Коллекции загружаются
Красная Шапочка как жизненный сценарий
...а также все "красные шапочки" в литературе... Чтобы представить себе, как история Красной Шапочки может вообще стать "сценарием жизни" современной девушки/женщины, для начала, конечно, следует отказаться от буквального восприятия сказки и рассмотреть её, как набор символов. Итак: Бабушка = прошлое, традиции, семейные ценности. Это старшая женщина в семье, а именно такие женщины являются хранительницами традиций и устоев в традиционном обществе. Волк = животное начало, инстинктивные устремления, желания. Он животное - и этим уже всё сказано. Но, кроме того, он тотемное животное, которое вместе с кабаном и медведем входит в триаду главных тотемов дохристианской "варварской европы" (кельтской, германской, скандинавской и славянской). Поэтому волк может также символизировать определённый пласт языческих ценностей и представлений. Лес = жизненный путь, система ценностей и идеалов. Точнее, упорядоченная система ценностей - это уже парк или роща. Лес дикий обозначает некое нагромождение разнородных принципов, примет, идей, интересов, желаний и мотивов. Недаром в "Божественной комедии" говорится "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу" Лесорубы/охотники/лесники = контроль над внутренней жизнью индивида, общечеловеческие ценности, закон-и-порядок. Почему? Потому что в любой из названных ипостасей они - "хозяева" леса, они те, кто изменяет его, т.е. упорядочивает сознание (лесники), выкорчёвывает лишние идеи (лесорубы) и убивает опасные и разрушительные желания (охотники). Лесорубы олицетворяют социум и его физическое, юридическое и моральное давление на индивида. Теперь, что, собственно, происходит в сказке Красная Шапочка? Мама посылает Красную Шапочку отнести бабушке, живущей на краю леса, пирожки. По дороге, Красная Шапочка встречает Волка, пробалтывается ему о том, где живёт бабушка, Волк опережает девушку, съедает бабку, прикидывается ей и ждёт Красную Шапочку. Та, войдя, вначале ничего не замечает, однако потом понимает, что это волк, а не бабушка. Далее сказка имеет несколько продолжений: 1) Волк съедает Красную Шапочку. Конец 2) Шапка перед съедением кричит, крик слышат охотники и прибегают в дом, они убивают Волка и... * спасают Красную Шапочку, которую Волк не успел проглотить, а потом вспарывают волку брюхо и достают живую бабку * спасают Красную Шапку и бабку: обеих Волк успел проглотить. * убивают Волка, распарывают ему брюхо, достают живую бабку и мёртвую (!) Красную Шапочку. Что это значит на самом деле? Существует несколько версий, в зависимости от того, кто Вы =) 1) Если вы женщина, уверенная в том, что смысл жизни мужчины - испортить Вам жизнь, то: Вам подойдёт трактовка в духе К.П.Эстес. Судьба Красной Шапочки - первый или самый последний вариант, т.е. по вине волка она умирает. Итак, Волк - т.н. "мужчина-хищник", который пользуется женской наивностью и играет на самых лучших чувствах: на желании помогать мужчине и быть для него хорошей женой, хозяйкой и прочее бла-бла-бла. Он обманом узнаёт её слабые места (традиции и ценности, олицетворяемые бабушкой) и обращает себе на пользу (переодевается в неё). Когда женщина понимает, что её жизнь не имеет ничего общего с тем, чему её учили в детстве (у бабушки какие-то ну очень большие зубы) - уже поздно и волк её съедает. Этот вариант иллюстрируют обычно историями жён алкоголиков, которые работают, а муж пропивает все деньги, тыкает жене, что она не правильно ведёт хозяйство, так ещё и бьёт иногда. И женщина ощущает вину и верит в справедливость этих упрёков. 2) Если вы юнгианец и вообще нейтральная сторона в этой истории, то: История выглядит так. Красная Шапочка тяготится традициями (бабушка). Её мать требует от дочери соблюдения приличий, а она стремится от этого гнёта избавиться. Сначала она идёт на поводу у материнских наставлений (идёт с пирожками к бабушке), но потом страсть оказывается сильнее. Она предаёт приличия ради страсти (рассказывает волку, как найти бабушку). Предаёт сознательно, ибо ещё дедушка Фрейд говорил, что "случайно" проболтаться невозможно. Красная шапочка намекает волку, что он может быть для неё лучшей бабушкой. Волк в это верит, она тоже. Но выясняется, что это не так.... Приблизительным образцом такой Красной Шапочки является Анна Каренина - хотела страстей, ушла к "Волку" Вронскому, поняла, что на роль мужа он не годится - бросилась под поезд 3) Ну а если Вы считаете, что главная пострадавшая сторона - Волк, то История остаётся такой же, как и в прошлый раз - с той разницей, что Красная Шапочка осознанно подставляет волка, чтобы убрать бабку и остаться чистенькой. В этой версии лесорубы, разумеется, присутствуют. Такая Шапка - героиня голивудских детективов 50-х годов, убеждающая любовника убить мужа, а потом сдающая этого любовника полиции. 21 февраля 2014
|
Мне привлекательнее Берн с трансактным анализом "Сказки про Красную шапочку" Но приведенные версии не менее забавны
|
Да, очень недурно =)
|
Апполинарий, О, любители Берна =) Да, он чудесен )))
А эта версия более юнгианская, если так можно выразиться ;) |
Ммм... прочитала три раза. С чем-то согласна, но в целом - хочу такую же забористую траву. Очень хочу
|
Трава для молодых нигилистов,мне для развлекательных диспутов сойдет и коньяк
|
в таком случае, предпочитаю кальвадос
|