↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Круги на воде
8 февраля 2017
Aa Aa
#мысли_вслух (очень #многобукф)

По следам #ФемФест’а

Вступление
За минувшее с окончания конкурса время вполне можно было прочитать все работы и написать полный обзор, но я внезапно поняла, что делать этого не хочу. Мне еще никогда не доводилось читать что-либо (художественное) целенаправленно – не потому, что хочется, а потому, что я вознамерилась прочесть столько-то произведений в таком-то жанре. Я попробовала и поняла, что существует предел, после которого энтузиазм сменяется утомлением. Волны интереса и оживления, сопровождавшие конкурс, внезапно схлынули, и я перестала заходить на Фанфикс даже в свободное время. А первый раз я почувствовала, что мне как-то уже много, еще когда читала ориждиналы – вдруг стало не особо интересно, что будет в очередном рассказе, и они начали сливаться, я с трудом отграничивала один рассказ от другого, казалось, что я читаю нечто цельное. В этот момент я поняла, что чувствовала foxdaughter, представила и ужаснулась. Я-то думала, что редакторы конкурсов читают фанфики по мере их поступления, а не в один день!.. Нет, это однозначно ужасно.
Что касается обзора, то и смысла нет писать очередной. Их и так писали все, кому не лень. (Что, конечно, хорошо – во-первых, людям хочется высказаться, и это естественно, во-вторых, конкурс получает широкий отклик, в-третьих, чем больше обзоров, тем легче найти интересующую тебя информацию). Поэтому вместо обзора я в меру своей осведомленности проанализирую замеченные мной тенденции (предупреждаю: преимущественно отрицательные).
Начнем с самого начала – с заявок.

Тенденции в заявках
О хорошем скажу кратко, потому что рассуждать тут нечего. Было очень много интересных заявок (жаль, что так мало реализовали), которые отличались либо интересным сюжетом, либо интересными персонажами, либо просто относились к моим любимым фэндомам.
Что касается плохого – в заявках были две явственные тенденции, которые меня обеспокоили.
1. Во многих присутствовало насилие и принуждение. Это просто пугает – когда людям хочется о таком читать. Более того. Насилие ужасно само по себе, но еще ужаснее в фемслэше, которому оно, во-первых, не особенно свойственно, и восприятие которого мы отчасти создаем – во-вторых. Потому что все, что мы пишем и рассказываем, влияет на представления других людей – больше или меньше, понемногу, но неизбежно. На этом и основано понимание ответственности любого автора, фикрайтера ли, писателя, - о чем бы он ни писал. А фемслэш редок и как жанр, и как явление, соответственно количество информации - ограниченно. Можно сказать, что я загадываю очень далеко, но кто поручится, что среди читателей никто вольно или невольно не усвоит какие-то модели отношений?..
2. Хватало «несерьезных» заявок – с «неправильным фемслэшем», либо случайным, либо второстепенным по отношению к гету.

Тенденции в произведениях (расположены по убыванию)
1. Наиболее огорчающая меня и, похоже, наиболее распространенная тенденция получила от кого-то из блоггеров меткое прозвище «не пришей кобыле фем». Это произведения, в которых фемслэш появился только потому, что автор хотел отправить работу на конкурс; он там приклеен поверх сюжета, на персонажей, которые ни сном, ни духом. Богиня с ним, с тем, что я считаю подобное недобросовестным, - но как читательница я хочу видеть именно фемслэш, а не что угодно и фемслэш сбоку. Таких работ, к сожалению, более чем достаточно, и половину нельзя списать даже на мое восприятие фемслэша с точки зрения смыслового подхода . Что совсем удручает – работ на конкурсе много, а фемслэша гораздо меньше. Т.о., это явление негативно как само по себе, для произведений, так и для конкурса.
2. Вторая тенденция тоже распространена и может рассматриваться как разновидность первой. Это «фем сбоку от гета» или, гораздо реже, «фем сбоку от джена». В таких работах фемслэш является побочной линией, а не главной. Не всегда имеет значение, сколько он занимает «экранного времени», то есть текстового пространства. Его может быть полрассказа и даже больше, но если для персонажей важнее гет (или какие-то свои дженовые дела), - это произведение нельзя назвать фемслэшем в полной мере. Особенно печально, конечно, когда бурный, но несерьезный фемслэш происходит на фоне значимого гета. Кстати, интересующиеся могут в этом месте погуглить, что такое гетеросексизм.
«Фем сбоку от джена» мне гораздо симпатичнее, но это все равно не фемслэш. Такие рассказы были бы хороши сами по себе, но в рамках Фемфеста – они, опять же, размывают эти рамки.
Резюме: это явление негативно сказывается на конкурсе, но для самих работ вполне нормально (даже фем сбоку от гета можно написать хорошо и осмысленно, я уверена, и даже встречала такой пример вне конкурса).
3. Драматизм. Речь идет именно о драматичности отношений, а не окружающих обстоятельств. Особенно это явление выражено в ориджиналах. Чуть ли не каждая вторая героиня страдает, кто-то от кого-то уходит, кто-то с кем-то ссорится, кто-то кого-то безнадежно любит. Я утрирую, но трагический настрой многих работ весьма ощутим и отчетливо выделяется на общем фоне.
Само по себе это отнюдь не плохо. Для каждой отдельной работы в драматизме нет ничего плохого (если, конечно, автор владеет слогом и логикой) – в конце концов, чего в жизни не бывает. Но когда такие работы сбиваются в стаю – это начинает напрягать. Полконкурса стенает о том, что все тлен и счастья в жизни нету, а в лесбийских отношениях особенно. То ли это снова гетеросексизм, то ли осенняя меланхолия – неизвестно, однако…
Резюме: отдельным работам это явление не вредит, а конкурсу не то чтобы вредит, но вносит минорное однообразие.
4. Наконец, наименее распространенная из замеченных мной – тенденция проводить аналогию с зависимостью и вредными привычками. Может, прочла я об это всего пару раз, но еще раз-другой слышала в блогах… И это меня тоже немного напрягает. Я понимаю, что художественный образ, и что не так уж часто встречалось. Но я считаю, что нельзя бросаться такими словами. Подобное сравнение говорит о токсичных отношениях. А если само произведение о них и не говорит, то аналогия все равно живо напоминает, и тогда размывается грань между токсичным и здоровым.

Тенденции в реакции читателей
Здесь я отметила одну очень удивившую меня вещь. О некоторых произведениях, сугубо романтических, лишенных сексуального компонента, читатели говорили, что это «не фем, а джен». Отчасти свои мысли по этому поводу я уже изложила, и даже мягче, чем могла бы. Меня возмущает этот механистический взгляд. Что, если героини не спали, это уже не фемслэш?
Секс – это прекрасно, конечно, но это не единственная вещь в жизни и даже в отношениях. Любовь и секс – пересекающиеся понятия, т.е. отчасти они совпадают, но существует как любовь без секса, так и секс без любви. Ставить знак равенства между ними попросту ошибочно.

В заключение следовало бы сказать о хорошем. :) Несмотря на все вышеперечисленное, было много прекрасных работ. Я прочла около двух десятков работ, которые мне понравились, в большей или меньшей степени, а число крайне не понравившихся не превышает десятка. Так что этот пост не значит, что «все плохо» :). Но положительные тенденции выделить трудно. Меня радовали истории об осмысленных и тем более о гармоничных отношениях (но это не значит, что драматичные истории автоматически исключаются), с хорошо прописанными персонажами, ну и, разумеется, с интересным сюжетам, если таковой был (это не обязательное условие), и написанные хорошим слогом.

От этого поста устала даже я. :) Поэтому откланиваюсь. :)
8 февраля 2017
9 комментариев
Согласна по большинству пунктов. :( Реакцию читателей особо не анализировала, но тенденции в рассказах - да, они именно такие, и меня тоже разочаровал конкурс сначала из-за этого. Потом я нашла много хороших работ и порадовалась - но вот такая картина несерьезного отношения и не фемслэшного по духу своему фема и правда очень удручает. :(
Меня как гетщика фем, пришитый сбоку от гета или джена, только радует)))
Элейн
В смысле, что там еще и фем, или в смысле, что его немного?)
Круги на воде
В смысле, что главенствует таки гет или джен)
мой номер первый, лол!)))
айронмайденовский
Вы про "не пришей Ночной кобыле фем"?)) Но ваши героини молодцы, они его так-таки отшили)
Круги на воде
даа, про него)))
Интересно было почитать. Но таки нет - дженофем на конкурсе сказывается исключительно позитивно, ИМХО. Как и дженогет на конкурсе гета. Как и дженослэш на конкурсе слэша. Просто потому, что зачесть обширный пул текстов чисто про любовь & секс значит заведомо обречь себя на невыносимую скуку.
Венцеслава Каранешева
Спасибо) Приятно слышать) К тому же я совсем забыла, о чем писала, полезно это было вспомнить перед новым Фемфестом - будет что сравнивать))
С одной стороны я с вами соглашусь, потому что помню, как на Месье после десятого фика отправилась искать сюжет)) Чистые отношения без примеси сюжета - да, скучно читать в большом количестве, так что на конкурсе сюжет особенно полезен. С другой стороны, не соглашусь, потому что мы подразумеваем немного разные вещи: насколтко помню, в том случае, о котором говорила я, сюжет отодвигал романтическую линию на второй план, делая ее менее значимой, и получался не фем с сюжетом, а сюжет отдельно, фем отдельно, да еще на заднем плане. А ведь можно переплести романтическую линию и сюжет так, что и интересно, и одно не затмевает другое)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть