Очень интересный текст. Надо сказать, весьма христианский, точнее, его легко прочитать с христианской точки зрения.
Показать полностью
Недаром в Средние века вера в ведьмовство долго считалась грехом (не ведьмовство, а именно вера в его реальность). При этом реальность дьявола и существование иных слоев бытия признавалось. Во многом запрет на веру в ведьм был техникой безопасности, табличкой "Не влезай -- убьет". Сейчас многие разумные священники тоже придерживаются этого подхода, безопаснее для души считать знахарок и пр. мошенниками. Кризис религиозной самоидентификации привел к тому, что вера в ведьм стала необходимой (на эту тему написана отличная научная книга несколько лет назад, где центральный сюжет, как племянник знаменитого Пико делла Мирандолы, честный аристотелик убеждал себя в реальности ведьмовства). И для христианина ваш текст дает пищу для размышлений. Знахарка хочет добра и вылечивает. При этом она дает вылеченной девушке свободу ("Погуляй"), хотя вряд ли не осознает того, что "погулять" может быть опасно. Логика понятна: вылечилась по-настоящему, значит, безопасно. А если не вылечилась, то что уж тут. Но ведь свобода воли -- центральное понятие и для христианства, между тем практики полной отдачи своей воли другому человеку в нем есть. И текст очень располагает к размышлениям о соотношении добра и блага, свободы и ответственности за других. Насте, очевидно, необходим был психотерапевт в первую очередь (там, конечно, не чистая психосоматика, но, судя по всему, результат депрессии и близкого к суицидальному поведения). И это тот совет, который бы дал нормальный священник и помолился бы, возможно, келейно (семья-то не христиане, как мне кажется), а к знахаркам "не влезай -- убьет". То есть может и не убить, но риск есть. Уж не знаю, в какой перспективе вы текст писали, но воспринять можно и так. Отдельно должна отметить описания "иных пластов реальности и их жителей". Пан (ну или кто он там у вас -- классическая мифология неточна в именах) получился совершенно "панистым". Да и вообще все остальное. Я ловлю какое-то неясное сходство или даже отсылки к текстам границы веков (19/20), но вряд ли они есть на самом деле, поскольку, кажется, они итальянские. Но получилось точно и в европейской культурной традиции (одной из). 1 |