↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Парящий
23 июня 2022
Aa Aa
#опрос

К какому жанру стоит относить книги о Гарри Поттере? Приветствуются пояснения вашего выбора.

Жанр

Публичный опрос

Эпическое фэнтези
Героическое фэнтези
Городское фэнтези
Свой вариант (в комментариях)
Проголосовали 46 человек
Голосовать в опросе и просматривать результаты могут только зарегистрированные пользователи
23 июня 2022
3 комментариев из 25 (показать все)
Матемаг Онлайн
Scaverius, если будете отвечать развёрнуто, заранее извините, если не сразу отвечу или не отвечу. Болею сейчас, а в блогах в целом редко бываю. Но мне нравятся такие переписки. Просто сейчас не всегда есть на них силы.
Матемаг
Scaverius, если будете отвечать развёрнуто, заранее извините, если не сразу отвечу или не отвечу. Болею сейчас, а в блогах в целом редко бываю. Но мне нравятся такие переписки. Просто сейчас не всегда есть на них силы.

Спасибо. Я написал развернутый ответ, но сайт заглючил и ответ не сохранил почему-то. Поэтому тоже напишу позже, сегодня вечером.
Матемаг

Отвечу по пунктами и не цитируя вас (чтобы не получилось как в прошлый раз)

1. Давайте понятия определим. Жанр - это совокупность литературных произведений одного направления, характеризуемая спецификой употребляемых литературных приёмов (поэтические или прозаические жанры), характером сюжета и персонажей, а также наличием устойчивых архетипов. Например, в рамках жанра приключенческого романа/новеллы есть архетип "фронтира" (который маркирует принадлежность этого конкретного приключенческого романа к американскому поджанру), есть архетип "одиссеи" - когда главный герой ищет чего-то очень ценное и проч. В общем, у жанра есть четкие, определяемые характеристики, которые группируют внутри него массу литературных произведений разных авторов. И эти произведения как правило НЕ объединены одним сеттингом.
Сеттинг - это про другое. Сеттингов столько же, сколько и вымышленных Вселенных. Сеттинг - это место действия, вымышленная Вселенная, чаще всего касающаяся романа или серии/цикла романов одного автора. И всё. Поэтому жанр ГП - это городское фэнтези, а сеттинг - это "мир ГП". Есть "мир ГП", есть "мир Арды" и проч. Но всё это бесконечно ниже понятия жанр. Один жанр может вмещать в себя кучу поджанров, а также десятки тысяч сеттингов. Есть сеттинг "Светлый Ард" (мир Теда Уильямса), есть сеттинг "Разрушенная империя" (Лоуренса). И даже такой вид искусства как компьютерные игры имеет свои сеттинги и свои жанры. Так, в жанре "стратегия реального времени" есть такие игры как Starcraft, Stacraft Broodwar, Starcraft 2, Warcraft, Warcraft 2, Warcraft 3. При этом первые три игры - это сеттинг вымышленной Вселенной (сеттингу( Starcraft, а три последние принадлежат Вселенной (сеттингу) Warcraft. А жанр у них у всех 6-ти один - стратегия реального времени, которая характеризуется тем, что игрок строит базу и строения, добывает ресурсы и нанимает войска параллельно с аналогичными действиями другого игрока.

2. Почему ГП не "сатирическая полусказка"? Потому, что такого жанра как "полусказка" просто не существует, для него нельзя выделить каких-то общих черт. Есть сказка, а есть фэнтези. Это два разных жанра, имеющих свою основу в мифе, да. Но сказка - это про другое. Сказка имеет фиксированный сюжет, который реализует косвенно сам миф. Так, миф про заколдованную мертвую богиню превращается в нравоучительную сказку о мертвой Белоснежке или царевне. Миф про страшного властелина подземного царства превращается в сказку про Кощея Бессмертного, которая является по сути отрывком тех настоящих безобразий, которые Кощей - царь смерти, творил в мифе (который до нас не дошёл). Итак, сказки - это трагедийно-мистические или нравоучительно-фантастические истории, материал которых взят из мифа. Фэнтези же может косплеить миф, но не взято из мифа. Фэнтези строит "свой собственный мир со своими мифами". Вот и всё. А сатирой ГП не является только потому, что целью повествования в ГП, целью завязки, кульминации и развязки сюжета, а также целями персонажей не является сатира на реальный или условный мир.

3. Почему ГП не биографический роман? Потому, что в строгом смысле любой биографический роман - это хроника жизни отдельного человека, пересказанная особым языком. В центре биографического романа всегда стоит или человек или семья людей, связанных кровными узами. Цель и смысл биографического романа - показать то, как развивается и изменяется герой. И всё. Поэтому например, "Подросток" Достоевского - это не биографический роман, а "Луна и грош" Моэма или "Еврей Зюсс" Фейхтвангера - биографические романы. Потому что смысл романа Достоевского - в том, что происходит с оторванными от почвы людьми, с людьми с "западническими" фантазиями - Подростком, Версиловым, Крафтом. Цель не показать как меняется юноша - главгер, хотя он и в центре повествования. И если бы даже Достоевский написал серию романов про данного персонажа, то целью было бы совершенно другое. То же и у Роулинг. Романы о ГП - это не романы про "изменение ГП". Изменяется мир вокруг ГП, сам ГП во многом остается тем же наивным идеалистом, каким он был. Он - архетипический герой, а не герой биографический. В том смысле, что он определяется в серии романов не как "просто человек со своими недостатками", а как персонаж "стороны Света и добра". Он - избранный. В этом смысле ГП больше похож на Библию и вообще на религиозную литературу. Сам Гарри Поттер - это "романный Христос", он должен умереть и воскреснуть, отдав жизнь за людей, чтобы победить Зло. Биографические герои такими вещами не занимаются от слова совсем.

4. Почему ГП - это всё-таки фэнтези. Да, я предвижу возражения, что мир магов упрощён и т.д. Хотя он не упрощён, просто в ГП нет смысла описывать все детали. И во многих других вымышленных Вселенных вовсё не всё детально описано, например в том же "Ведьмаке" Сапковского есть куча пустых мест. В общем, ГП - это фэнтези потому, что конец ГП парадоксален и не предрешен заранее. В сказке конец как правило логическим образом вытекает из повествования. В ГП нам всю дорогу намекают, что ГП должен убить Волдеморта и тогда всё, один герой победил другого и конец. Если бы ГП был сказкой, ГП вызвал бы в конце Волдеморта на дуэль и убил бы его. Но ГП - это фэнтези и поэтому последний крестраж уничтожает вовсе не ГП, а также ГП приходится осознать, что в нём самом часть Волдеморта. А этого уже в сказках нет. В сказке герой может осознать себя злым и измениться к добру, осознавать себя добрым или вообще себя никаким не осознавать (как трикстеры всякие, Иванушки-дурачки и проч.). Но он не может осознать, что часть его - это зло, а часть - добро. Это уже высокая мысль, почти богословская. Иными словами сказка не может напрямую "быть как миф", А фэнтези - может. Вот в сказке Золушка, Белоснежка и проч. - сюжет всегда предсказуем. Всегда герой проходит через испытания и получает награду. В балладе "Руслан и Людмила" конец предсказуем и поэтому это сказка. В сказке всегда не просто добро торжествует, но это происходит прямым путём. Если бы Толкин писал "Властелин колец" как сказку, то там добрый орёл Гвайир просто отнёс бы Фродо к Роковой горе и высадил бы у подножия (чтобы Назгулы не заметили). О, Фродо бы страдал! Как бы он страдал! Он бы не мог бросить кольцо в лаву сразу, целый час бы раздумывал. Но потом всё же собрался бы и бросил (как вариант - сам себе руку или палец отрубил бы). И всё. Но Фродо не сказочный герой и поэтому всех спасает Голлум, а идти к Роковой горе приходится через страшные лишения, когда герой почти теряет себя, становится злым целиком.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть