↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Scaverius
22 июля 2022
Aa Aa
#сериалы #Сверхъестественное #архетипы #фронтир #ночные_рассуждения #возможны_спойлеры

Доброй ночи всем, кто не спит! Решил поговорить о наболевшем. О фронтире. Определюсь с понятиями. Фронтир (англ. frontier — «граница, рубеж, пограничье») в истории США — зона освоения Дикого Запада, попросту говоря, зона колонизации. Миф фронтира создан английскими поселенцами США - это "ковбойский миф", где присутствуют отважные герои, коварные индейцы, злодеи-разбойники и проч. Из "вестернов" и приключенческих романов (а также комиксов) фронтир перекочевал во все виды американского искусства - в прочие жанры литературы, кинематограф и на телевидение.

А причем тут сериал "Сверхъестественное", спросите вы? А вот при чём. Когда я начинал смотреть сериал мне казалось, что я выдержу максимум пару серий. Ну не особо я городское фэнтези на экране люблю для такого и даже экранизации "Дозоров" мне никогда не нравились. Тем более тут вообще какая-то подростковая мистика, скорее. Постепенно сериал "затянул" такого впечатлительного человека как я и "проглотил". Но я люблю анализировать буквально всё (на данный момент моей жизни не так сильно, как в 14 лет, когда, проезжая в троллейбусе мимо дерева, я пытался понять, каков экзистенциальный смысл этого дерева и почему мы с ним встретились именно сейчас и даже что оно обо мне думало бы, если бы умело думать). И от этой потребности в анализе я перешел к самоанализу. Что может привлекать в "Сверхъестественном"? Динамичный сюжет? Да не особенно, кинобоевики, тот же "Терминатор", к примеру и подинамичнее будут. Мелодрама? Мелодраматический момент сериала мне честно говоря надоел, он отдает фан-фикшеном и эта постоянная "игра сценариста на публику" уже достала. Концепцией мироздания? Досмотрел я сериал до 5 серии 10 сезона и понимаю, что мироздание в этом сериале - сплошной отстой. Ну сами посудите:

1. В принципе в мире "Сверхъестественного" нет ничего сверхъестественного, простите за каламбур. Все существа этого мира - это люди. Монстры - это бывшие люди - ну или они произошли от какого-то прамонстра (который тоже был скорее всего бывший человек), исключение - это Левиафаны, но что это за ужасть, не пояснено. Демоны - бывшие люди. Ангелы - это люди с крыльями и "благодатью", причем "благодать" - это "вещь". Да. там есть еще всякая "мелочь", вроде языческих богов, но на них всем плевать, так что не считается.
2. В мире "Сверхъестественного" Бога нет. Не, есть какая-то жалкая пародия, то ли демиург, то ли наблюдатель. По идее бог там - это просто "верховный правитель Небес". И всё. Должность. Даже ангел, подсобрав магических сил, может стать на какое-то краткое время богом. А уж архангелы вообще имеют божественные черты - могут воскрешать, спокойно обращать время вспять и проч. Непонятно зачем в этой концепции он вообще нужен.
3. Постоянно подчеркивается, что у человека есть свобода воли. Тем не менее главным персонажем реальности является Смерть. Смерть вообще - это единственный персонаж, который нам представлен как абсолютно всемогущий (да возможно его потом сделают уязвимым, но важно же не что потом, а что сейчас). И это понятно, во Вселенной где все умирают, где демоны и ангелы могут стать людьми - Смерть - это настоящий Бог.
4. В этой Вселенной есть еще одна проблема - сверхъестественное зло есть, сверхъестественного добра нет. Ангелы - это уроды (dicks), демоны еще хуже, Бога нет, Он просто "свалил". По сути единственное добро - это два брата-акробата (они же главные герои фильма). В общем-то в такой Вселенной я бы жить не хотел (даже атеистическая Вселенная, где ничего сверхъестественного вообще нет, лучше Вселенной сериала на порядок).

Так что же в сухом остатке и при чем тут фронтир? А вот при чем. Романтика фронтира как литературного архетипа в том, что герои - преодолевают, превозмогают трудности в процессе освоения нового пространства. Неважно что это за пространство - тайга Сибири, прерии Канзаса и т.п. Это могут быть вымышленные острова Одиссея (у Гомера). Это может быть путешествие Лемюэля Гулливера в новые неизведанные земли. Первая составляющая фронтира - это путешествие. Но не последняя. Вторая составляющая - это борьба, превозмогание. Ковбои борются с индейцами, казаки в Сибири - с местными ханами (еще помнящими Чингисхана). Уничтожение врага, изучение врага, подбирание ключей к тому, чтобы его уничтожить. Главные герои этим и занимаются - они охотники на монстров, приключенцы. Для них, как в той песне "в десятках разных мест, фанатам-приключенцам всегда найдётся квест". Какое ж приключение без врагов. Ну и последняя составляющая, архетипическая, невидимая и манящая - это посредничество. Главные герои Сверхъестественного - как Баба-яга русских сказок, стоят на границе обыденного и пугающего, жуткого. Они защитники человечества от монстров и одновременно люди их боятся (постоянный рефрен сериала "не хотел бы я знать ,что знаете вы", говорит очередной спасенный спасителям). И правильно говорит. В общем, они на границе Света и Тьмы, всегда ходят по грани, всегда на острие невидимого меча, который отделяет обыденную иллюзию от жуткой истины. Обывателю всегда хочется, прихлебывая пиво на диване, посмотреть на "героев", но жить такой жизнью он бы не хотел.

Вот так и бегают наши герои, Дин и Сэм по "просторам" неизвестной никому таинственной "Америки монстров", изучают, исследуют, сражаются и убивают. В этом секрет сериала, поэтому его с удовольствием смотрят американцы. Это - героический архетип "американского разлива". У нас казаки так и остались субэтносом, который потом "прижали к ногтю" и "съели". То, что сейчас называется казаками, это, пардон - жалкий косплей великого прошлого. У нас фронтир не стал национальной мечтой (хотя его элементы всегда присутствуют, в любой культуре, см. в СССР - это был БАМ, романтика освоения тайги). У американцев - стал. Американцы подсрзнательно его ищут, к нему идут и тяготеют. Но и человечество в целом жаждет "осваивать неизведанное". А в ХХI веке с этим дефицит - планета освоена, мир "расколдован", подсознание - изучено, Космос - недоступен еще на долгое время (по крайней мере далекий Космос). Куда бедному человеку податься? Вот он и подался - в фэнтези, в мистику и проч. И там ищет "пространства неосвоенного". В этом смысле "Сверхъестественное" умудрилось "очистить христианскую идею от христианства" и, сохранив "христианский сеттинг" его полностью представить как "небывалый", "новый". Отсюда нарочитый идиотизм космогонии. Не в ней дело. Космогонию "снесли" к фигам собачьим сознательно. Библию все американцы читали. Теперь им хочется посмотреть на "фанфики". Вот такой бред по ночам в блогах пишу. Как-то так.

P.S. У сценаристов по моему были попытки (ближе к 5-му сезону) поиграть в серьезный эпик. И пятый сезон "почти" это сделал и даже попытался поставить точку. Но - всё испортили "фанаты сериала", которым нужно было продолжение. Неумение ставить точку - это тоже американская, очень американская вещь (в конце концов телешоу - это бизнес).
22 июля 2022
6 комментариев из 31 (показать все)
Scaverius
Справедливости ради изгоняли ножом, когда уже стали постоянно получать трупы после экзорцизма. Когда тела уже давно были мертвы, а "жили" только когда демон был внутри
Исповедник
А такую картину они тоже как-то показали. Из паралельной вселенной
Исповедник
Божественный контроль - это канон
Такое обсуждение пропустила((
Пятница
Scaverius
Справедливости ради изгоняли ножом, когда уже стали постоянно получать трупы после экзорцизма. Когда тела уже давно были мертвы, а "жили" только когда демон был внутри

Ну да, но шанс, что все они такие - не так уж велик.
Пятница
Scaverius
Справедливости ради изгоняли ножом, когда уже стали постоянно получать трупы после экзорцизма. Когда тела уже давно были мертвы, а "жили" только когда демон был внутри
Всё же не все.
Там была пара эпизодов, когда захваченный демон менялся с одержимым контролем.

Но в основном — сохранность тела демона не особо волнует.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть