Отзыв к главе 32
Показать полностью
Здравствуйте! Безумно рада за Карла, что он не переступил черты. Особенно было важно, что в его сознании прозвучало вот это: одним человеком меньше... нет, двумя. Он, Карл, уже не сможет себя к людям относить после такого поступка. И мне очень важно, что поднимается тема целей и средств, и что Карл даже в условиях накала конфликта не пошел на принцип "цель оправдывает средства". Мне кажется, проблема целей и средств, одна из самых интересных и важных, поэтому следила за всеми этапами, которые проходила душа Карла, с особым вниманием. В нем много бессильной злобы, ему не дался этот выбор на раз-два, совесть мучилась, он в потугах приходил в правильному решению, это была самая настоящая внутренняя борьба, и он вышел победителем! В свете того, что Карл в себе преодолел, мне кажется очень важным, что он потом прошел еще этап, что вот, правильный выбор сделан, но глобально проблема не разрешилась. Не сразу же. У него было время, когда он просто остался с последствиями своего выбора (мало того, что мальчика спас, еще и за собакой слазил, потом шел весь вонючий и оборванный мальчика до дома провожал и т.д.), и казалось, что ничего от этого не изменится, а ведь был шанс... Но тем важнее, что награда все-таки пришла, да какая - оказывается, можно принести в жертву несчастных куриц (настолько презренное птичье племя, что не нашлось колдунов, у которых они были бы фамильярами, ну прям "курица - не птица"))) и облегчить муки проклятых. Ведь правда, на фоне того, что Карл думал о человеческом жертвоприношении, эти курицы выглядят как дар с небес! Но, конечно, слова про то, что Святослав не жилец и его смерть нужно будет использовать для ликвидации проклятья, очень грусть наводят. Видимо, мы близимся к тому моменту из вбоквела, где Святослава ждет жестокая расправа от своих же, и, что же, Карл поспеет в последний момент провести ритуал?.. Очень интересно, как это будет обыграно! От сцены, когда отец мальчика, Пётр, осознал, что едва не потерял сына, в сердце стало очень тепло. Вот та крошечная деталь, когда отец на ходу прижал к себе сына как самое драгоценное - прям в сердечко, правда. Очень трепетно. Интересной вышла "прямая линия" с прадедом-шаманом, особенно в контексте того, что прадед знал, что ситуация не настолько уж тупиковая, но не говорил этого Карлу, чтобы тот сам проделал этот трудный путь морального выбора. Однако важной чертой к характеристике прадеда является тот факт, что он допускал, что Карл позволит маленькому ребенку погибнуть ради ритуала... Флешбэк про юность прадеда объясняет, как мог выковаться такой тяжелый, суровый и безжалостный характер у человека. Во времена репрессий и преследований приходилось выживать неправдами, потому что почти все честные и правдивые рано или поздно оказывались под катком. С тревогой и предвкушением жду следующую главу, где появится Святослав, очень хочется посмотреть на него глазами героев этой истории! Спасибо большое! Желаю вдохновения в преддверии праздников! 2 |
Отзыв к главе 33.
Показать полностью
Знаете, что меня приятно удивляет в Вашем тексте? Невероятное достоинство и человечность всех персонажей. Даже вроде бы пропащих, конченых - и в них есть искра света, которая может разгореться в пламя костра, согреть других. В этой главе мы наблюдаем явно одного из антагонистов. Это уже не мальчишка, у которого нет особенного выбора (как у Демьяна), но который выбор все же делает. Это взрослый человек, причем политик, то есть он не просто придерживается каких-либо взглядов - он влияет на других, распространяя эти взгляды. И все же он оказывается способен хотя бы отчасти одуматься, вырасти над собой. И даже противостоять тем, кто раньше был его соратниками, пусть и понимает, каков окажется исход. Такое чувство, что настоящий враг, гнусный и жестокий, и подлый в своей жестокости, все время остается "за кадром", но пожалуй, это и хорошо. Изображений полных чудовищ или же мелкого бытового зла хватает. А Ваш текст дарит надежду, что хороших людей все же больше, и даже дурной человек может измениться. И что удивительно, эти люди тянутся, ка к теплому огоньку, к Соне. А может, в это как раз ничего удивительного нет. Ведь она действительно теплый огонек, добрая душа, стремящаяся сохранить любую жизнь, даже жизнь каждого врага. Как ни банально, увидеть человека в каждом. Задумалась, кстати, над символизмом названия главы (снова крайне интересный экскурс в культуру других народов). В поэме - сразу говорю, сужу только по краткому содержанию - смирение ведь проявляет не овечка, предупреждающая пастуха, а именно сам пастух. Парадоксально, но на его месте оказывается демоническая фигура с таким неподходящим именем). Соня же "отыгрывает" Миорицу напрямую: предупреждая об опасности. Именно она далека от спокойного принятия судьбы - но не своей, а чужой. Святослав же (как и пастух) принимает именно свою судьбу, в чем, несомненно, волен. 1 |
Отзыв к главе 33
Показать полностью
Здравствуйте! Прочитала главу на одном дыхании. Святослав, чертяга, король эпизода. Я уже встречала его в сопутствующих работах и была полностью очарована, хотя личность-то крайне неоднозначная. Сам персонаж как бы бросает нам вызов: а слабо проникнуться персонажем или хотя бы понять его, если он не по обстоятельствам, не по давлению окружения, а по убеждениям - радикал-националист? И тут встаёт очень сложный вопрос: что же такое человек, только ли его убеждения? Или нечто большее? На мой взгляд, личность однозначно шире рамок идеологии, однако нельзя отрицать, что есть взгляды и течения, приверженность которым делает человека нерукопожатным. Святослав примечателен тем, что он это понимает. Думаю, это и подкупает в его образе - что он не считает себя абсолютно правым и хорошим. Он признает возможную ошибочность своих суждений, но вместе с тем признает, что уже нет особо времени (да и желания) что-то резко менять. В обществе человек закостеневает в своем положении, становится его заложником, и я не думаю, что это только "слабых" людей касается, что изменить это очень тяжело. А какой выход? Конкретно со всем порвать и в монастырь уйти? Это примеры высшей праведности, но они исключительны. Тем более что Святослав, как и всякий человек у власти, рассуждает так: в моем положении, пересмотрев свои убеждения (или хотя бы цели тех, с кем я в одной лодке гребу, как оказалось), я больше пользы принесу, если сохраню свое положение и влияние, чем если все брошу и уйду со сцены. Он ведь тем же племянникам надеется помочь, именно пользуясь всеми привилегиями своего положения, и под клуб Охотников он может копать, задействуя свои ресурсы. И опять же, он понимает, что при всей власти, деньгах и знании, которыми он обладает, ему не переиграть столь могущественную систему, пусть он и один из ведущих деятелей. Мне очень нравится типаж "раскаявшегося злодея", чье раскаяние проявляется не в слезах и разодранной на груди одежде, а в попытке в последнем рывке расшатать ту систему, к созданию которой он приложил и свою руку некогда. В этом раскаянии больше отчаяния, чем надежды, но есть и трезвость самоосуждения: он понимает, что на прощение и лучшую жизнь ему рассчитывать не стоит. Быть может, разве что на понимание - пары-тройки человек, но в глазах общественности, даже, может, собственной семьи, он останется последним подонком. Это в общем-то придает сил, не правда ли? Святослав, каким он предстает в этой главе, которую напрочь украл (как и мое сердечко), весь искрит эдаким озлобленным весельем, он смеется как человек, "который смеется последним". Мне кажется, большое мужество нужно, чтобы признать, что выхода нет, и конец твой скорее всего будет довольно страшным - и при этом не замкнуться в себе, а думать об окружающих (важная деталь, что он остался с застрявшими водителями, чтобы разобраться с поваленным деревом), пытаться спасти или хотя бы обезопасить близких. В то же время то, как он активно идет на контакт с Совкой, изобличает его внутреннее одиночество, тоже на грани отчаяния. Он открывается ей за один разговор так, как, наверное, никогда не открывался перед семьей, может, даже перед любимой, которую, как мы узнали, "на принципе" бросил. Это очень трогательно, и важно, что Совка своим добрым сердцем чувствует, как Святославу нужно ее внимание, участие, чуткость. Да, Святослав явно выбрал нужную собеседницу, которая за один разговор так прониклась им, его трагедией, что даже попыталась спасти, хотя бы на словах. Вообще, оглядываясь на реалии современной жизни в мегаполисе, где я обретаюсь, скажу, что вот такой случайный контакт с незнакомцем, да еще настолько личный и открытый, уже почти не представляется возможным. Чтобы люди оглянулись друг на друга, спросились, как, что, не нужна ли помощь, чтобы завязался искренний разговор между незнакомцами - это из разряда фантастики, а очень, очень жаль! Потому что помочь друг другу могут абсолютно все люди, не только родные или друзья. И друга можно найти не только по месту учебы или работы. Но мы уже даже имен соседей не знаем... Позорненко. Возвращаясь к Святославу и его сокрушительному обаянию. Зиждется оно на предельной честности, самоиронии, отменно сочетающейся с чувством собственного достоинства, открытости и мужеством, с которым он и смиряется с судьбой, и напоследок бросает ей вызов. И для меня несомненный плюс - это его, с позволения сказать, павлиний хвост, который он распушил перед Совкой, засыпая ее цитатами, отсылками и на ее родную культуру, и на массовую, вся эта его несомненная образованность и начитанность, которая так меня лично подкупает в людях. Это красивейшее обращение к румынкам я уже встречала, но его еще поди выговори, а Святослав так легко, так привольно общается с Совкой, что создается впечатление, будто это не с мальчиком Совка потанцевала, а между ней и Святославом произошел такой тонкий, изящный и вместе с тем порой откровенный, огненный танец. Интересно, как колдун почувствовал ли Святослав, что Совка увидела его прошлое? Ведь эта сцена многое раскрывает в персонаже. Мы видим, что все-таки насажденных идей от отца в голове молодого Святослава было очень много, одно то, как он пытается оправдать в своих глазах разрыв с возлюбленной, упирая на ее происхождение, о многом говорит. Но и собственная расчетливость, боязнь пойти против системы, в которой он занимает уже немалое положение, подвели его, обрекли на несчастье. И опять же, симпатию к персонажу вызывает тот факт, что он себя в случившемся скорее винит, по крайней мере, ничуть не оправдывает. Спасибо огромное за эту главу и бенефис такого неоднозначного, но невероятно харизматичного героя! Очень грустно думать, что мы с ним, как и Совка, больше не увидимся, поэтому загадываю новогоднее желание: еще раз прочитать о Святославе))) Поздравляю вас с новым годом! 1 |