Коллекции загружаются
#микроскоп #оргопост
Итак, по мотивам вчерашнего... скажем так, конфликта из-за отклонения текста нам настоятельно рекомендовали прописать в правилах, что мы понимаем под требованием сюжета. Не думала, что с этим возникнут такие трудности и разногласия, ну что ж, всего не предусмотришь. Благодарю ansy, которая любезно принесла ссылку на наиболее близкое нашим условиям толкование сюжета, предлагаемое Ю. Лотманом. С этим литературоведческим трудом можно ознакомиться здесь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_15.php А в правила попадет следующая выжимка: Бессюжетный текст отображает и утверждает существующий миропорядок, а сюжетный строится на его основе и показывает событие, которое нарушает этот миропорядок. В результате события герой пересекает существующую в его мире границу (из людей - в нелюди, из бедных - в богатые, из одного враждующего лагеря в другой и т.д.) Изменения могут произойти как в окружающем мире, так и во внутреннем мире героя (от ненависти - к любви, от уважения - к презрению). Нарушенный порядок вещей может в итоге восстановиться, но изменение имело место. Мы не говорим, что бессюжетные тексты плохи - и у тех и у других есть свои приверженцы; некоторые идеи требуют воплощения в сюжете, для других больше подойдет бессюжетный текст. Наличие сюжета - просто одно из условий нашего конкурса. И помните, не так страшен черт, как его малюют: нам уже прислали с десяток замечательных работ, они приняты и ждут выкладки) 4 мая 2017
4 |
финикийский_торговец
Показать полностью
А как вообще можно формализовать, что меняет мировоззрение человека? Кто-то от прочтения книги может иначе взглянуть на мир, кто-то от чьей-то смерти, кто-то от неудачи любовной, а для кого-то ничто из этого ничего особо не изменит. Это ж вообще предсказать невозможно и для обычных живых людей сугубо индивидуально. А тексты именно о людях и нелюдях во всем их многообразии, поэтому и для них это установить не удастся. Вон "Мой первый гусь" возьмите Бабеля - для героя то, что он зарезал гуся, символично и крайне важно, он предал свои собственные моральные установки, перешёл из пассивных жертв в угнетатели. Для него это событие. А для его товарищей это абсолютно нормальное дело - ну отобрали у бабки на постое последнее, ну и что им до той бабки. Или в тексте о фермере, скорее всего, не будет событием то, что он гуся или поросенка зажарил, - а если описывается городской ребёнок, приехавший на каникулы и привязавшийся к птице/животному, для него будет шоком рядовое для местных убийство для стола. Итд. И не имеет большого значения, как относится к убийству гусей читатель, важно, как это показано в тексте. Мы и в реальности не можем формализовать и вычислить, что для кого насколько важно. Так что данная модель - всего лишь вспомогательный инструмент, позволяющий хоть как-то отделить бессюжетное от сюжетного. А насколько убедительно показано в тексте изменение и событие - зависит уже от автора. Я это сюда притащила, чтобы оргам и авторам было, на что опираться в своих спорах. И вон Иштар сразу привела четыре примера, где это работает. И я тоже уже кучу привела. Если есть конкретные примеры, где, на ваш взгляд, нельзя понять, есть ли сюжет, - давайте их обсудим. |