным образом изменилась: капитан Феб и Эсмеральда поженились и растят сына Зефира, проводящего уйму времени в компании Квазимодо. Горбун в отсутствии Фролло стал самостоятельным звонарём, он всё также живёт в часовне и водит дружбу с живыми гаргульями, хотя и с людьми сумел найти общий язык.