Коллекции загружаются
#фанфик_в_файл #простыня #юридическое #авторское_право
Что-то мне захотелось высказаться отдельно. Мне кажется, обсуждение этого сервиса надо разбить на два аспекта: законно ли это; красиво (прилично) ли это. Разберём первый аспект. Законна ли работа сервиса "Фанфик в файл". Я буду руководствоваться российским законодательством, потому что в сфере авторских прав на литературные произведения оно в целом соответствует международным стандартам, и в большинстве европейских стран можно найти сходные по содержанию нормы. Итак, правовому регулированию авторских и других интеллектуальных прав посвящена четвёртая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Часть 1 статьи 1228 ГК РФ определяет, что автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Отсюда следует, что и в отношении фанфиков, и, естественно, в отношении ориджиналов можно установить их автора, потому что закон называет только два условия - результат интеллектуальной деятельности должен быть создан человеком и этот результат должен быть результатом творческого труда (например, электрокардиограмма не может быть признана результатом интеллектуальной деятельности, что понятно). Заметьте, нет в законе никакого условия о том, что авторские права возникают только в отношении литературных произведений с законными персонажами. Авторские права возникают в отношении любого литературного произведения. Есть вопрос о том, законна ли в принципе сетевая литература в виде фанфиков? Законна. Нет такой нормы в законе, которая запрещала бы создание фанфика сама по себе. Однако большая часть фанфиков незаконна не потому, что запрещена авторским правом, а потому, что персонажи оригинального произведения зарегистрированы как торговые марки. Например, все права на персонажей ГП принадлежат компании Warner Brothers. Использование же торговой марки регулируется лицензией, и в ней, как правило, не указано, что неограниченный круг лиц может использовать этих персонажей для создания своих литературных произведений. Однако трудно представить, что Warner Brothers будет преследовать авторов сетевой литературы или владельцев ресурсов для публикации сетевых произведений. Поэтому эти произведения в принципе законны, пока суд не признает их незаконными. Их даже можно издать - этому ничего не препятствует, но только потом можно ждать иска от правообладателя о компенсации убытков. С этим разобрались. Фанфик сам по себе не является незаконным литературным произведением, и его автор от другого автора литературного произведения ничем не отличается. Часть 2 статьи 1255 ГК РФ гласит, что автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения. Можно заметить, что последние четыре пункта из списка закрепляют неимущественные авторские права, они не связаны с извлечением выгоды из использования результата интеллектуального труда. Эти права принадлежат автору самому по себе, они неотчуждаемы и не могут быть ограничены. Право авторства - право считаться автором произведения. Тут всё просто. Кто вложил творческий труд в создание произведения, то и считается его автором. Человек, оказавший техническую помощь автору (например, типографскую вёрстку текста), автором не считается. Право автора на имя - автор имеет право на указание своего имени во всех распространяемых экземплярах произведения. Это имя может быть регистрированным именем гражданина, а может быть псевдонимом. Законное имя и псевдоним в данном случае охраняются одинаково. Право на неприкосновенность произведения - автор имеет право требовать от всех, кто распространяет его произведение, сохранения его в первозданном виде. Закон защищает авторов прежде всего от неприличных правок (например, вставку обычного мата вместо эвфемизмов) и от правок, меняющих контекст (например, если в результате правки возникло экстремистское высказывание). Но и от других правок автор может требовать защиты у государства. Право на обнародование произведения - только автор первый раз может обнародовать произведение. Например, если ваш друг написал вам в открытке стихотворение, вы не можете его опубликовать, даже указав его имя. Первый же пункт указанной статьи закрепляет то, что автору принадлежит исключительное право на произведение. Это сложный комплекс правомочий, который закрепляется в основном для того, чтобы урегулировать различные имущественные вопросы. Этих правомочий много, но в числе них есть такое "доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения)" (пункт 11 части 2 статьи 1270 ГК РФ). То есть право размещения произведения на сетевом ресурсе принадлежит только автору, является его исключительным правом. Когда говорят об исключительном праве, возникают два субъекта - автор и правообладатель. Исключительные права принадлежат автору, но он может их передать, заключив с будущим правообладателем лицензионный договор. В лицензионном договоре должно быть максимально чётко указано, как, в каком виде, для чего и на какой срок автор передаёт свои исключительные права. Договор заключается в письменной форме. Однако есть и так называемая "открытая лицензия" (статья 1286.1 ГК РФ), которая передаёт права на произведение в упрощённой форме широкому кругу правообладателей, но требования-то остаются - даже в открытой лицензии должно быть перечислено, на каких условиях кому-либо передаётся произведение. Таким образом, если идёт копирование произведения, например, с Фикбука в сервис "Фанфик в файл", в этом произведении на Фикбуке должна быть пометка "разрешаю публикацию произведения на любых ресурсах без моего согласия" или "разрешаю публикацию в сервисе "Фанфик в файл" на сайте fanfics.me". Отсутствие запрета на такую публикацию не приравнивается к её разрешению! Следовательно, создание на сайте копии произведения и его распространение, незаконно по сути, к сожалению, создателя сайта. Создание же каталога из произведений на сайте - законно, потому что законом не предусмотрено получение разрешения от автора произведения на включение этого произведения в какой-либо каталог. Создание копии произведения на сайте является созданием контрафакта, соответственно, автор или иной правообладатель могут требовать судебной защиты своих нарушенных прав в виде удаления публикации, штрафа и компенсации убытков. Другое дело, что размер этих убытков практически невозможно доказать в суде, поэтому и норма о защите исключительных прав в этой форме и в данном случае почти неприменима. Финальный вывод: "Фанфик в файл" в том виде, в котором он существует сейчас (то есть создаёт копии произведения и позволяет их читать на сайте, где они автором не размещались), незаконен по сути. Он был бы законен: если бы произведения размещались в нём только с информированного согласия автора; если бы он был только каталогом и больше ничем. Однако это ничем ресурсу не угрожает, потому что судебная защита в данном случае автору произведения практически ничего не даст, то есть сервис и не "чёрный" (преступный), и не "белый" (юридически чистый). Это серая зона права. Ещё есть аспект - насколько я понимаю, Фикбук и тем более ao3 находятся вне российской юрисдикции. При этом "Фанфик в файл" утаскивает с него всё и делает здесь копии, что может обернуться большими проблемами с Роскомнадзором. Здесь отговорка о том, что сайт делает обычные технические копии, за которые никто не отвечает, не пройдёт. Вопрос о том, красиво ли это - размещать произведения на сайте без согласия автора, прилично, соответствует морали и т.п. - спорный. Я считаю, что нет, не красиво. Автору важен контекст. Этот сайт сам по себе приличный, но иногда на нём вылезает странная реклама; в рекомендации к тексту может прийти странный читатель и понаписать чего-нибудь неприятного, что потом не удалить; сайт может опубликовать что-нибудь, что уронит его репутацию, а поисковик уже свяжет моё творение с ним и т.д., и т.п. Да и чисто эмоционально это неприятно. Я сама на этот сайт попала, когда мне скинули ссылку с моим фанфиком, выложенным на Фикбуке. Меня это почему-то задело. Хочется быть полноправной хозяйкой своего текста, хотя в сети это и невозможно. Ну, и в завершении, так сказать, минутка самопиара в "Фанфик в файл", раз уж тут опубликован этот текст без моего явно выраженного согласия: https://fanfics.me/ftf77890 Этот фанфик я написала на заре своего творчества (можно, кстати, оценить мой творческий рост или мою творческую деградацию) чисто ради прикола для ещё одной "чокнутой" барышни. Здесь он не может быть опубликован, так как это РПФ. 26 февраля 2019
54 |
KNS
Насколько помню, Рефери упоминал, что переписывался с админами Фикбука на тему фвф, договаривался с ними. Скажите, Компания-лицензиат может ли дать разрешение на копирование текстов? Учитывая то, что "Компания имеет право осуществлять контроль над управлением размещенными на Веб-Сайте литературными произведениями Автора" (7.5)? 1 |
InCome, кстати, да, хороший вопрос. Судя по всему — может:
Использование произведения ..., независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, допускается только с согласия автора или иного правообладателя. Но возникает вопрос: допустим, Фикбук дал Рефу разрешение копировать фики в ФвФ, а сам автор — против. Чьё кунг-фу сильнее в этом случае? |
финикийский_торговец
А скорее всего концепция "автор не обеднеет" и победит, потому что чем дальше, тем меньше объект интеллектуального права становится похожим на вещь, а право в целом не может долго (в исторической перспективе, конечно) фиксировать что-то нелогичное и противоречащее здравому смыслу. Есть определённый предел, до которого право может сопротивляться складывающейся практике, но после его достижения неизбежно произойдёт кризис, у которого могут быть самые непредсказуемые последствия. Тут, в регулировании интеллектуальных прав, проблема в том, что нет консенсуса в том, что соответствует здравому смыслу, а что - нет, поэтому и разворачиваются такие, принципиально не решаемые споры. Здесь ещё происходит столкновение систем романо-германского права и англо-саксонского, которые и по другим, более давним вопросам, не выработали общего подхода, что уж говорить о регулировании интеллектуальных прав. Однако наши законы пока что фиксируют то, что фиксируют. И концепция хозяина никуда пока не исчезает. 2 |
InCome
Нет, лицензиат такое не может сделать. Нужно специально оговорить, что лицензиату разрешается передача произведений без согласия автора на фанфикс или в целом на любые сайты. Это должно быть сформулировано очень явно, потому что затрагивает фундаментальное, так сказать, право автора. 1 |
Styx
"можно было ссылаться в случае чего" - твои слова. Ссылаться отстаивая обе позиции? Есть права и обязанности очерченные нашим антипиратским законом, есть ГК который можно повернуть любым способом, был бы иск и юристы сторон. Потому не агрись, но окончательно разобраться "у кого прав больше" не получится) |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
KNS
боюсь наоборот в сторону ужесточения будет... |
ГрекИмярек, мои, чтобы я мог говорить "смотрите-ка, а ведь нельзя, вот и ссылочка на закон".
1 |
Читатель 1111
Показать полностью
Знаете, а это естественный процесс. Нарастают противоречия между практикой и правом. Практика складывается в обществе, а право исходит от государства. Кто сильнее - несомненно, государство. Государство начинает защищать право, используя арсенал средств принуждения (а мы знаем, что существуют гигантские правообладатели с огромными деньгами, которые могут лоббировать определённые интересы, в отличие от граждан). Соответственно, происходит ужесточение сначала правоприменения (т.е. то, что раньше не применялось, внезапно начинает применяться - отсюда уголовное преследование, в частности, европейских граждан, скачавших фильм с торрентов), а потом и ужесточение самих правовых норм. В результате напряжение нарастает. Можно сравнить ситуацию с запретом на частную предпринимательскую деятельность в СССР. Сначала было можно её осуществлять в небольших пределах (период НЭПа), потом её запретили, и это соответствовало тем реалиям с военной мобилизацией экономики, потом с послевоенном восстановлением страны, поэтому противоречие было не таким острым. А вот потом, с ростом уровня жизни граждан, в обществе возникло ощущение, что осуществлять предпринимательскую деятельность, в целом, не так уж и плохо. Ну вот чем плохо, если я дома навяжу носков и буду их продавать? Ничем. Право к этому какое-то время относилось безразлично. А если я дома наварю самогон? Уже не так безразлично, да? А если я сниму гараж, найму бабушек, и они будут вязать мне носки, которые я буду продавать партиями? Не плохо же, да? Где-то тут нужно провести границы и определить рамки, то есть саму идею о возможности предпринимательства государство приняло. И вот тут наступает противоречие с основной идеологией советского государства, и государство, вооружившись правом, начинает практически кровопролитную борьбу с предпринимательством, выходящим за установленные рамки. "Закручивание гаек" происходит по всем фронтам, ужесточаются административное и уголовное законодательство, растёт штат правоохранительных органов... И противоречие всё сильнее нарастает, потому что всё меньше людей видят зло в предпринимательстве. Таких людей становится всё больше среди тех, кто принимает решения, появляются лоббисты этой позиции. И происходит слом всей системы - право резко переходит на разрешение предпринимательской активности, причём удержать её хоть в каких-то рамках не удаётся - каждый год происходит только расширение предпринимательской свободы чуть ли не до полной безнаказанности. И теперь накапливаются противоречия между государственной идеологией и новым корпусом правовых норм о предпринимательстве. Это противоречие раскачало систему до таких пределов, что именно государственная идеология не выдержала, а следом не выдержало и государство (я не утверждаю, что СССР развалился только по этой причине, но это было одной из причин). Несколько лет - и преступники, чуть ли не подлежащие расстрелу, стали уважаемыми людьми и были допущены до высшей политической власти. Наверняка примерно так и будет с авторскими правами. Сначала гайки закрутят, потом система из-за накопившихся противоречий встанет на порог уничтожения (может наступить угроза разрушения интернета как такового). Возможно, случится что-то совершенно страшное вроде большой эпидемии из-за того, что рецепт лекарства охранялся авторским правом, и оно было недоступно большинству людей; катастрофа, связанная с нарушением целостности интернета, и т.п. И тогда государствам (если международное право ещё будет существовать) придётся договариваться о новой концепции охраны интеллектуальных прав. 4 |