↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
6 октября 2022
Aa Aa
#картинки_в_блогах #времена_года

Питер Элленшоу (1913–2007). Площадь Сан-Марко в Венеции. Дождь

Англичанин Питер Элленшоу (жил также в Ирландии и США) много работал в кино, особенно в студии Диснея, в качестве художника по спецэффектам.
Пейзажи его реалистичны — и одновременно поэтически воплощают сам дух местности, ее genius loci, что видно и на этой картине.
Осень, — писал Питер Акройд, — пора дождей, время года, когда Венеция проявляет себя в полной мере. Осенний воздух — воздух меланхолии и прощания: в нем разлит приглушенный серый цвет, а небо приобретает жемчужный оттенок.
Аверроэс, философ XII века, первым рассчитал, что Венеция находится на широте 45°, в средней точке между экватором и Северным полюсом: это подчеркивает ее статус города «между».
Венеция была пограничной зоной между верами. Католичеством и православием. Исламом и христианством. Поэтому здесь было так много религиозных реформаторов разного толка. В XIX и начале XX века город стал притягателен для гомосексуалистов, которых привлекали местные мальчики и гондольеры. Сюда приезжали обманщики и мошенники всех сортов, разорившиеся финансисты и проигравшие политики, опозоренные женщины и авантюристы, алхимики и шарлатаны. Людей без корней притягивал город без корней.
П.Акройд. Венеция. Прекрасный город
Веками Венеция являлась центром мировой торговли. Когда эта роль уплыла у нее из рук, она не пала духом и превратила в товар саму себя. Стало банальностью, что туристы не видят «настоящего» Парижа или «настоящего» Лондона; но к Венеции это не относится: именно туристская Венеция и есть самая настоящая и реальная. Архитекторы и дизайнеры приложили массу усилий, чтобы придать ей «настоящий венецианский» вид, а точнее — его иллюзию: недаром этот процесс называют «диснеификацией». Количество приезжих начало превышать число местных жителей уже с 1840-х годов. Теперь каждый год сюда прибывают миллионы туристов, в то время как собственное население города составляет менее 60 тысяч человек. Зато в изобилии алчные и наглые чайки — и особенно знаменитые голуби Сан-Марко, находящиеся под непосредственным покровительством самогó святого.
Венеция — это город воды, вглядывающийся в собственное отражение: кажется, будто у него нет иного фундамента. Недаром она стала городом зеркал, двойников, городом всевозможных «обманок» и бесконечного маскарада. И сам город — обманка: он выстроен из кирпича, но замаскирован мрамором. Для путешественника это скорее город зданий, а не людей. Даже знаменитая работа Джона Рёскина называется «Камни Венеции».
Сердце города — площадь Сан-Марко. Ее очарование тоже покоится на искусно построенной иллюзии. Рёскин рассуждал о «двуличности» собора Святого Марка, где внутренняя и наружная отделка совершенно разные. Пол базилики слегка волнистый — камень напоминает о море. Дворец дожей благодаря длинной двухъярусной аркаде создает иллюзию воздушности и простора; глубокие тени внутри аркады служат как бы метафорой основания. Верхняя часть фасада отделана мраморными плитками, имитирующими узор булата: они мерцают в свете лагуны.
Наверное, не случайно этот город дал миру великих художников, а не великих писателей. Литература (замечал тот же Питер Акройд) задает вопросы и ставит проблемы — она способна подорвать существующий порядок и даже спровоцировать революцию, тогда как живопись и музыка утверждают и прославляют, вселяя в души людей стремление к гармонии и стабильности.
«Перемены нужны лишь тем, кому нечего терять», — утверждает типично венецианская пословица.
6 октября 2022
2 комментария
Мммм какая симпатичная акварель ::)
потрясающе.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть