Коллекции загружаются
Пиктографический конструктор "вотэтоповоротов" в литературе и кино (часть третья)
В неосознанных символах, архетипах и тропах Начало и обоснование здесь, вторая часть здесь, а мы завершаем наш обзор вотэтоповоротов самыми интересными и неоднозначным с моей точки зрения символами: "Смерть" и "Король жезлов". 1) Смерть Обозначает совсем не всегда то, чем называется. Более того, в отличие от "Башни" (см. первая часть), которая означает "совсем всё", руины и "до основания мир разрушим", Смерть - про резкие изменения и преобразования, но такие, где после "до основания" есть некое новое будущее. Наиболее подходящее описание для этого символа - скорее Феникс, сгорающий, но возрождающийся из пепла. В литературе и кино символу "Смерть" соответствует не коса (что было бы слишком специфично и неудобно), а глухой, надвинутый на лицо капюшон. В полном соответствии с определением аркана, данном в начале, встречается в ситуации появления героя в новом, преображённом качестве. Можно вспомнить соответствующий эпизод в 6-м фильме "Звёздных войн", где так появляется вернувшийся джедаем Люк Скайуокер. Или - из совсем свежего - первое появление Круэллы на модной вечеринке (белый плащ с капюшоном, который потом сгорает). В трилогии "Властелин колец" символ "Смерть" решён совсем буквально: Гэндальф действительно умер в схватке с Балрогом и "был послан обратно" в новом качестве. В "Докторе Кто" капюшон используется много раз, но один из наиболее показательных примеров - вернувшийся с того света (!) Мастер в эпизодах "Конец времени". Родство с понятием Смерти подчёркивается тем, что инкарнация пошла неудачно и он медленно умирает, то и дело тратя энергию во вспышках, заставляющих его скелет просвечивать сквозь тело. К той же категории относятся рыцарские шлемы (таинственный рыцарь, никогда не поднимающий забрало), маски, полумаски, радикальный театральный грим - и другие способы закрыть лицо, вплоть до чар нераспознавания внешности. Для женщин - в том числе вуаль. Важно подчеркнуть: "Смерть" всегда не только начало нового, но и символ кардинального разрыва с прежним, как правило, при сложных и трагических обстоятельствах. Появление персонажа с закрытым лицом это даже не сам момент "вотэтоповорота", а следствие вотэтоповорота, случившегося до сих пор. Возвращение к прежнему миру и прежнему себе для такого персонажа невозможно. Здесь можно привести в пример как Дарта Вейдера из "Звёздных войн", так и Мистера Икс из "Принцессы Цирка" - или, допустим, Джокера из одноимённого фильма с Хоакином Фениксом. Прежнее "я" символически "умирает", а персонаж в ряде случаев получает не только другую судьбу, но и другое имя (как во всех примерах выше). В этом плане, разумеется, многие традиционные обряды инициации полностью укладываются в значение аркана "Смерть". Характерно, что если персонаж такого плана после обретения "новой идентичности" пытается в какой-то момент вернуться к прежней, то его как минимум ждут большие неприятности, а в отдельных ситуациях - смерть. Причём уже не символическая. Однако существуют ситуации, когда персонаж одновременно существует как "в маске", так и "без маски" (многие классические супергерои, начиная с Супермена, где роль такой маски играют очки). Здесь главное условие спокойной нормальной жизни - чёткое разделение ролей, почти на грани раздвоения личности. "Возвращением" или "снятием маски" здесь становится попытка совмещать два образа или рассказать кому-нибудь, кто персонаж на самом деле. 2) Король жезлов В колоде Таро "Король" - это персонаж с жизненным опытом и авторитетом. Специалист, начальник, хозяин, руководитель - и так далее. Все короли чем-то похожи по образу, но по символике сложнее всего отличить "Короля жезлов" от "Короля мечей", ибо в фэнтези, например, что только не встречается в качестве атрибута персонажа... Здесь важно помнить следующее правило: "меч" - орудие нанесения урона или как минимум защиты, а "жезл" - орудие власти. Поэтому палица, булава и дубинка, несмотря на абсолютное портретное сходство с тем, что рисуют на колодах в качестве "жезла", по своей функции - меч. Как и любые виды боевых палок / жезлов. И такое различие не случайно. "Король мечей" это персонаж, активно действующий сам. В качестве полководца он в первых рядах войска, в качестве руководителя - львиную долю работы взваливает на себя и может заменить любого члена команды, а то и всех. В ряде случаев он и вовсе может не иметь постоянной команды (как Ведьмак из одноимённой серии книг). Он работает за счёт личного напряжения всех сил во имя цели. Его видно. Он в центре внимания. Король же жезлов - это тот, кто указывает направление другим. Иногда гуру, учитель, предводитель - иногда политик, дипломат, манипулятор, переговорщик... очень часто и то, и другое одновременно. Король жезлов обычно умеет многое, но старается делать по-минимуму, предпочитая направлять других и "дёргать за ниточки". Это персонаж, который никому не доверяет, но считает окружающих не то чтобы предсказуемыми... а в целом подверженными тем или иным воздействием - от рекламы, внушения и убеждения до угроз и шантажа. Конкретика зависит уже от персонажа как такового. Но одно верно - "белых и пушистых" среди них исчезающе мало (если есть вообще), а в основном это личности как минимум с сероватой моралью. Однако как же опознать символический жезл как атрибут в литературе и кино? 1) Это по-прежнему должен быть предмет, похожий на жезл внешне. 2) Он должен быть более-менее уникальным (то есть не встречаться у каждого второго персонажа сеттинга) 3) Он должен нести иную основную функцию, чем оружие. При этом использовать его как оружие "в крайнем случае" не возбраняется. Скипетр? Разумеется. Волшебная палочка? Когда это палочка феи-крёстной из "Золушки" - то да. А в "Гарри Поттере" - нет. Нет признака уникальности. Палочка Белой Колдуньи в "Хрониках Нарнии" - тоже не жезл, несмотря на уникальность и признак власти, т.к. используется эта палочка именно как оружие. Самая полноформатная и близкая к оригиналу вариация жезла - посох. Характерно, что на изображениях Моисея посох пастуший (с крюком на вершине), что подчёркивает функцию "вести и направлять" - хотя лично мне порой казалось, что это так сказать поздняя трансформация, а вообще-то он позаимствовал из своей "прошлой жизни" египетского жреца аналогичный посох с головой кобры... Но сие недоказуемо и апокрифично, ни к чему не призываю и ничего не доказываю. Посох мы видим у Гендальфа в "Хоббите" и "Властелине колец", где он в полной мере задействует свои способности замотивировать других на то, в чём они вообще не собирались участвовать. У его бывшего "коллеги" и оппонента Сарумана эта гипнотизирующая способность вообще является системообразующей. Однако, как мы понимаем, посох - штука, уместная далеко не в любом сеттинге. И здесь его заменяет уменьшенная копия с сохранением функции "опираться при ходьбе" - трость. От трости Воланда из "Мастера и Маргариты" (который сам, в отличие от своей "свиты" мало в чём участвовал, но организовывал-то как!) - и до трости заглавного персонажа "Доктора Хауза" (опять же, никогда не работавшего без "команды" и на конкретные задания посылавшего именно их). Будь то Витинари из "Плоского мира", Мистер Голд aka Румпельштильцхен из "Однажды в сказке" - их отличает чёткое видение образа мира и, скажем так, навыки специалистов по кадрам - они понимают, кого, как и на что можно сподвигнуть. Несколько более мирно на этом фоне смотрится, например, Йода из "Звёздных войн", выступающий в амплуа классического "учителя", который готов подготовить другого, но сам больше никогда и ни во что не сунется. Или, допустим, Эркюль Пуаро - тоже большой знаток человеческой психологии, в целях расследования ни раз и не два прибегавший к психологическим манипуляциям и дезинформации, а всю лишнюю "полевую" работу традиционно спихивавший на помощников и Скотланд-Ярд. Но всё же в сравнении с другими он нетипичен - глобальных целей перед собой не ставит и довольно много действует сам. Кто решительно выбивается из картины - так это Люциус Малфой из "Гарри Поттера". Вроде всё нормально: и уникальный предмет, и властные замашки... но характер и масштаб персонажа вообще не сопоставимы с образом "Короля жезлов"! Ни одного попадания, кроме пары-тройки откровенно неудачных интриг, вроде подбрасывания дневника. Видимо, причиной послужило то, что образ в киноне - плод творчества скорее Айзекса, чем Роулинг, и в результате персонаж получил иной имидж, чем предполагалось, исходя из его характера. Но, как можно заметить, Люциус в качестве манипулятора умного и искусного время от времени появляется в фанфиках - т.е. имидж может побуждать фикрайтеров придать ему недостающие черты самостоятельно. #Статьи #про_литературу #про_кино и #про_фанфики 29 марта 2022
9 |
Ура! Продолжение! Будем мотать информацию на ус))
1 |
мисс Элинор
Хотела сказать, что не продолжение, а окончание... а потом увидела, что я ещё "Солнце" и "Колесо фортуны" не рассказала... значит и правда - "продолжение" 1 |
flamarina, и это отлично!
1 |