↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
10 сентября 2022
Aa Aa
#картинки_в_блогах #времена_года

Николай Александрович Сергеев (1855-1919). Сад
Уроженец Харькова, ученик известного пейзажиста Л.Ф.Лагорио, Николай Сергеев пользовался успехом и у публики, и у критики. Он принимал участие в организации Санкт-Петербургского Общества художников, а в 1910 г. был удостоен звания академика по классу пейзажной живописи, несмотря на то, что не получил никакого формального «профобразования».
Своим художественным кредо Сергеев объявлял два взаимодополняющих принципа: верность натуре (анализ) и обобщающая эмоция (синтез):
Пейзажист должен упражняться двояко: во-первых, писать этюды с натуры, чтобы изучить в совершенстве анатомию природы; во-вторых, должен вдумчиво наблюдать ее и фиксировать в своем воображении то или другое настроение, тот или другой момент. Только при наличности второго условия художник может назваться большим, всеобъемлющим пейзажистом.
Художник скончался от тифа во время гражданской войны — и после смерти был быстро (и несправедливо) забыт: во многом потому, что классическая реалистическая живопись стала немодной. Революционная эпоха и в искусстве жаждала броских, кричащих «революционных» форм.
А элегические пейзажи Сергеева, к числу которых относится и «Сад» (1889), окутаны легкой дымкой почти чеховской предосенней меланхолии: еще не ностальгией, уже — предчувствием утрат… Кажется, будто по этой аллее, закрыв хлипкую калитку за хозяйской коляской, только что протащился дряхлый Фирс.
Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
как мне ни странно и как ни печально, увы, —
старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
Годы проходят, и, как говорится, — сик транзит
глория мунди, — и все-таки это нас дразнит.
Годы куда-то уносятся, чайки летят.
Ружья на стенах висят, да стрелять не хотят.
Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.
Белые бабочки вьются над желтым огнем.
Дом заколочен, и все позабыли о нем.
Дом заколочен, и нас в этом доме забыли.
Мы еще будем когда-то, но мы уже были.
Письма на полке пылятся — забыли прочесть.
Мы уже были когда-то, но мы еще есть.
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит — о, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струна запоет…
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом.
Мы уже были, но мы еще будем потом.
Старые ружья на выцветших старых обоях.
Двое идут по аллее — мне жаль их обоих.
Тихий, спросонья, гудок парохода в порту.
Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту.

Юрий Левитанский

#поэзия
10 сентября 2022
2 комментария
Ой какой роскошный реализм *_* Спасибо!
Такие цвета уютные, загляденье.
А художника очень жалко.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть