↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
1 июня 2015
Aa Aa
Герои и парафрения
Про литературу, Лукьяненко и Карла Густава Юнга
(Часть пятая, самая заключительная)

Во время написания этой сверхдлинной эпопеи меня часто спрашивали - а вы всё-таки имеете в виду заболевание или просто особенность психики? И я обычно говорила "особенность". В конце концов, сколько мы знаем шизофреников, действовавших за пределами психушки, а не в её недружелюбных жёлтых стенах? Не так уж и много... Но в заключении разговора о парафреническом образе мышления, чувств и действий, я хочу рассказать о человеке, который всю свою достаточно долгую жизнь действительно был болен парафренией, причём не лечился, лекарств не принимал (да и не было их тогда) - и тем не менее был известнейшим учёным, чьи книги и методы работы до сих пор считаются где классикой, а где - почти недостижимым уровнем гениальности.
Я говорю о Карле Густаве Юнге, швейцарском психиатре, друге и враге Фрейда, основателе аналитической психологии, авторе теории архетипов и человеке, радикально изменившем представления о возможности лечения шизофрении.

Диагноз "парафрения" в целом он поставил себе сам ещё в университетские годы. Впрочем, многие профессора готовы были этот диагноз охотно подтвердить. Юнг был высокомерен, заносчив и абсолютно не обладал "чувством иерархии", к которому в университетах немецкого образца и сейчас относятся с пиететом, а тогда и вовсе ставили во главу угла. Ко всему прочему, в Швейцарии, стране тотального нейтралитета и тотального же ополчения, господин Юнг стрелять не любил и не особенно-то умел, а также любил заводить пространные разговоры о том, что оружие - есть зло и все скоро в этом убедятся. Собственно, к тому времени, как "убедились", Юнг уже успел закончить университет, жениться, поработать ассистентом главы психиатрической клиники Блейера и увлечься психоанализом.
Но всё это было потом, а пока профессора ворчали, но помалкивали - студент был талантливым и весьма полезным. Всё равно рано или поздно "дозреет" до психушки, так зачем торопить события?
Отучившись, Юнг устроился в самую перспективную и передовую по тем временам клинику по лечению шизофрении. Клиника была основана и возглавлена Эйгеном Блейером, собственно, автором термина "шизофрения" и первой концепции того, что представляет собой это заболевание. Идея о том, что в основе шизофрении лежит двойственность, амбивалентность, единство противоположностей - так очаровала Юнга, что он решил непременно поступить именно в эту клинику.
Блейер, отличавшийся по тем временам очень широкими взглядами и гуманным подходом к душевнобольным, пользовался огромной популярностью среди состоятельных граждан, имевших душевнобольных родственников, т.к. его клиника представляла собой большой и красивый укреплённый дом со светлыми комнатами и парком. В сравнении с тогдашними "каменными мешками", в которых, едва ли не в кандалах, содержались пациенты других лечебниц - это был головокружительный прогресс. Правда, как и все психиатры того времени, Блейер пациентов не лечил. Изолировал - да, не давал нанести вред себе и другим - да, "успокаивал" (привязыванием и холодной водой в худших случаях - и прогулками и музицированием - в лучших) - тоже да. Но не лечил. Считалось, что главное - создать подходящую обстановку для выздоровления и подавить симптомы, остальное во власти пациента и провидения.
Дела у Блейера шли хорошо, безопасность в клинике была на высшем уровне и родственники пациентов охотно платили ему очень и очень хорошие суммы денег. В целом, ассистент ему не особенно-то был нужен, однако Юнг был талантливым и убедительным и Блейер не устоял... Потом скажут, что Юнг был первым, кто начал лечить шизофреников не холодной водой, электрошоком и лекарствами, а "словом", психоаналитической беседой, иными словами. И вообще, надо сказать, что если бы шизофрения была национальностью, то Карл Густав Юнг для всех больных ею и всех, её лечащих - никак не меньше, чем национальный герой, а то и мессия. Он добивался стабильной ремиссии во многих тяжёлых случаях, с галлюцинациями, бредом и навязчивыми суицидальными мыслями. Ему принадлежит афоризм "пациент перестаёт вести себя, как шизофреник, когда врач перестаёт обращаться с ним, как с шизофреником".
Однако, при всём при этом Блейер, связавшись с Юнгом, не раз и не два седел от ужаса. Причём постфактум, поскольку Юнг был товарищем вдохновенным и непредсказуемым, а многие дела предусмотрительно делал в отсутствие своего непосредственного начальника. Что касается прочего персонала, что часть из них откровенно фанатели от Юнга и даже впоследствии ушли вместе с ним в его "новую аналитическую школу" - а другая часть взирала на его бесчинства со смесью суеверного ужаса и раздражения. Вот представьте себя на месте простого медбрата. Поступил тяжёлый пациент. Две попытки суицида, один раз напал на медсестру и воткнул ей в руку осколок стекла, пару раз покусал доктора. Неудивительно, что теперь этот пациент сидит, привязанный к кровати.
И тут приходит Юнг и не терпящим возражений тоном командует: "Развяжите!" Ага, конечно. Медбрат пытается воззвать к здравому смыслу. Потом к инструкции, полученной от Блейера. Юнг не удостаивает всё это внимания и просто повторяет свою команду. Медбрат - лицо подневольное, поэтому развязывает пациента, молясь, чтобы в этот раз он хотя бы напал не на него, а на полоумного психиатра, - и сматывается за дверь, напряжённо прислушиваясь в ожидании криков и звуков борьбы. Ничего не происходит. Через полчаса становится понятно, что Юнг с пациентом разговаривает, причём тот ему отвечает. Опаньки! Через четыре дня с очередной конференции приезжает Блейер, видит опасного пациента прогуливающимся в саду, ругается с Юнгом, грозится уволить его нафиг... Но ещё через две недели выясняется, что пациент выздоровел.
А иногда такое происходит и вовсе за одну беседу!
И всё бы хорошо, но иногда господин Юнг слегка не рассчитывает, и тогда в клинике прибавляется раненого и покусанного персонала. Нет, пациенты-то потом вылечиваются и даже извиняются за неудобства, но пережитого ужаса эти извинения никак не компенсируют...
На то, чтобы расплеваться с Блейером и пафосно заключить, что будущее не за психиатрией, а за психоанализом, у Юнга ушло шесть лет. Где-то посередине этого срока он женился. Не то, чтобы по расчёту, скорее, по неосторожности. Барышня была напористая, Юнг - обаятельным и убедительным, а в результате дочка богатых родителей ближайшие лет пятнадцать была куда состоятельнее мужа, обеспечивала его всем необходимым и при этом безумно боялась потерять.
К этому времени у Юнга регулярно происходило то, что принято называть "приступами". Ни к кому из коллег за решением своих проблем он, разумеется, не ходил. Справлялся сам. Для этих целей завёл себе мини-замок на берегу озера, который - внимание! - построил сам. Ага, психиатр, по камешку собирающий башню, штукатурящий стены и смолящий крышу. Потом к башне добавилось ещё несколько строений (тоже построенных самостоятельно). И вот из этого "замка" Юнг иногда не казал носа по несколько месяцев к ряду, делая перерыв только на приём пациентов, а иногда и не делая перерыва.
Говорят, что там он сочинил большую часть своих трудов, а в башне закрывался только потому, что дома было полно детей, а детей Юнг как бы слегка недолюбливал. Однако, после его смерти было выяснено, что Юнг ещё и бурно занимался искусством. Рисовал он неплохо и вполне мог сделать довольно точный карандашный набросок, но помимо этого раскасил внутренние стены своего убежища яркими трайбалистскими фресками, состоящими из змей, спиралей и непонятных знаков, а также высоких вытянутых человекоподобных фигур.
Юнг верил во многое, во что учёному верить вроде бы не полагалось. Он занимался алхимией, считал, что с ним общаются духи мёртвых (и один раз запугал Фрейда полтергейстом), верил в реинкарнацию и оставил после себя описание феномена "синхронизации": эффекта, когда событие или предмет никогда не появляется в жизни одно, а обязательно тянет за собой шлейф внешне несвязанных между собой сведений и событий, однако, объединённых общей идеей.
Современные исследователи иногда называют тексты Юнга "нацистскими" - ведь он верил, что многие характеристики личности зависят от места, где человек родился и его "крови". Причём имел в виду не воспитание, а какой-то биологический и информационный "код", отличающийся у разных сообществ и национальностей. Но, что характерно, при этом Юнг никогда не говорил, что одни "коды" (они же архетипы) лучше других - они просто разные и заполучить чужой - невозможно, а то и вредно.
Стоит заметить, что "юнгианцы" - представители школы аналитической и архетипической психологии - это совершенно особая категория людей. Что-то посередине между магами, сказочниками и фанатами - но весьма интеллигентная разновидность фанатов. Юнг для них - фигура почти фольклорная, они готовы рассказывать про него истории и восхищаться его жизненным путём. Что не отменяет того обстоятельства, что учить они не могут. Сам Юнг и те, кто у него учились - были действительно крутыми психологами. Но вот ученики учеников... милые люди, но без того почти мистического ореола умения понимать непонимаемое и убеждать в неубедительном.

А я завершаю на этом цикл "Герои и парафрения". Спасибо всем, кто читал, комментировал и лайкал =)
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвёртая часть

#Статьи #Размышления #про_литературу #про_кино #про_фанфики #про_психологию
1 июня 2015
25 комментариев из 28
flamarina, ну вдруг это плохо)))
Кэрол, это называется "синдром третьего курса", он же "синдром Джерома"
Fluxius Secundus, надеюсь, хотя некоторое очень сильно совпадает.
DarkCarol,
как же вы читали, если думаете, что обязательно "плохо"? ))))))

Fluxius Secundus,
ну, знаете... у меня когда-то был текст про Золушку. Пока никто себя ей не почувствовал ;)
flamarina, ага, но на всякий случай сомневаюсь))
Просто в нашем обществе чувствовать себя золушкой не считается за болезнь.
Fluxius Secundus,
так я и говорю - даже несмотря на то, что это не считается за болезнь, желающих не нашлось
Так потому и не нашлось, что не болезнь и нет повода для мнительности.
Самоидентификация всегда отчасти мнительность
*пожимает плечами*
flamarina, спасибо за статью!
Планируете новые статьи в этой области? Ябзачел.
Code Maniac,
меня по психиатрии кроме шизофрении во всех видах ничего не интересует...
А по сказкам и анализу литературы - есть масса длинных "простыней" с тегом #Статьи
Кажется, по шизофрении еще много чего можно написать. Ябзачел[2].
А Доктор таки прошел абсолютно по всем пунктам, включая "женский монастырь", труЪ парафреник.
гарпия,
ну, значит, парафреник =))
Кстати, гарпия, почти все шизоиды и к ним примкнувшие неравнодушны к звёздам и космосу
Ой, я тоже не равнодушна к звездам и космосу, причем сильно и с самого детства...
DarkCarol,
я тоже ))) Мой папа любил показывать друзьям аттракцион "пятилетняя девочка, рассказывающая законы Кеплера и знающая все спутники Юпитера наизусть"
"...почти все шизоиды и к ним примкнувшие неравнодушны к звёздам и космосу..."

Это сколько же народу Вы сейчас не глядя, припечатали. Подумать страшно.
Afi,
эм... Даже не знаю, как вам сказать, но попробую:
1) Лично я в этом ничего плохого не вижу.
2) Прямая зависимость не равноценна обратной. Я сказала, что многие (даже не все!) шизоиды неравнодушны к звёздам и космосу. Я НЕ говорила, что все, неравнодушные к космосу, - шизоиды.
А я вот готова именно так сказать :) Потому что, если подумать, зачем нормальному человеку (ну ладно, нормальному ребёнку) фазы Венеры, Галилейские спутники и 61 Лебедя? Не говоря уж о законах Кеплера. Интересно, среди теперешних детей такие есть?

А у кого была книга "До Земли ещё далеко"? Я только недавно узнала, что это, оказывается, была целая серия "Книга знаний". Хотя, полагаю, остальные книги этой серии меня бы в детстве не заинтересовали. Поскольку не имели отношения к космосу ;)

Я теперь везде буду ставить смайлики. Во избежание недоразумений )
Зря готовы =) Детки всякие бывают... И да, моя.. ну, типа племянница - дочка давней подруги - как раз такая. Очень это дело любит. От покупки телескопа уберегает пока только то, что живут в городе и толку от него не будет )))

Хм, у меня такой книги не было :(( Зато была книжица с пафосным названием "познавая вселенную", куча атласов и сборники фантастики.

Ясно )) Предыдущая реплика была смайликом. Значит, всё в порядке ;)
Кстати, чуть не забыла спросить, Юнг писал о своей парафрении в книгах?
В основе каждой религии и почти каждой идеологии лежит парафреническое убеждение.

Я теперь не могу остановиться и все пытаюсь представить себе парафреника Иисуса - с чертами Доктора и матушки Ветровоск. А то его обычно изображают таким благостным типусом.
Гарпия,
В прямую - не писал )) но его книги написаны с позиции парафреника и в них отражено именно парафреническое мышление, это да ;)
Этот благостный типус однажды выгнал торговцев из Храма ))
Да, было дело. Но кому теперь нужны первоисточники, когда есть Buddy Jesus и прочий масскульт)))

Написаны с позиции парафреника и оттого весьма убедительны и завлекательны, и тоже хочется попробовать. Я помню эпизод, где он пишет о собственной индивидуации, и о том, что чуть не у всей его семьи тогда были коллективные видения, слышались голоса, двери сами по себе хлопали и тп.
Гарпия,
ага, был такой факт. Он этим один раз Фрейда запугал до такой степени, что тот чуть не начал верить в сверъестественное )))
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть