К главе 1.
Показать полностью
Начинается история на мажорной, даже проникнутой легким комизмом ноте: муж тайком от прочих домочадцев кормит беременную жену вредными вкусностями. Сцена очаровательная, и сквозь его ироничный взгляд пробивается настоящая нежность к жене... Но "тревожные звоночки" всю главу нет-нет, да и подадут голос. То забота будущей, как я поняла, бабушки выглядит слишком уж удушающей - ну что такое, почему взрослым людям приходится с едой прятаться по ночам? То "обмен" вкусностей на выполнение требований чересчур настойчиво предлашается для шуточного. И от легкого упоминания трагедии прошлого становится на короткое время не по себе... А потом Вы описываете положение дел четко и, пусть намеками, но неприглядно. И становится понятно, что Харун ведет войну - не только с родней Ярен, но и с ней самой - за нее же. Потому что такая, как есть, она была бы уязвима в любом обществе, а уж в том, где они живут - это смерти подобно. Замечу, что с сеттингом малознакома, тем интереснее мне было узнавать бытовые подробности, ненавязчиво вплетенные в сюжет. В общем, отличное начало, сразу настраивающее на напряженное повествование - при кажущемся флаффе. Ведь эти двое - против всех. 1 |
К главе 2.
Показать полностью
В главе показано вроде бы вполне традиционное столкновение двух точек зрения на свободу: как на вседозволенность и как на управление собственной жизнью - следовательно, ответственность за нее. Ярен придерживается первой из точек зрения, что показывает в ней человека, разумеется, инфантильного, но не совсем виноватого в собственной инфантильности. С детства наблюдая, видимо, что свобода равна произволу, жизни, подчиненной страстям, она к этому и стремится, тем более, нрав диктует ей именно такое поведение. (И так подумаешь: выходит, и ее родичи, не исключая властного дедушку, инфантильны в той же степени). И точку зрения Харуна, предлагающего ей иную свободу - начинающуюся практически с пушкинского "Учитесь властвовать собою" (с) - она поначалу принять не может. Как не может и оценить прелесть независимой материально жизни - ведь такая жизнь требует от нее усилий, а она, видимо, усилия над собой делать вовсе не привыкла. Но по сути, Харун говорит ей еще и о том, что даже в нездоровой среде человек отнюдь не обречен сам становиться больным. Ничто не обрекает человека вести себя жестоко, кроме его собственной воли. У самого же Харуна, видимо, воля и рассудок предельно развиты. Так или иначе усилие воли и самоконтроль наверняка требовались ему, чтобы отнестись настолько милосердно к Ярен, думать не о зле, которое она причинила, а прежде всего о том, чтобы обезопасить ее, оградить от слишком, видимо, жестоких последствий ее же поступков. Он свободен от гнева, от мстительности - но своей ответственности за жизнь одной женщины, с которой так или иначе дал себя связать - не отрицает ни минуты. Его поведение тем удивительнее, что по меркам окружающего мира, вероятно, он вовсе не был обязан вот так по-доброму относиться к женщине, ставшей его врагом. Но он сделал свободный выбор. 1 |
К главе 3.
Показать полностью
"Сделать выбор, в сущности, нетрудно; прожить его — вот испытание" (с). Золотые слова и очень точные. Как покаяние - это не просто сожаление о содеянном, а целый процесс, "перевод жизни на новые рельсы" (с), так и прощение - процесс тоже, требующий постоянной работы над собой, а не разовый акт. А уж прощение, соединенное с помощью падшему начать новую жизнь (да еще при активном сопротивлении самого падшего и ровно всех вокруг) - титанический труд. Тем более, если тот, кто помогает и прощает (а ведь Харун, по сути, деятельно прощает Ярен), сам травмирован телесно и душевно - это вообще подвиг. В этой главе мы видим, как Харуну на самом деле трудно. Загнанный негатив прорывается наружу; боль обмана, страх смерти, злость, в конце концов, к сложной и неблагодарной жене и ее "золотым", хм, родственничкам - впору сказать, что Харуну самому бы кто помог. А ведь ему неоткуда ждать помощи: мать его, судя по короткому, но слишком выразительному упоминанию, та еще Кабаниха, и не то, чтобы ее совсем нельзя было понять, но очевидно, что она не уважает мнение сына и не щадит его чувства, не интересуется - а нужно ли ему, чтобы мать его ребенка пугали, доводя до выкидыша. И тем не менее, Харун вот просто берет и справляется со всем, включая собственные переживания - без надрыва, разумно и с юмором. Хотя то, как его растревожил сон (не имеющий ли и символического значения?) - о многом говорит. И не могу не сказать о песне с отсылкой к "Титанику". Харун, безусловно, спасает Ярен, как Джек спасал Розу - ну, более разумными методами, но сделаем скидку на совсем иные обстоятельства. Но говорит ей при этом: "Спасти себя можешь только ты сама" (с) - и думаю, для Ярен эти слова тоже справедливы. Как бы старался ее муж, без ее собственных усилий и желания изменить жизнь все может пойти прахом. И еще - эту же песню Роза поет, замерзая на обломке, еще не зная ни о том, что помощь близко, ни о том, что Джек умер и ей придется сейчас натурально самой себя спасать. Ну все, меня понесло, надеюсь, что такой отсылки не вкладывалось, потому что Харун слишком симпатичный персонаж и я за него держу кулаки). 1 |
К главам 4 - 5.
Показать полностью
Тираны бывают разные. Пока представители семейсва Шадоглу являли два типа: мелочных и удушающих, как Хандан, или откровенных "самодуров", как Насух и Ярен. Всё вспоминала, что же за слово вертится в уме, ассоцииируясь с Насухом, и наконец вспонила: спасибо любимому Oстровскому, припечатал такой типаж. Насух - по сути, такой же Дикой или, например, Брусков: по русской пословице, "молодец среди овец, а супротив молодца сам овца". Возможно, глубоко внутри в нем сидит сознание собственной слабости, и он компенсирует это грубым и жестоким обращением с теми, кто от него зависит, бездумным навязыванием своей воли. И хочется сказать, что Мустафа в этом ему противоположен, он тиран просвещенный и сознающий свою силу, но... Так ли противоположен на самом деле, если при своих-то положении, силе и власти ему все еще надо мелочно мучить людей? Хотя, конечно, Харун держится молодцом, "бодрости духа не терят и веселого расположения не утратил" (с). Люблю оптимистов). И меня в очередной раз поражает, насколько он терпелив с Ярен. А ведь она будто и забыла, в каком шатко положении очутилась. Или надежда на помощь второго деда мгновенно вернула ее в состояние вердного и злорадного ребенка? А ведь уже по Насуху должна понимать, что распмложение тиранов - дело ненадежное. "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и баская любовь" (с). Но ее хотя бы можно взять на слабо и через это развернуть в правильном направлении. Вот она уже читать взялась, и что удивительно, роан о том, как человека "тащат из болота". Oпять же, тащат ради любви к нему - женской и дружеской. Надеюсь, в случае с Ярен сыграет роль, что у нее в характере много энергии, которой онапросто не может найти верного приложения. А вообще даже радостно за молодых, что у них будет нормальная свадьба). 1 |
К главе 6.
Показать полностью
Душевные силы Харуна, конечно, поражают. С детства подвергаясь манипуляциям самого близкогочеловека, любовь которого вообще определяет, насколько безопасно человек себя ощущает в мире, он вырос не истериком, а борцом, причем лишенным какого-либо надрыва. Если он и ощущает горечь, то глубоко внутри, и не собирается ее ни на кого изливать. Уж во всяком случае - на беззащитное и еще юное существо - а Ярен в этой главе именно такая. Ей просто хочется красивую свадьбу (обычаи, которые Вы описали, и впрваду очень красивые), сказку - или хотя бы иллюзию таковой, защищенность и безмятежность. Ну, это пока бес погулять выходит (а в этой главе он почти не заглядывал). Но в этой главе мне, пожалуй, даже сильнее, чем отношения самой пары, бросился в глаза контраст двух матерей (как в прошлой был контраст двух стариков). Oт Фюсун, конечно, и без личного появления мурашки по коже. Мне кажется, она травит Ярен (словесным ядом, но вон как эффективно) даже не из привязанности к сыну, с которым и на контакт идти не желает, а просто из принципа. Прост, если посмеа задеть чьо-то МOЕ - хлебни по полной. И Фюсун категорически плевать, что она подставляет под удар своего нерожденного внука. Жуткая женщина. С другой стороны - а был ли у нее в подобном обществе иной путь к независимости? Но отец Харуна, кажется, добрый и адекватный человек... В общем, порой сложно понять, где граница борьбы засебя и деспотизма, но Фюсун ее оставила далеко позади. На ее фоне Хандан кажется... более симпатичной, что ли, и однозначно более понятной. Да, она малоприятный и не очень умный человек, но в конце концов, она просто, как умеет, любит дочь и пытается беречь. А это, при замашках дочери, атмосфере семьи, жестких требованиях к женщине в обществе и грозящих суровых карах, которыми так легко пренебрегает молодость - непросто. Хандан, конечно, тоже манипулирует вовсю, и часто - явно чтобы хоть немного ощутить власть, но в отличие от Фюсун, мне кажется, ее нельзя назвать жестокой и тем более утратившей человеческий облик. 1 |
Вот это удивил Мустафа. И ведь какие актерские способности проявил... И сколько мудрости и терпимости при этом. И несправедливым его никак не назовешь: все же то осознание, до которого стал доходить Харун в прошлой главе благодаря разговору с Хандан - что сам не всегда блистал благородством - оно тоже соответствует действительности. Харун тоже вел себя не всегда правильно. Но Мустафа, в отличие от Насуха, гневу не поддается и конфликты решает с пользой для всех).
Показать полностью
Знаете, какой бы ни была Ярен в каноне - из Ваших пояснений мнение о ней складывается скорее дурное, хотя она тоже жертва - но в этой главе невозможно не поддаться ее очарованию. Даже учитывая, что она нажаловалась на мужа и Насуха Мустафе: все же ужасных последствий не вышло, как понимаю, в том числе по ее просьбе. И ее взаимодействие с Харуном - уже такое теплое, подколы уже куда ближе к дружеским шпилькам, чем к змеиным укусам, и вот уже забываешь предысторию этой пары и просто радуешься красивому празднику и единению, которое наступает в этот момент. И слова Харуна о надписи, высеченной на стене храма, не выглядят преувеличением. Они любят друг друга. Это на века. И ценно, что как взрослый и ответственный человек, Харун способен признать и свои ошибки. Не так просто признать неправильность того, на что он имеет право по закону и обычаям, на что, вроде как, даже спровоцировали. Но у Харуна достаточно мужества смотреть правде в лицо - возможно, поэтому Мустафа фактически благословляет их с Ярен брак. 1 |
На главы 8 - 9.
Показать полностью
Здравствуйте! Главы соединяют прошлое и настоящее, и персонажи порой демонстрируют себя с неожиданных сторон, даже диаметрально противоположных в какой-то мере. Говорю сейчас прежде всего про Фюсун. В главе 8 она предстает как человек пусть жесткий, но все же тоже способный как-то сосуществовать с семьей, даже по-своему, очень по-своему, заботиться хотя бы о сыне. В начале главы 9 Харун и вовсе задумывается о действительно необъяснимой вещи - как его отец (к нему еще вернусь) все-так сошелся с его матерью. А в финале главы 9 все вдребезги разбивается о рассказ Ярен - оглушительно страшный, звучащий невероятно, но, подозреваю, правдивый. И тут интересно, что Ярен - да, все еще капризная, грубая эгоистичная - несмотря на кажущуюся слабость, демонстрирует и силу, решимость и упорство в благом деле. Влияние Харуна явно не прошло даром, и любо-дорого, как он воспитывает в ней осознанность (заодно очень интересно узнавать подробности турецкой истории). И мне кажется, что рассказ о прошлом Асланбеев, о том, что они были по призванию защитниками, тоже оказал на нее влияние. В ней все же их дух, пусть и развращенный (и подавленный) воспитанием. А Харун дух и прошлого, и настоящего отлично умеет чувствовать и вызывать. Разумеется, в этом заслуга его отца, невероятно противоположного его матери и стойкого в принципах. Вообще мир Эрхана, мир бескорыстного интереса к прошлому и рассуждений о вечном, обаятельно-прост и выглядит "потерянным раем". Но думаю, на личность Харуна равным образом оказала влияние и гибель отца тоже. Символически вышло с забытыми очками, сквозь которые Эрхан глядел на мир (и с ослеплением), с оружием, которого Харун лишил себя как раз накануне часа, когда оно понадобилось. Но в итоге Эрхан перестал-таки убегать и сам пошел на таран, в атаку, и это тоже в нем показывает воина - при всей гуманности. И думаю, этим преподал сыну последний урок, хотя, конечно, Харун стремится не "помирать с музыкой", а бороться. Потому что - отвечает не только за себя. 1 |
На главы 10 - 11.
Показать полностью
Важнейшие вопросы поднимаются перед нашими молодоженами - важнейшие и и для них самих, воспитанных в пропитанно насилием обществе, и в для читателей, думаю, тоже. Насилие - или ненасилие? Месть - или прощение? Идти по головам - или удержаться от рокового шага через труп? Харун, крое, наверное, своего отца и его окружения, букваьлно не видел иных примеров, как только крайней жестокости, насилия и мести без конца. История его матери и ее покровительницы, а позднее лютого впрага, прятавшего заслженную ненависть под маской заботы, потрясает степнью лицемерия, сребролюбия и кровожадности обеих женщин. Хищницы, одно слово. Удивительно, как им самим не жутко было жить - и как иссушила и извратила их души ненависть. И все же Харун не только сам смог в свое время разорвать порочный круг мести - символично, что для Аджены это все равно закончилось смертью, она уже не могла начать иную жизнь, да и Фюсун вряд ли сможет или захочет - но и учит Ярен удерживаться от жесткости. Ведь в истории ее семьи куда больше людей мирных, ей и старим поколениям доступны, как и отцу Харуна, простые и светлые радости. Недаром танец Ярен - это не танец борца, как у Фюсун, а милая шалость юной женщины, радующейся своей красоте и грации. И именно среди воспоминаний семьи Ярен звучит история о прощении. Хотя, конечно, тут я сама задумывалась - благо, тоже касалась в фиках этой темы: а нет ли в прощении убийцы доли пренеюрежения к убитому?Не желал ли бы убитый, чтобып ричинивший ему зло страдал? Да, так не прервать цепочку зла, но ведь пренебречь человеком, котороу тоже причинили зло, не бесчеловечно ли? И все ли примут помощь от убийцы близкого так, как приняли люди в той истмории прощения? Не покажется ли им, что они продают близкого за чечевичную похлебку? В общем, спасибо, заставили поразмышлять! 1 |