Коллекции загружаются
#средневековье_вид_сбоку
Прокрастинируя вместо того, чтобы писать следующую часть серии, копался в теме Реформации вообще и в частности того, что она привнесла в европейский идеологический пейзаж (ответ: народную религию, и это было ужасно). Но наткнулся на трогательный эпизод: в нескольких городах знатные мужи, в основном дворяне и гильдейская верхушка, активно схлёстывались с городскими и церковными советами ради сохранения монастырей. Зачем? Чтобы предоставить дочерям возможность выбора. Без монастырей им оставалось только замужество. 12 июля 2018
14 |
Читатель 1111, да, я про это. А если погуглить ещё пять минут, то выяснится, что к практике типа монастырской стали возвращаться в 20 веке.
|
Ксения Шелкова
|
|
Очень интересная беседа, прочитала взахлеб!
Lados, спасибо, что делитесь своими знаниями. |
StragaSevera , ну, как сказать...
Первый пункт - это, конечно, обеты обетами, а жизнь - жизнью. Так-то обет целомудрия тоже все давали, но это не мешало желающим задорно трахаться. Но эти случаи всё-таки преследовались по каноническому праву, просто... редко. Второй - это то, что, на удивление, обета бедности не давали большинство католических монахинь. Они принимали обеты постоянства (не покидать монастырь без приказа свыше), послушания и отказа от мирской жизни. Последнее формально включало целомудрие и нестяжание, но многие считали, что это "несчитово". Обет бедности приносили только нищенствующие ордена. Третий - это то, что даже при соблюдении обета, монахиня в богатом монастыре разделяет это богатство, оно никуда не девается, просто делится между участницами общины. Естественно, поскольку это не современность, делится не совсем поровну, а "по справедливости" (кто знатней - тому и тапки). 2 |
StragaSevera , вопрос всегда был в том, заинтересовано ли было начальство в строгом соблюдении данного обета (как, впрочем, и обета целомудрия). Периодически монастыри организовывались как та ещё телемская обитель из Рабле - что он, в общем-то, и высмеял: уютно отгороженные от всего мира места, где приличные люди могут тихо жить в своё удовольствие, обслуживаемые неприличными людьми.
Нищенствующие ордена с их суровыми правилами не на пустом месте появились) 1 |
Lados
Гм. А ещё ходили слухи что в раннем средневековье были общие монастыри.. |
Читатель 1111 , что значит слухи? Это не слухи, это реальность.
У нас, например, эта практика оставалась гораздо дольше - вон, родители Сергия Радонежского именно в такой монастырь ушли. Что интересно, как раз там обычно никакого разврата не творилось, потому что люди не для разврата туда уходили. 1 |
Lados
В таком монастыре и я б прожила: тихо, природа, вокруг приятные и богобоязненные люди, здоровое питание и хорошие погреба, много книг... Чоб не жить... |
Lados
Любопытно.... |
StragaSevera , вопрос не в этом, вопрос в мотивации.
В общие монастыри как правило отправлялись немолодые супруги, решившие остаток жизни провести в служении Богу, вдовы, вдовцы, очень редко юноши или девушки. И мотивация там была именно осознанно религиозная. Монастырь же классический очень часто привлекал людей (и как правило - молодых людей) по далёким от религии причинам: карьера, свобода, самореализация, образование... это всё хорошие, достойные цели, но они никак не способствуют подавлению определённых желаний. Более того, если девушка хотела секса без обязательств и при этом без клейма гулящей, она тоже часто отправлялась в монастырь: слуг мужеска пола там хватало, а монашеское звание вроде как "защищало" от подозрений. (Ну, и ситуативный гомосексуализм никто не отменяет, судя по количеству разговоров о нём в монашеских наставлениях.) 5 |
> В общие монастыри как правило отправлялись немолодые супруги, решившие остаток жизни провести в служении Богу, вдовы, вдовцы, очень редко юноши или девушки.
А, собственно, почему именно так? |
Lados
й. Более того, если девушка хотела секса без обязательств и при этом без клейма гулящей, она тоже часто отправлялась в монастырь: слуг мужеска пола там хватало, а монашеское звание вроде как "защищало" от подозрений. О!!! |
StragaSevera , потому что общие монастыри таким образом основывались: несколько семейных пар решало жить вместе по какому-нибудь монашескому уставу. Соответственно, новопришедших они принимали подходящих им по духу и способных вписаться в коллектив.
|
Lados
Любопытно, спасибо. |
Lados
Хм. А монастыри.. В принципе они могли заменить дома престарелых? |
Читатель 1111 , зачем?
О престарелых заботились в семье, она для того и существовала. А о тех, о ком некому было заботиться, заботились в специальных "домах призрения" для стариков и сирот. В монастыре, как ни странно, надо очень много и постоянно работать. |
Lados
Ясно... Но старики... они много не наработают при всем желании... |
Читатель 1111 , именно.
Поэтому монастыри и не становились прибежищем для стариков. Некоторые богатые монастыри имели отдельно "дом престарелых" на своей территории, но это чисто благотворительность, потому что пользы от этих людей не было никакой. 1 |