↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Scaverius Онлайн
16 июня 2020
Aa Aa
#политота #идеология #ликбез #предварительные_замечания #много_букв

Сам не знаю, зачем это сюда пишу. Когда-то делал крупный тест по идеологиям на Этерне, сайт грохнулся, тесты были удалены. Прекрасно понимая, что фанфикс - это не совсем место, тем не менее попробую запостить сюда кое-что. Итак идеология. Сейчас идеологией принято называть всё, что угодно. Религию часто называют "идеологией". Философию часто именуют "идеологией". Но идеология - это светская, секулярная рациональная система идей, имеющая отношение к социально-политическому и экономическому позиционированию личностей и социальных групп в обществе и распространяемая путем пропаганды или манипуляции через СМК (средства массовой коммуникации). Это не может быть философия - т.к. философия не занимается прямым обоснованием социально-политической и экономической конкретики и не распространяется через средства массовой коммуникации. Это не может быть религия - т.к. у религии вообще другие цели и задачи в рамках культуры. Это не миф - т.к. миф иррационален (он не нуждается во внешнем обосновании, а обосновывает себя сам). Итак, определив это, пойдем пожалуй далее. Для анализа любой идеологии нам потребуются инструменты (как для того, чтобы вскрыть консервную банку нужен нож или открывашка). Этими инструментами будут следующие критерии, отделяющие одну идеологию от другой:

1. Центральные идеи-ценности (core beliefs). Их, как правило, немного, они предельно абстрактны и тем не менее представляют собой жизненный идеал. Таковы свобода, равенство, справедливость, порядок, прогресс, иерархия, вера в Бога, собственность (да-да, собственность может быть идеей), ранг, раса и проч. В основе любой идеологии лежат 2-3 идеи-ценности, которые потом будут раскрыты в п.2. нашей классификации.
2. Системообразующие идеи-понятия. . Их больше чем идей-ценностей, они вытекают из идей-ценностей (которые сами в свою очередь вытекают из исторической и социокультурной практики человечества, но об этом позже). К ним, например относятся такие вещи как принцип добровольного авторитета, естественное состояние, общественный договор, минимальное государство, принцип невмешательства, классовая борьба, диктатура пролетариата, расовая чистота, добровольная ассоциация и проч. (я умышленно поставил в один ряд идеи-понятия из разных идеологий). В отличие от идей-ценностей они абстрактно-конкретны (легко конкретизируются через определения).
3. Философская база и основатели. Важно то, какая философия лежит в основе идеологии. Крайне редко идеология "сама себе философия", чаще всего философия все равно отличается от неё. Вопрос основателей, их культурного контекста тоже важен. Если основателями идеологии были революционеры - она уже не может быть, например "правой", только "левой" или "либеральной".
4. Теория и метод. Критерии истины. Любая идеология имеет теоретическую часть (то самое обоснование зачем, почему и проч.), методологическую часть (то, как она исследует реальность) и критерий истины (откуда идеология берет свои аксиомы, что она считает важным для себя). Теорию и метод идеология заимствует у философии, как и критерий истины. Можно считать поэтому п.4. конкретизацией п.3.
5. Степень интегрированности/когерентности. Важно то, как разные части идеологии связаны между собой. Можно выделить три уровня внутренней связности (когерентности) - высокий или корневой (идеология связана только с одним центральным философским учением), средний (идеология имеет 2 источника, связанные друг с другом), низкий или эклектический (идеология имеет либо более 2х источников, либо только 2, но не связанных, а резко противоречащих друг другу). Ниже "низкого" уровня идет уже не идеология - а политическая практика. Так, например, экономический либерализм - это скорее практика, чем идеология.
6. Социальная и историко-культурная база. Идеология возникает не на пустом месте, у неё тут же появляются последователи. Так мы можем выделить устойчивые слои, являющиеся её социальной базой. Историко-культурной базой можно назвать предпосылками идеологии, вопрос "зачем она появилась" и "как исторически вызревала" и "в какой культуре впервые возникла и распространялась". Только тогда и можно ответить на вопрос римлян "Qui prodest?" - "кому выгодно?"
7. Отношение к личности. Любая идеология отвечает на вопрос личности "зачем ты мне сдалась?", предлагая конкретный идеал - свободу (позитивную и негативную), самореализацию, счастье, стабильность, удовлетворение духовных исканий и проч. И также любая идеология "производит личность" путем пропаганды, ту личность, которая станет её адептом.
8. Отношение к обществу. Речь идет о том, как идеология понимает социальность. Что есть общество? Что есть взаимодействие людей в нём. Какой идеал ближе - социоцентризм, где человек - это чистая доска или индивидуализм? Общество - это органическая (биологическая) реальность или социальная? А может духовная? Как общество образуется, кто его создает - государство, народ, Бог, отдельные люди?
9. Отношение к государству и власти.. Это важный вопрос. Откуда берется государство, как оно возникает? Зачем оно нужно? Какая форма правления и полит. режим тут уместны? Власть - она должна быть добровольной или принудительной? Как понять, когда она законна, а когда незаконна? Кому должно служить государство - людям? А что если наоборот - люди должны служить ему?
10. Отношение к собственности и экономической системе. Ни одна идеология без этого не обходится. Какой должна быть собственность в обществе? Общественной или частной? Что есть государственная собственность? Как должна регулироваться экономика? Экономика для людей или люди для экономики? и проч.
11. Отношение к культуре и религии. "Сбросим Пушкина с корабля современности!" или нет? Религия - это игрушка в руках богатых и знатных или важный социальный институт? Не иметь религиозных взглядов - необходимое условие, чтобы быть представителем данной идеологии или этой идеологии всё равно?
12. Отношение к истории и идеал будущего. Опять-таки каждая идеология предлагает нам фокусироваться на определенном историческом времени, консерваторы зовут "отстоять святое прошлое", либералы "давайте сделаем настоящее удобным", левые "нам нужно светлое будущее". И тем не менее, даже у консерваторов и либералов есть свое видение будущего.

Как-то так. Для начала сойдет.
16 июня 2020
3 комментария
Глиссуар Онлайн
хз нах мне это, но сохраню
Scaverius Онлайн
Глиссуар
хз нах мне это, но сохраню

Это только первая часть. Дальше - интереснее. Я так понимаю, зла вы больше не держите. :)
Многабукф, а у меня фоточка в блоге новая.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть