Коллекции загружаются
#странные_списки #история
Список моллюсков-иглянок, из которых некогда добывали пурпурный краситель. "Классические" средиземноморские источники пурпура — Bolinus brandaris, Stramonita haemastoma и Hexaplex trunculus. https://www.researchgate.net/profile/Andreas_Heiss/publication/334519824/figure/fig4/AS:782007516790785@1563456529555/Les-Muricidae-mollusques-a-pourpre-a-gauche-Hexaplex-trunculus-L-1758-syn-Murex.jpg Пурпур первых двух видов тяготеет к красноватым и розоватым оттенкам фиолетового, у Hexaplex trunculus он уходит в голубовато-фиолетовую область (хотя это также зависит от пола моллюска и от его возраста). Если поизвращаться с технологией (ферментация там, то сё), то из Hexaplex trunculus можно получать голубой краситель тхелет. Из Bolinus brandaris и Stramonita haemastoma предпочтение, видимо, отдавалось последней, скорее всего потому, что её пурпуровая железа крупнее. Самые древние находки раздавленных раковин иглянок (XVIII век до н.э.) сделаны на восточном Крите и в Италии, столетием позже пурпур фиксируется на других островах Эгейского моря, в том числе и непосредственно в виде красителя (в фресках). Считается, что секрет выделки античного пурпура был утрачен при падении Константинополя в 1453 году. Существует предположение, что в долине Тимна (южный Израиль, в те времена под властью Египта) пурпур могли добывать в том числе из местного красноморского вида иглянок Chicoreus virgineus, но в достаточной степени обосновать его пока что не удалось. Красильщики Персидского залива использовали иглянку Thalessa savignyi: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/03/Tylothais_savignyi_%28MNHN-IM-2000-894%29.jpeg Это показано раскопками в Khor Ile-Sud в современном Катаре (красильные мастерские датированы XIII-XII веками до н.э., культурно, предположительно, поздняя касситская Вавилония). Примерно с I века до н.э. и до XIV века н.э. пурпур производили на атлантическом побережье Франции из моллюсков Nucella lapillus и Ocenebra erinaceus (предположительно, изменяя соотношение между ними управляли нюансами цвета красителя): https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a3/Nucella_lapillus_Nordische_Purpurschnecke.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0b/Ocenebra_erinaceus_%28MNHN-IM-2000-226%29_002.jpeg Мастерская по производству пурпура из Nucella lapillus, датированная VII веком н.э., найдена на острове Северный Инишке в Ирландии. Независимо от европейцев пурпур открыли индейцы Южной и Центральной Америки. Присутствие пурпура из моллюсков установлено в тканях из гробниц паракасской культуры в пустыне Окукахе и из Паракасского некрополя (около 100 года до н.э.), а также в нескольких образцах ткани из Пачамака (от 600 до 1200 года н.э.), вид моллюска не установлен. Предполагается, что это Concholepas concholepas или Stramonita chocolata, которые в изобилии водятся к югу от Кальяо, недалеко от Пачамака, и издавна употребляются местным населением в пищу: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4e/Concholepas_concholepas_%28MNHN-IM-2000-178%29_002.jpeg В Центральной Америке с сохранностью образцов хуже — пурпур установлен только в составе краски в миштекском кодексе Зуш-Наттолл, составленном в XIV веке. Но зато там сохранилась живая традиция использования иглянок для окрашивания тканей среди индейцев Коста-Рики (полуостров Никоя) и Мексики (Оахака). Для этого они применяют Plicopurpura patula и, реже, Stramonita kiosquiformis: https://static.inaturalist.org/photos/24050742/medium.jpg http://www.gastropods.com/Shell_Images/T/Thaisiella_kiosquiformis_2.jpg В Японии известна единственная находка ткани, окрашенной пурпуром — клочок такой ткани был частью браслета из Ёсиногари, археологического памятника на острове Кюсю, относящегося к культуре Яёй (примерно 100 год до н.э.). Источник пурпура — вероятно, Rapana venosa (обычная рапана, раковины которой с Чёрного моря везут как сувениры (но вообще это дальневосточный вид)) или Reishia clavigera: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3f/Rapana_venosa_01.JPG Их раковины с отверстием для извлечения железы иногда находят в Японии, но не массово, так что непонятно, применяли ли их для окраски или просто доставали горькую железу перед употреблением в пищу. Современные японцы — наследники культуры Ямато, которая, видимо, не переняла секрет изготовления пурпура у кюсюйских яёйцев, так как в последующие времена единственным красителем подобных оттенков в Японии был шикон, который получали из корней растений семейства бурачниковых. 9 февраля 2021
17 |