Коллекции загружаются
Золушка - ведьма?
Или лирическое эссе о "нечисти" и власти Сказки, как известно, продукт если не дохристианской эпохи, то уж точно эпохи беспощадной конкуренции между христианством и местными верованиями. Гномы и тролли, эльфы и феи, пикси, лепреконы, ведьмы... - для составителей сказок они были не просто забавными волшебными существами (как в нашем современном секулярном и материалистическом мире) и не однозначно отвергаемой "нечистью" (как было, начиная со Средневековья и заканчивая началом ХХ века). Все означенные существа были частью жизни. Духами-хранителями и духами-вредителями, обитателями промежуточных миров, если хотите - "богами" в античном понимании этой категории. Отношение к ним в сказках не средневековое - "сжечь эту гадость" - а плутоватое и торговое, так характерное для скандинавских саг и греческих мифов: с волшебными существами можно договариваться, заключать сделки, обмениваться услугами... главное при этом держать ухо востро. Позднейшая лакировка сказок старательно пытается убрать откровенно "демонический" подтекст и натянуть сову на глобус, но истину ведь не спрячешь. Начнём с самой очевидно парадоксальной фигуры этой истории - "феи-крёстной". Вообще, фея (фейери, эльф) - и при этом "крёстная" (вроде как чисто церковный термин, обозначающий ответственное лицо, заботящееся о ребёнке, если что-то случится с родителями) звучит приблизительно как "раввин-моджахед". "Крёстная", разумеется, это как раз та более поздняя лакировка, смещение акцентов, в переводе на русский ставшее совсем диким. Английское "godmother" и его западноевропейские аналоги в других языках можно, по крайней мере, понять как "духовная мать", "наставница". Ведь "god" - это не обязательно тот самый God с большой буквы, но и любое божество. Древнеримская традиция делает "богов" фактически синонимами идей, идеологических систем, превращает их в аллегории понятий (любви, торговли, права, юмора...), поэтому "godparent" древнеримского разлива - скорее "учитель", "гуру" или "мастер". Тот, кто воспитывает душу. А теперь подумаем - чему учит наставница, если она "фея", то есть волшебница? Скорее всего, волшебству. И здесь мы вспоминаем, как Золушка перебирала крупы, убирала дом и делала всяческую другую работу: в особо сложных случаях ей помогали животные, птицы, насекомые (варианты разнятся), которых она вежливо просила и/или очаровывала песней. Довольно стандартный ход для юной волшебницы, не так ли? Но Золушка умеет ещё далеко не всё, поэтому, чтобы собраться на бал, ей нужна помощь. И здесь мы приходим ко второму значимому вопросу: если фея-крёстная такая сильная и могучая, почему она никогда не помогала Золушке раньше? Почему не защитила от нападок мачехи и т.п.? Не впадая в "феегад" и временно забыв о Гарри Поттере, внимательнее посмотрим на обстановку появления феи: 1) Это происходит на совершеннолетие Золушки (в прошлые годы она была слишком мала для балов); 2) Это происходит осенью, после сбора урожая (традиционное время балов/карнавалов + осенние дары природы в огороде); 3) Это происходит по прямой просьбе Золушки (ибо ей так сильно хотелось на бал, что она в первый раз взбунтовалась). Первое условие может туманно намекать, что раньше у Золушки не было такого магического потенциала (поверья утверждают, что дети не так сильны, как девственницы, входящие в пору женского расцвета). Третье объяснение прямо указывает на фею, как на незнакомую "нечисть": та, как известно, появляется только в ответ на прямой запрос/разрешение - а до того не может тревожить человека. Тогда слова о том, что она её "крёстная" - ложь, а магия самой Золушки - как бы "стихийная". В этом случае, волшебница, привлечённая запросом талантливой девчушки, берёт её "под крыло", чтобы опекать, учить и извлекать из этого пользу для себя и других. Тоже вариант, на самом деле. Но пункт №2, а именно указание на осень - куда интереснее. Каретой становится тыква. А тыквы зреют у нас когда? Правильно, к Хэллоуину, дню, когда грань между нашим миром и потусторонним становится прозрачнее. Даже если в оригинале карета сделана из репы или чего-то там ещё (ведь в доколумбовой Европе тыкв не было), время созревания, скорее всего, оставлено тем же (такая же история произошла и с легендой о Джеке-фонарщике). Опять-таки, именно осень и канун Хэллоуина - время не просто праздников с танцами ("балов"), а маскарадов (единственное разумное объяснение того, как можно три вечера подряд танцевать с девушкой, но так и не знать её в лицо). Таким образом, фея, как существо сверхъестественное, в другое время, возможно, просто не могла пересечь барьер между мирами. Вот почему она такая довольная, вот почему творит волшебство направо и налево - она просто засиделась в другом мире и спешит размять косточки! Как вариант, фея - ещё и привидение матери Золушки (возможно, при жизни бывшей ведьмой). Почему? Её волшебство имеет строгую временную привязку. В современной сказке сказано "до полуночи", но помилуйте - когда её сочиняли, люди ориентировались скорее по природным явлениям! Поэтому весьма вероятно, что изначально имелось в виду "до рассвета", "до первых петухов". А с рассветом рассасывается магия мёртвых. Да и канун Хэллоуина - время особое. Имя "Золушка", кстати, тоже ко многому обязывает: "пепел", "зола" на языках Европы - ещё и "прах". Иными словами, девушка с прозвищем "Золушка" (кстати, её настоящего имени мы так и не узнаём, как это и принято у волшебных существ и их подручных) - вполне может быть если не некроманткой, то уж точно медиумом. Кстати, бесконечные переделки, в результате которых меховые туфельки стали хрустальными, привели к ещё одному забавному эффекту: хрусталь (видимо, из-за содержащегося в нём свинца) часто является эвфемизмом, указывающим на близкое присутствие демонов (см. легенда о короле Артуре, где яблочному острову Авалону противостоит Хрустальный остров демонов и привидений). Ну что же. На дворе Хэллоуин, по дороге в замок мчится карета-тыква с кучерами и лакеями из крыс и мышей (снова прямые атрибуты ведьмы), а в ней сидит юная волшебница, умеющая говорить с мёртвыми и прозванная за это Золушкой, наряженная в магическую иллюзию платья (почти как у Булгакова в "Мастере и Маргарите"). Вам уже страшно за принца? Нет? А зря! Подумайте, почему фея не просто отправляет Золушку на бал, а в той или иной мере нацеливает её именно на принца. Зачем? Ясно зачем. Мечта любой нечисти эпохи конкуренции между язычеством и христианством - "свои люди" во власти. Чтобы кто-то шепнул правителю, что ведьм жечь нельзя, давать деньги на церкви вредно, да и вообще. А когда сын (или, скорее всего, дочка) Золушки взойдёт на престол, мы получим династию колдунов. Неплохо, на самом деле. В сущности, ту же фишку провернул Мерлин с королём Артуром: его воспитанник стал королём. Только Мерлин пошёл укороченным путём с использованием тропов "услуга в обмен на ребёнка" и "пророчество". Женщины же берутся за дело более основательно... p.s. Да, я в курсе, что некоторые психоаналитики считают, что мать, мачеха и фея - суть всё символические ипостаси матери, а сказка посвящена взрослению и зависти. Я в курсе, правда. Но это - как и любая другая версия - только версия. Я же в данном случае стараюсь подойти к сюжету не символически, а, скорее, антропологически. Плюс, высказать версию, которая пока никем особенно не поднималась. #Статьи #Размышления #про_литературу 12 декабря 2016
36 |
Полярная сова
Посмотрите исходную греческую версию "Золушки" - она совершенно дохристианских времен. |
Полярная сова
Не, жертвенные блондинки жертвуют собой только (!!!) в пользу своего МВЖ (мужчины всей жизни). А что касается прочего, про Белоснежку и нечисть я тоже что-нибудь скоро напишу... 1 |
Мне и до этого нравились ваши разборы, но этот - просто нечто!
Спасибо! ))) |