Коллекции загружаются
Летняя скука окончательно меня доконала, и я решил немножко разнообразить литературой свой летний досуг, заполненный плотницкими и малярными работами на даче. Выбор пал на рассказ Александра Грина "Крысолов", место действия которого происходит в постреволюционном Петрограде. Скажу честно, наличие подобного произведения меня нехило так удивило, ведь до сегодняшнего дня я думал об авторе лишь как о "беспечном романтике". Поэтому я решил изучить данное произведение чуть лучше, то есть, попробовать изучить несколько статей по данному произведению.
Словно пытаясь "разбавить" атмосферу (ведь я умудрился прочитать несколько серьёзных литературоведческих статей), я решил прочитать маленькую публикацию в "Живом журнале" с интересным названием "Дом Елисеевых и крысофобия Александра Грина". Обещаны были там и картинки, но, увы, отобразить их мой компьютер не сумел. Далее будут предложены мои размышления, которые могут испортить впечатление от прочтения данного произведения Грина людям, ещё с ним незнакомым. Или, если говорить проще: "Осторожно, спойлеры!". Меня очень сильно привлекла (а также немного подбила моё самолюбие) одна фраза из той публикации: В рассказе указан точный адрес самого Крысолова: 5 линия В.О. (т.е, Васильевского острова), д. 97 кв. 11. Такого дома в реальности нет, все дома на нечетных линиях В.О. только с четными номерами. Случайностей у Грина не бывает, но как разгадать этот секрет — не знаю. После признания своей оплошности (как-никак, двадцатый год в Питере живу, из них четыре года - на этом самом "В.О.", а данный просчёт не заметил). Ну и решил я заняться небольшим историко-литературным исследованием. Конечно, чем ещё можно заниматься в четыре утра? Только им!Правда, само "исследование" заняло у меня немногим больше двадцати минут (и именно поэтому, ну, и ещё по некоторым причинам, на объективность и достоверность я не претендую, и моя точка зрения не может быть единственно верной!) Я решил проверить наличие каких-нибудь интересных домов под номером 97. И в качестве источника информации я взял, конечно же, Википедию. Интересующий меня номер дома я нашел только на линии с номером 14. Дом 95-97, если быть точным. В 1920 году в этом доме строят и оборудуют первый в России крематорий. И именно в тот год происходит действие рассказа! Только при написании данного поста я обнаружил несоответствие в своей теории: действие рассказа происходит летом, а печь крематория была запущена лишь в конце декабря. К слову, если вдруг будет интересно, подробнее про это место можно прочитать вот здесь. Крематорий - это явный символ смерти. Настолько явный, что его даже химик в моём лице может опознать. То есть, человек, идущий в дом, хм, имеющий столь однозначное предназначение в реальной жизни, по сути, идёт в место торжества смерти. Быть может, счастливый конец таковым не должен был являться? Или же эта последняя часть рассказа - всего лишь бред умирающего героя? Или это просто торжество конспирологии и мне лучше заняться своей химией и не лезть в художественную литературу? К слову, что вы вообще думаете про это произведение? 4 августа 2020
3 |
nordwind Онлайн
|
|
Это вообще один из самых удачных и знаменитых рассказов Грина…
В воспоминаниях знакомого писателя (Э.Арнольди) говорится, что замысел рассказа возник под влиянием рассказанного Грину случая с бездействующим телефоном, зазвонившим в пустой квартире. (Позднее выяснилось, что воздушная проводка была временно сделана по срочному требованию коменданта Петроградского района.) Прототипом здания, где герои нашли временное пристанище, по словам Арнольди, послужил брошенный банк, помещавшийся неподалеку от Дома искусств, куда Грин и другие наведывались за горючим для буржуек и писчей бумагой для себя. А вот адрес заведомо несуществующего дома (на нечетной линии и с нечетным же номером), на который вы обратили внимание, - это действительно интересно, хотя такой прием в литературе не нов. В контексте «Крысолова» это, скорее всего, означает вступление героя в сферу мифа, «потустороннее», которое выявляет сущностные отношения в «нашей» реальности: зловещее смешение крысиного и человеческого в хаотичном, дестабилизированном мире, где уже невозможно провести четкую грань между безумием и здравым рассудком. Как-то так. 4 |