↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Шеннон Макфарленд
21 июля 2013
Aa Aa
#статья

"Шпаргалка по редактированию своих текстов"
(часть 1)


Обычно мы творим двумя способами.

Иногда, нудно и мучительно рассудочно выжимаем из себя кусок текста, под заунывные читательские вскрики "пожалуйста, ну хоть маленькую проду!" и бубнеж внутреннего голоса "оставь эти потуги, ты, бездарность".

Когда же это происходит, что называется, "на вдохновении" - мы получаем живые, яркие и оригинальные образы и ходы. И самое главное, непередаваемое удовольствие от процесса. Однако, очень часто, трудившись всю ночь, наутро можем обнаружить кучу смысловых ошибок, абсурда и тому подобного в том самом ярком и самобытном тексте.

В связи с этим, прежде всего хотелось бы предостеречь всех начинающих от двух наиболее сомнительных вещей:

а) выкладывать неотредактированный текст, оправдывая себя тем, что писалось искренне и от сердца, и вы не собираетесь подгонять свои душевные порывы под требования качества вредных читателей. (Не нравится - не читай!)

б) пытаться изначально писать начисто, соблюдая кучу схем и правил. Потому что, нагрузив оперативную память канонами и ограничениями - очень легко помешать работе творческого правого полушария и сбить себе вдохновение. Не зря же появился совет "пока сочиняешь - не редактируй".

Да, есть авторы, способные генерировать сходу уже грамотный и гармоничный текст. Но это достигается отнюдь не зубрежкой и слепым следованием талмудам, типа "Как написать идеальный ...", а необходимым количеством практики. Со временем мозг приучится выдавать материал уже в качественном виде.

А до той поры нам поможет редактирование.

***

Итак, перед нами (к примеру) заготовка для будущей главы.

Если вы ставите себе целью написание драматической, НЕэкспериментальной прозы - скорее всего, вы специально или интуитивно стараетесь следить за обязательным наличием драматического конфликта в тексте на всех его структурных уровнях. В том числе - и на уровне отдельной главы, и даже эпизода.

Напомню виды конфликта:
- конфликт с внешним миром (с системой, природой, обстоятельствами и судьбой).
- конфликт персонажа с самим собой (внутренний);
- межличностный конфликт;

А также составляющие его развития:

В полномасштабном (в разрезе произведения) виде они включают в себя -
1) экспозицию;
2) завязку;
3) развитие действия (нагнетание конфликта);
4)кульминацию;
5) развязку.

В конкретной главе (или эпизоде) развитие может быть урезано до части элементов. В некоторых случаях - оборвано раньше наступления логического конца (развязки). Смотря какие цели преследует автор, и каким именно образом ему необходимо воздействовать на внимание читателей.

Далеко не во всех его составляющих требуется наличие сюжетной линии и развития конфликта. Встречаются полностью внесюжетные эпизоды в главах (замедляющие, описательные, отрывки в виде "романа в романе", документы, письма и т.д.), и даже главы целиком. Связки между эпизодами также являются преимущественно бессюжетными. (Связки обычно нужны, если происходит смена места действия или действующих лиц. Однако и без них обойтись легко, все мы интуитивно в таком случае отделяем эпизоды друг от друга троеточечками).

Например, я часто строю главу в виде:
а) эпизод первый, конфликт персонажа с самим собой;
связка
б) эпизод второй, конфликт с другим персонажем;
связка
в) эпизод третий, конфликт с внешними обстоятельствами.

Но это, в любом случае, моя личная трава. Я ее курю, могу поделиться, но никому не навязываю.

Главное, после написания "сырого", чернового материала для будущей главы произведения, необходимо обязательно отстраниться от него и попытаться взглянуть целостно, сверху. Когда вы генерируете текст, то чаще всего мысленно располагаетесь внутри происходящего. В шкуре героя, в декорациях, на поле боевых действий, на борту космолета и т.д. В таком "правополушарном" режиме крайне сложно оценить внешний вид и гармоничность главы с точки зрения будущих читателей.

Вот здесь и придут на помощь все эти вышеуказанные схемки, по которым не стоит творить, но так удобно и полезно бывает проверять и выстраивать уже готовый материал.
21 июля 2013
1 комментарий
спасибо))Все три части прочла,сохранила себе)Для меня полезная вещь)Радует,что некоторые пункты сама понимала,интуитивно)
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть