↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Rory Redcap
1 сентября 2020
Aa Aa
#писанина #рефлексия / контркультура

Люблю совершенно особенной, непередаваемой /и в известной мере ностальгической/ любовью русскую контркультурную прозу, порождение девяностых, а то и нулевых — запаздывающие тёмные углы провинций оставались где-то там и тогда, может, какие-то и остаются до сих пор. Искать её всегда задача трудная (она здесь никем не ценится); ещё труднее найти избранных в ворохе очаровательного по сути, но едва ли всегда хорошо и, гм, эрудировано написанного; ещё труднее в мешанине фриков отличить тех, которых тянет на изнанку вещей, а не только на дно.
Это такие вещи, легче которых Дугин (он движется на поверхности тёмной воды), красно-коричневые, Угол, грибные эльфы и прочее в таком духе. Ниже и глубже совсем безумные неотрадиционалисты, чаще всего действительно чокнутые и временами запрещённые, наркоты разных цветов и размеров и bm culture, охраняющая сама себя культистским молчанием.
Иногда в массмедийное пространство просачиваются образчики — что такое «Дети против волшебников» как не концентрированное сатанинское сумасшествие? Не смог ли автор осознать, что отчаянно партизанит в лесах, которые видятся иным мирным городом, или намеренно дискредитировал занимаемую сторону, не имеет значения.
Ни от одной другой литературы у меня не дрожат пальцы и не замирает сердце так, как от этой: болезненные маниакальные идеи, которыми не живут, а умирают, вечная total war.
Эта атмосферная точка, парадигма — лучшее порождение времени, как и битники США, давшие США Берроуза и Баркера, только с извращенной soviet тоской по per aspera ad astra, с северной ледяной меланхолией; я надеюсь, постфактум оно останется странным краешком в истории, насмешливо очерченное Пелевиным — или кем ещё, кто на закате лет решит приоткрыть завесу над бездной тем, кто никогда в неё не заглядывал. И мне странно, что в массе, в мейнстриме, русские не ценят этого, бездумно получая потребительское удовольствие от «Зелёного слоника», или от Гр.Об., или от того же наше всё Пелевина (не потому ли, что он шел через запад?) — это не отдельно взятые случайные успехи, это культурный пласт, это веха, чёрт возьми. Берроуза за границей холят не менее чем Витткоп и Поппи Брайт; здесь они бы стали в общий ряд почти никем не читаемых хранителей храмов неназванных божеств. Странно ругать русский кинематограф: у нас есть некрореалисты и скинхеды 80-90-ых, Баскова и Васильев, и прочие, и прочие. Странно ругать литературу, скульптуру и живопись, этого полно. Доренко был прав, когда определял русских как нацию ремесленного, а не конвейерного продукта.
Вкупе с вечным этим склерозом русской культуры мне всё интересно: когда истончится нынешний идейный багаж, что станет лейтмотивом андеграунда нового времени? Что станет контркультурным детищем объектива веб/камер, культа спокойствия и затишья? Конечно, несколько гипотез у меня есть, и ужасно хочется узнать, оправдается ли хоть одна.
1 сентября 2020
6 комментариев
"Партизаны с кладбища" кажется был зин?
ol uncle Cras
Это чей такой?
или "кладбищенские партизаны", не помню уже
Такая нацбольская заметка, на самом деле)

Тоже нежно люблю контркультуру как явление, но всё же более реалистичную, чем пелевинско-ирреальную. Современная культура – от мировоззрения до контента – заслуживает, чтобы её «били».
Но там, на самом деле, при «северной ледяной меланхолии» [какой эпитет! браво!] и горящих идеях есть ещё сильная доза пораженчества: персонаж, «заранее обречённый на полнейший провал». Не везде, но не так уж и редко. Прилепина за это ругали в своё время.

Ну, например, общая мрачность, даже обречённость реализма, пагубные привязанности и привычки – это, конечно, прекрасно (в художественной форме), но за этим – условно говоря – должна прослеживаться такая же больная, почти-маниакальная тяга к победе. Там, где это предполагается.
Для одиночки или депрессивной деревни, допустим, как раз таки нормально разлагаться и пить, чтобы в конечном итоге погибнуть – за циничной ненужностью миру. А банда или политическая группировка должна выцарапывать победу: не «пугать» спокойные будни, а разламывать или сильно кусать их – это как раз было бы в контркультурном духе. Помереть всегда успеется.

Это как если сравнить книгу и фильм «Бойцовский клуб»: книга глубже, а фильм – лучше. Потому что отступать в последний момент – ну такое, на рассказчика же люди рассчитывали, чёрт возьми. В фиках тоже эта тенденция есть: автор любовно выстраивает общество по канонам социальной потерянности, готовится плюнуть в лицо светлой (обывательской) культуре, а потом всё сливает. Правда, не всегда это делается из контркультурных соображений (иногда – и против них, по сути), но принцип почёрпнут именно там.

Как-то, если уж начинать гореть чем-то болезненным, то до конца, до логического завершения – до переустройства мира.
Показать полностью
Контр-культура будет всегда, потому что всегда будут панки разных форм и видов; всегда будут эзотерики; всегда будут сатанисты; творчество под расширением сознания будет только расти и шириться.
Вряд ли русскоязычный мир родит кого-то калибра Парфрея или Кроули, но чем Лучезарный не шутит.
ol uncle Cras
Ключевые проблемы и посылы времени меняются, отчего и трактовка тоже. Где оккультные эксперименты 17-го века и современные - каждый отражает свою эпоху.
А так да, про смерть контркультуры говорить было бы странно.
Вряд ли русскоязычный мир родит кого-то калибра Парфрея или Кроули
Занятно было бы, занятно.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть