↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
23 февраля 2019
Aa Aa
Джонатан Кэррол или шизофрения обыденной жизни
Краткий и неполный обзор творчества

Джонатан Кэррол - это вам не Льюис Кэррол, хотя "кроличьих нор" в его книгах хватает. На редкость продуктивный американский писатель, внешне слегка напоминающий Энтони Хопкинса, а когда улыбается - Энтони Хопкинса в роли Ганнибала Лектера. И сходство не кажется случайным...
Его работы, начинающиеся всегда с - вроде бы - чистого и беспримесного реализма, дальше с роковой неизбежностью заводят в лимб городской фантастики.
Многие писатели склонны считать, что умеют передавать структуру шизофренического сознания. В большинстве своём они ошибаются. Логичность и связность повествования, пусть даже полного фантастики, ангелов, демонов, скрытых сил и таинственных воздействий, а также мании преследования, - с головой выдаёт креативных, но абсолютно адекватных людей.
С Кэрролом ситуация несколько более запутанная. В его романах не просто одна реальность постепенно заменяет другую, а сама картина мира, ощущение, восприятие, понимание причинно-следственных связей трещит по швам и расползается в лоскуты, в прорехах между которыми не просто тьма и звёзды, а нечто, нормальному взору недоступное.
Я редко пасую перед интерпретацией текста (содержания подсознания в тексте - моя специализация), но здесь вынуждена сделать официальное заявление: я не знаю, я правда НЕ ЗНАЮ, что произошло в конце романа "Обратная сторона молчания". Вообще. Другие романы Кэррола из прочитанных мною ("Страна смеха", "Сон в пламени", "Кости луны", "Голос нашей тени", "Влюблённый призрак") не столь радикальны, конечно. Впрочем, сколько их я не прочла вообще, отпугнутая уже аннотацией...

При этом Кэррол в экспозиции, завязке и где-то до половины повествования, в описании мелких бытовых деталей и человеческих отношений - прекрасен. По языку и стилю (если умеете читать в оригинале или вам попался официальный перевод), по точности передачи даже самых тонких и неуловимых состояний души. Его герои - живые, очаровательные, дышащие и очень разные (хотя страсть к высоким, острым на язык и сообразительным женщинам, увлекающимся искусством/архитектурой просматривается везде).
Его хочется взять на заметку, как эталон писательского мастерства. Но потом приближается буря откровенного психоза и из-под плинтуса вылазят демоны его души. Впрочем, было бы неверно говорить, будто он зря платил всю жизнь своему психоаналитику - прогресс намечается, и к последним романам герой уже верит в такие вещи, как честные женщины (не тайные агенты потустороннего, прикидывающиеся жертвами), физическая верность (впрочем, может быть, это просто возраст) и более-менее убедительные хэппи-энды.
К последнему роману ему даже удалось избежать темы детей. А так:
1) беременность или дети грудного возраста для Кэррола - источник потенциальной трагедии (аборт, выкидыш, патологии развития, хотя бы недоношенность или порок сердца).
2) дети от 5 до 12 - прелесть просто.
3) подростки и более взрослые - это кошмар, нет КОШМАР. Фраза "зачем они растут", кажется, есть в каждом втором произведении. С ними не договоришься, они вечно в претензии и так агрессивны, так агрессивны... Короче, их признание не купишь за дёшево и по мнению автора это плохо.

Концы в виде откровенного песца удаются Кэрролу несравненно лучше (и чаще), чем позитив, который в ранних работах вообще кажется искусственно подклеенным к беспросветной драме.
Также он несколько зациклен на damsel in distress (спасении девицы из беды, как правило - от агрессивного психопатического мужлана-маньяка). Это сразу располагает героя к барышне.
Измены - также больной пунктик, особенно с кем-то из дружеского окружения.

Опции, которые для кого-то плюс, а для кого-то минус:
1) Кэррол любит собак.
2) Кэррол вполне толерантен и как правило в его романах есть гомосексуалист или лесбиянка, но без яркой акцентированности на сексуальности, скорее в роли друга (подруги) протагонистов. Тема крепкой и искренней дружбы без секса вообще также фишка Кэррола. Порой, кажется, что секс только всё портит, подобно какой-то заразе, разъедающий счастье минувшего дня.

#про_книги #про_литературу #про_психологию #Статьи #Размышления
23 февраля 2019
2 комментария
Продолжения конфликтного квадрата стоит ждать - или вы к теме остыли?
Fluxius Secundus
Не, не остыла... просто там большой кусок. Дозреваю до реализации.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть