↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
10 июля 2021
Aa Aa
#даты #литература #цитаты_в_тему
150 лет со дня рождения Марселя Пруста, автора эпопеи «В поисках утраченного времени».
«Пруст учит нас, что время не существует. Что все возрасты нашей жизни вплоть до смертного часа остаются при нас. И что мы сами вольны выбрать для себя тот миг, который нам дороже всего». (Ф.Бегбедер. Лучшие книги ХХ века)

Несколько цитат из самого Пруста — о творчестве и о многом другом:
Сочинения с теориями подобны предмету, на котором оставили ценник.

Гениальность заключается в способности отражать, а не в свойствах отражаемого зрелища.

Талант — это благоговейно прислушивающийся инстинкт.

Впечатление для писателя — то же, что эксперимент для ученого, с той лишь разницей, что у ученого умственная работа предшествует, а у писателя приходит после.

Стиль для писателя, подобно цвету для живописца, дело не столько техники, сколь видения. Стиль — это откровение (оно невозможно прямыми и осознанными средствами) о качественной разнице в том, как проявляется мир, и она осталась бы вечным секретом каждого человека, если бы не существовало искусства. Только благодаря искусству мы можем выйти за свои границы, узнать, что видели в мире другие люди.

Прогресса в искусстве не существует — прогресс существует только в науке. Каждый художник начинает сызнова: усилия одного не способны послужить подспорьем усилиям другого.

Самую важную, единственно правдивую книгу большой писатель должен не выдумывать в расхожем смысле этого слова (поскольку она живет в каждом из нас), но переводить. Долг и задача писателя — долг и задача переводчика.

Каждый читает в самом себе. Книга писателя — это только своего рода оптический инструмент, предоставленный им чтецу, чтобы он распознал то, что без этой книги, быть может, не увидал бы в своей душе.

Обычно мы ненавидим то, что на нас похоже: наши недостатки, когда мы смотрим на них со стороны, вызывают у нас отвращение.

К дурной привычке говорить о себе и своих недостатках надо прибавить другую, тесно с ней связанную: отыскивать у других те же самые недостатки, которые есть у нас.

Суждения людей о самих себе обычно так же смешны, как мурлыканье горе-любителей пения, которые испытывают потребность напевать любимый мотив и силятся восполнить нечленораздельное свое урчание выразительной мимикой и написанным на лице восторгом, который мы не можем разделить.

Каждый раз, как она замечала в других людях хотя бы самое незначительное превосходство над собой, она убеждала себя, что это не положительное качество, а недостаток, и жалела их, чтобы не пришлось им завидовать.

Есть своего рода нравственная чуткость, не позволяющая публично выражать слишком глубокие чувства и то, что все находят естественным.

Повальное тупоумие обязывает, чтобы каждый употреблял затасканные выражения, заверяя, что не отстает от времени.

Люди не влюбленные полагают, что человек умный вправе быть несчастным только из-за особы, достойной его; это все равно как если бы мы удивлялись, как это люди опускаются до заболевания холерой, отдавая себя во власть столь миниатюрного существа, как коховская запятая. <Видела эту цитату в Интернете в таком виде: «Человек умный вправе быть несчастным только из-за особы, достойной его. М.Пруст». Вообще очень распространенный способ обращения с чужими утверждениями.>

Факты не способны проникнуть в область, где живут наши верования; не они создали эти верования, не они их и разрушают.

Даже великие люди в чем-то похожи на пошляков и черпают расхожие формулы из того же репертуара — ведь и хлеб насущный они покупают в той же булочной.

Болезнь — врач, которого мы слушаемся более всего: доброте и знанию мы умеем только обещать; страданию мы повинуемся.

Странности людей очаровательных раздражают, но людей очаровательных без странностей не бывает.

Мы испытываем своего рода чувство преклонения по отношению к людям, обладающим безграничной властью причинять нам зло.

Умному человеку не страшно показаться глупцом другому умному человеку, — вот так и светский человек боится, что его светскость не получит признания у мужлана, а не у вельможи. С тех пор, как существует мир, три четверти душевных сил, три четверти лжи, на которую людей подбивало тщеславие и от которой они только проигрывали, были ими растрачены перед людьми ниже их по положению.

Последнее слово всегда остается за эгоистами: когда они принимают твердые решения, то чем более чувствительные струны задевают в них люди, пытающиеся отговорить их, тем большее возмущение вызывают у них те, кто ставит их перед необходимостью проявлять упорство; и в конце концов их непреклонность может дойти до пределов жестокости, но в их глазах это только усугубляет вину человека, который настолько неделикатен, что страдает и оказывается правым.

Признание в бесчувственности или в аморальности упрощает жизнь так же, как и общедоступная мораль, — совершив предосудительные поступки, уже не нужно просить прощения: это лишь исполнение долга искренности.

Специфическое средство от тяжелого события — принятие решения. Это смывает поток мыслей, посвященных случившемуся, теми, которые приходят из будущего.

Твердые решения человек принимает только в таком душевном состоянии, которое длится недолго.

В тот момент, когда вы причаливаете к новой стране, вам не до работы. И так каждый день становился для меня еще одной страной. <Отличное объяснение прокрастинации.>

Если смотришь на лицо в профиль, то с него спадает маска.

За отсутствием внешних событий, приключения возникают во внутреннем мире.

Реальность всегда будет лишена очарования, свойственного образам памяти… определенное воспоминание есть лишь сожаление об определенном мгновении; и дома, дороги, аллеи столь же мимолетны, увы, как и годы.
М.Пруст. В поисках утраченного времени
10 июля 2021
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть