Коллекции загружаются
#пытаюсь_в_критику #ГП #размышлизмы #фанфикшн
Около полугода назад до меня наконец дошло, почему поттериана так популярна в качестве материала для фанфикшена. Я, например, никогда не стал бы писать фанфик по Гарри Поттеру по доброй воле. Нет, феномен вторичной популярности никто не отменял - если все пишут фанфики именно по этому фэндому, то фидбэк от него очевидно будет высоким, и автор, скрепя зубами, заставляет себя изучить бэк и что-нибудь выдать в этих декорациях. Я, например, именно в режиме вторичной популярности написал в своё время фанфик по Наруто. Но "Наруто" мне и сам более-менее нравился - да, существовала добрая сотня аниме круче, чем история про рыжего ниндзю, но по крайней мере, отвращения он не вызывал. А вот чтобы залезть обеими руками в поттериану, мне бы пришлось именно ломать себя. Жестоко и мучительно. И тем не менее, будь я чуть более зависим от фидбэка, мне бы, возможно, удалось себя сломать. Но это не ответ, поскольку для появления вторичной популярности сначала нужна первичная. А она-то откуда взялась? С какого бодуна куча народу так зацепилась за эту довольно-таки бездарную и унылую книжицу? Подчеркну, не то, чтобы поттериана была как-то особенно плоха. На разок почитать она вполне себе сойдёт. Существуют тысячи книг гораздо хуже неё, которые, тем не менее, вполне читабельны. Но и масштабу своей раскрученности она совершенно не соответствует. Существуют тысячи книг гораздо лучше неё, которые, тем не менее, не пользуются и сотой долей её популярности. Да, в раскрутку поттерианы были вложены огромные средства, но с фикрайтерами это работает слабо. Дисней вон тоже в раскрутку новой трилогии огромное бабло вложил. Отбиться - отбилось, а фанфиков по ним - меньше чем по оригинальной Расширенной Вселенной (в основном шипперы Рейло). Потребители и фикрайтеры - это две разных аудитории. И недавно до меня дошло в чём секрет. Роулинг сумела зацепить толпу народа на крючок не тем, что исполнила их ожидания - а как раз наоборот, тем, что эти ожидания с особой жестокостью обманула. Взрослые бы на это не повелись, но Роулинг адресовала детям совсем не детскую по духу и сути книгу - и тем самым смогла поразить ещё не покрытые эмоциональной бронёй сердца. С чего начинается поттериана? С классического "эффекта золушки", он же "харт-комфорт" на жаргоне фикрайтеров. Мальчик живёт весьма бедной и скучной жизнью у нелюбимых и не любящих его дальних родственников, его травят и в школе, и дома... И тут вдруг эти серые беспросветные тучи одна за другой прорезают ослепительные молнии: оказывается, он волшебник, и знаменитость, и богач в одном флаконе... Малолетний читатель подпрыгивает в восторге, крепко-накрепко отождествляет себя с главным героем и требует ещё. Ещё больше издевательств над Дурслями, ещё больше галеонов в волшебных сейфах, ещё больше преклонения перед "тем самым Гарри Поттером"... А Роулинг ему с размаху - бац чайником промеж глаз! Р-разбежался! Оказывается, чтобы эффективно колдовать, родиться волшебником мало, надо ещё на него выучиться, и обучение это отнюдь не приятное и не весёлое. На момент первого курса практически КАЖДЫЙ знакомый маг, взрослый или школьник, сильнее Гарри. И богатство у него весьма относительное - по сравнению с теми же Малфоями он едва ли не нищий. И всеобщее восхищение быстро перерастает в ту же травлю. А, ну да, и как вишенка на торте - хороший волшебник от плохого отличается в первую очередь тем, что безропотно принимает смерть. "Меня обманули!" - кричит малолетний читатель. И бежит исправлять эту вопиющую несправедливость - кропать фанфики, где продолжается феерия из первых глав книги. Гарри продолжает получать всё новые и новые плюшки, обнаруживает у себя такое наследство, что становится богаче Малфоя, без всякого обучения становится магом сильнее Дамблдора, а по мере полового созревания - получает всеобщую любовь не только в виде торта от Хагрида. Ну или идёт эффект компенсации - популярный в фанфиках мотив "Гарри все предали" - это проекция в фанфик читательского "Роулинг меня предала". Или же пытаются дополучить себе эффекта золушки за счёт объяснения "я просто не ту золушку выбрал". Отсюда всякие Драко в кожаных штанах и прочие хорошие Волдеморты. "Я отождествился не с тем, этот ваш Гарри просто лох, нужно отождествиться с более сильным-богатым-влиятельным - и тогда уж мне точно додадут обожания". Стоит заметить, когда автор этих строк впервые прочитал Гарепотера, он ещё отнюдь не был старой, циничной и толстокожей скотиной, как сейчас. Он ещё вполне себе вёлся на эффект золушки. В других книгах. Да что говорить, я иногда и сейчас на него ведусь, хотя куда реже. Но вот конкретно в этой книге он меня не зацепил от слова совсем. Потому что я ещё в прологе как увидел упоминание о том, что Волдеморт УБИЛ множество людей - с самого начала перестал воспринимать это как сказку с пряничными домиками и приготовился читать мрачное тёмное фэнтези. И все эти детские игрушки, типа наколдованного у Дадли поросячьего хвостика или шоколадных лягушек в поезде - меня не забавляли, а бесили. И Гарри, который только что узнал, что его родителей УБИЛ злой волшебник, но при этом продолжает вести себя так, будто попал в добрую детскую сказку - ни малейшего желания отождествиться с ним у меня не вызывал. Поэтому я и не чувствовал себя преданным, когда эффект золушки закончился - наоборот, только облегчение, что закончилась клоунада и наконец-то можно заняться серьёзным решением серьёзных проблем. А другие этих предупреждающих звоночков просто не услышали - и естественно, желание исправить "неправильную" книгу их понесло. Они не ту поттериану любят, которую написала Роулинг, а свою собственную - "настоящую". Которая без обмана. 6 августа 2019
24 |
Мол
|
|
Структура магии очень сильно влияет на сюжет! Это же основа мира!
|