↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Lasse Maja Онлайн
16 октября 2021
Aa Aa
Джаред Даймонд "Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих сообществ / Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies" (1997 - 2003 гг.)
Интересное исследование истории цивилизации в поисках ключевых причин конкурентных преимуществ одних сообществ перед другими в исторической перспективе. Название книги, в общем, вполне говорящее. Написано хорошим выразительным языком, со множеством примеров, картинками, и вообще читается очень легко ::) Автор рассказывает множество занимательных историй из жизни народов Индонезии, Папуа-Новой Гвинеи, Африки и Австралии, в т.ч. таких, свидетелем которых стал сам лично в ходе многочисленных экспедиций, также пересказывает вкратце некоторые слабоизвестные, но интересные исторические факты и свои соображения по поводу теоретически возможных и невозможных альтернативных вариантов развития истории человечества.
В то же время с т.з. специальности книга не без недостатков, в некоторых из которых автор признается сам в послесловии. Некоторые пробелы, кажется, обусловлены доступными автору источниками информации, особенно на старте исследования. Так, например, в гибели скандинавской средневековой колонии в Гренландии, насколько мне известно, нет ничего специфически загадочного, только довольно обычное для Средних веков сочетание мора, неурожая и враждебного местного населения.
Часть довольно очевидных косяков обзора дьявольски очевидно вызвана травмой политкорректности и типичным американским страхом перед обвинениями в расизме, от которых он рефреном, часть за частью, открещивается, в то же время приводя противоречащие этому всему исторические факты. Так в одной главе картофель не сыграл и типа не мог сыграть большой роли в развитии американских цивилизаций, потому что де не относится к числу высокопродуктивных урожайных культур, удобных для распространения, а в другой, однако, картофель становится в буквальном смысле экономической основой кровавой экспансии Мушкетных войн на островах Новой Зеландии, как раз потому что картофель - высокопродуктивная урожайная культура, неприхотливая, удобная для распространения и дающая калорийную продукцию. И все это на фоне многочисленных утверждений что все расы конечно равны, все нации, народы, племена, и все люди тоже равны, ну просто некоторые совершают потрясающие открытия, некоторые гибнут в консервативной стагнации, а так-то все 100% равны и никто от природы не лучше других. И вообще не мы такие, жизнь такая, расизм не пройдет.
В этом смысле, в общем, читать местами даже смешно, но и страшновато. Например, когда хорошо знакомый с историей и уникальной культурой маори автор приводит их как примеры то одного, то другого качества, якобы свойственного человеку вообще, забывая напомнить что вся кровавая история маори - это история непрерывного геноцида, с которым не смогли справиться ни австронезийская экспансия, ни соседи-каннибалы, ни европейские колонизаторы со всеми своими ружьями и микробами, ситуацию изменила только демографическая политика XIX - XX гг. Есть в этом, в таких странных искажениях и толкованиях данных в угоду политике политкорректности что-то от партийной или религиозной дисциплины, или, может, приемов уклонения от цензуры, хз.
А еще для меня осталось непонятно в т.ч. почему автор с упорством, достойным лучшего применения, отрицает роль кипу как письменности - хотя узелковое "письмо" по смыслу и функциям в жизни империи инков ничем не отличается от ранней клинописи, ранней финикийской письменности или иероглифов Древнего Египта. Эротическую прозу или там философский трактат с таким инструментарием, конечно, не напишешь, но ведь эти мнемонические системы и создавались для другого: для учета налогообложения и торговых операций, долговых расписок, передачи приказов системами экстренной связи (бегом) и т.д. и т.п. И только потом, века и тысячелетия спустя, эта известная малому числу уполномоченных лиц система развивается во что-то настолько широко распространенное чтобы таким образом писать романы и фанфики. Кто знает, может, если бы не Конкиста, сегодня наряду с обычным нашим фонетическим письмом существовало бы искусство плетения изящных поэм и многосерийных гобеленов ::) Хотя вряд ли конечно...
В общем, книга интересная, наводящая на мысль, рекомендую)) #книги
16 октября 2021
14 комментариев
Так, например, в гибели скандинавской средневековой колонии в Гренландии, насколько мне известно, нет ничего специфически загадочного, только довольно обычное для Средних веков сочетание мора, неурожая и враждебного местного населения.
Гм, насколько я знаю, гибель поселений в Гренландии была вызвана тупо Малым ледниковым периодом, в ходе которого Гренландия перестала быть "грин", и стала "уайт". Что и вызвало неурожаи - в снегу морковка не растет. Ну и как следствие мор.
Lasse Maja Онлайн
Виктор Некрам, по моим сведениями сначала все-таки был завоз чумы, а потом уже фиговый урожай, цинга, вредные соседи-инуиты, то се...
Серьезные люди тоже иногда упражняются с совой и глобусом. Результат и правда наводит на мысли, все же работа проделана большая, и перетрактовать все в соответствии с линией партии было бы сложно.
А потому что кипу было скорее запоминалкой для гонца, чем полноценным посланием.У инков была до колонизации довольно стремная религия, где письменности разве что жрецов учили. Для почты - кипу ,а простому люду и того не надо, обойдутся!.
Clegane
Я слышал, что когда вавилоняне, египтяне и критяне начинали баловаться с письменностью, у них она тоже была в основном деловая и религиозно-ритуальная.
Тетя Шерон Онлайн
А мне у этого автора ещё "Коллапс" понравился
Lasse Maja Онлайн
Clegane, а клинопись была запоминалкой для сборщика налогов. Финикийская письменность - запоминалкой для купца, а древнеегипетская - для жреца. И так не одну тысячу лет прежде чем греки все опошлили и начали учить грамоте всех кого попало...
Lasse Maja
Греки все опошлили и начали умничать!
Lasse Maja Онлайн
Виктор Некрам
Записывать свои фанфики, сохранять авторство и точность воспроизведения текста, ставить протолайки и ждать проды.
Lasse Maja Онлайн
Тетя Шерон, коллапс и секс пока на очереди ::)
Lasse Maja
Нет. У инков действительно такое было, что массовой грамотности не было и близко. За грамотніми людьми и какими-то распростаненными кодексами - вам в Мексику, ацтеки учили, майя учили. Инки были упороты в плохом смысле слова. Очень. Они были упороты настолько, что на их фоне Лопе де Агирре - нормальный человек.
Lasse Maja Онлайн
Осталось добавить: "Как сейчас помню"))
Clegane
Да, люди до сих пор спорят, инки это название народа или название аристократии, а всяких крестьян за инков не считали.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть